Песни об оружии. Баллада о мече. Иной путь

Мария Янтарева
I.

Я был рожден в огне кузнечном,
Как брат мой – оба мы мечи.
Хотел сыскать я славы вечной –
При свете дня или в ночи.

О, как горел я нетерпением,
Миг долгожданный торопил!
А брат в ответ мне усмехался –
С рождения хладнокровным слыл.

Настал однажды день заветный,
И двое в кузницу вошли.
Один высокий да приметный,
Другой – темней, чем горсть земли.

Один – видать, великий воин,
Другой же – странствующий купец.
Я взволновался: ведь достоин
С тобой я быть, мой удалец!

Но разрешилось все иначе:
С воителем ушел мой брат.
Меня же взял купец – о, как же,
Тому я был тогда не рад!



II.

Зачем купцу оружие честное?
О том и думать было мне невмочь.
Я перестану скоро быть собою,
Прочь от купца, скорее прочь!

Но разве мыслимо такое?
Хозяин он, ему принадлежу.
И потому мой гнев, мои мольбы – пустое.
Я с горечью на дом его гляжу.
Томиться в ножнах дорогих,
Неужто буду я теперь?
Куда привез меня купец?!
Не для тебя я – мне поверь!

Меня не слышит он – и радостно лицо:
Ведь приобрел занятную игрушку,
Искрится в чарке золотистое винцо,
И с нею он возлег на пеструю подушку.

А мне кричать воистину пора:
Отныне место мне отведено в гостиной.
Здесь марево от воскурений, дым, жара,
Я на стене – «подарок» предков дивный.



III.

Красуясь перед важными гостями,
Ты говоришь, что мной владел твой дед,
Что верно я служил ему годами,
Не раз спасал его от всяких бед.

Такую ложь мне, право, слышать тяжко.
О, кабы вырваться из прочных пут!
Но крепки эти ножны – не пускают.
А птицы за окном поют, меня зовут.

Зовут они меня бежать – на волю, 
В морской простор, к огням ночных костров,
А мне, увы, досталась злая доля –
Быть вечным украшеньем ковров.

Здесь только тишь, да блеск, да благодать.
А где же, где же жаркой битвы звон?
Не для спокойной, мирной, легкой жизни
Был я рукою мастера рожден!

Ночами долгими, глухими снится  рать.
То войска бесконечные ряды.
И слышу голос, полный гнева и вражды:
– Меч чужедальний, как тебя назвать?

Молчу в ответ – я безымянен ныне,
Не довелось мне имя получить,
Прозванье, что дают удачливым собратьям,
Мечом ни дня не смог я послужить.

Обиды этой жгучей горек вкус
Каких богов сумел я прогневить?
Я стал безликою, бессмысленной игрушкой,
А ведь мечтал клинком разящим быть!



Июль 2015г – 30 августа 2015 г.