Об опыте дистанционного обучения

Елена Плюснина
В настоящее время все чаще при получении высшего образования, а также в процессе повышения квалификации используют дистанционное обучение (ДО).

1 часть. Хочется поделиться своими впечатлениями о том, как меня обучали при помощи ДО и как мне удалось самой применить этот способ обучения.

Существуют разные программы, помогающие осуществлять ДО.  Я училась с помощью обучающей платформы Elluminate live! Это обучающая платформа для интерактивного преподавания в реальном времени. У меня, как у преподавателя, привыкшего читать лекции и проводить семинары для учителей, непосредственно общаясь с аудиторией, было предвзятое отношение к такому обучению. Однако я пошла на курсы из простого человеческого любопытства и, чтобы «идти в ногу со временем».

Наши преподаватели Наталья и Виктор Зингер находились на Аляске, а мы обучались в Санкт-Петербурге в СПбГУСЭ. Они понимали, что не все могут «радостно приветствовать» ДО и поэтому на первом же занятии предложили нам в интерактивном режиме (т.е. мы писали все сразу и видели, что мы пишем на экране) написать «За и против интернет образования»). Написали много. Я могу привести пример того, что было написано мною.

За: Обеспечивается интерактивность в восприятии и переработке материала. Это обеспечивает и поддерживает интерес к занятию на протяжении всего времени занятия. Развивает активность самого человека.

Против: В процессе обучения придется отвыкать от уже выработанных привычек: напр. смотреть в глаза говорящему, сразу получать обратную связь. Техническое обеспечение может подвести. Нагрузка на зрение увеличивается. Через «энное» количество лет преподаватели разучатся говорить (читать лекции) без технического сопровождения.
(Прим. Надо сказать, что однажды я уже испытала некоторую растерянность от того, что готовилась читать лекцию по слайдам, а  пришлось читать без технического сопровождения. Очень некомфортное состояние.)
 
Преподаватели пообещали, что они постараются сделать нас сторонниками ДО, которое проходит в интерактивном режиме в реальном времени.

Первое неприятное ощущение появилось сразу, как только нам объявили о том, что мы должны будем сдать (написать) работу в конце ДО по своему предмету (т.е. еще сторонниками не сделали, а требование уже предъявили). Далее в процессе обучения интерактивность была настолько высока, что я со своими «средними» навыками владения компьютером еле-еле успевала за группой. Чувство было такое, как будто ты несешься вскачь без передышки, однако, при этом интерес к занятиям не пропадал.

Кроме этого мне, конечно, было интересно, как методически выстраивался материал. Надо сказать, что само преподавание велось как традиционным способом (изложение материала с опорой на слайды) так и  с использованием технических возможностей программы: блиц-опросы (результаты подсчитывала программа), посещаемость занятий, активность участия на занятиях тоже фиксировалось программой, была возможность поиска материалов в интернете прямо на занятии, возможность работать в группах, несмотря на то, что находились мы все в разных местах. Итогом нашего обучения стало построение своего преподаваемого предмета в режиме ДО, рассказ другим о своем предмете, у нас сформировалось портфолио из прослушанных занятий, инструкций, правил и т.д.
 
Надо сказать, что за период обучения я увидела много положительных моментов такого обучения, оценила мастерство преподавателей, их увлеченность таким обучением, но «стопроцентным» сторонником интернет-образования, я все-таки не стала. Я уверена, что интернет-образование нужно обязательно сочетать с непосредственным общением с преподавателем. Хотя, может быть, это мое слишком субъективное мнение.

Через некоторое время у меня появилась возможность позаниматься со студенткой при помощи дистанционного обучения, но не в реальном времени, а с пересылкой заданий и получением ответа. Важно отметить, что перед тем, как начать ДО, студенткой был прослушан мой курс лекций в обычном режиме, т.е. у нас была возможность познакомиться друг с другом.

Теперь предоставляю возможность самой студентке рассказать о своих впечатлениях от занятий.

2 часть.

Как родился мотив - взяться за такую учебу...

Очень просто. Этим летом, я для себя осознала, что должна себе позволять делать все, что захочу и отбросить былые предрассудки. Вот я захотела пойти в "Иматон" на какой-нибудь семинар. (Раньше бы я подумала, зачем тратить деньги на то, что может не пригодиться). Выбрала семинар "Обучение осмысленному чтению детей младшего школьного возраста". Сначала я подумала, что знания, приобретенные на этом семинаре пригодятся мне для работы, ведь я работаю с детьми.

Чуть позже я открыла для себя другой смысл. На семинаре я стала понимать, что то, что я засыпаю почти с каждой книгой, которую беру в руки не случайно. Я не лентяйка и не глупая, а книги редко до конца дочитывала, потому что не умела правильно читать. А о школьных учебниках я вообще молчу. Насколько лучше я могла бы учиться, насколько интереснее и полнее был бы этот процесс, пройди я такой курс в детстве.

Поэтому, когда Елена Михайловна предложила пройти дистанционный курс, адаптированный к взрослым, я с радостью согласилась.

Мои эмоциональные переживания во время занятий.

Я переживала из-за оценок. Очень боялась, что качество чтения окажется низким после ответов на вопросы по тексту. Это волнение мешало работе. Когда я, с помощью Елены Михайловны, поняла это и позволила себе (мысленно разрешила) получить низкое качество, оно, наоборот, улучшилось, потому что мешающих мыслей стало меньше, лучше сосредоточилась на тексте, лучше его усваивала.

Трудно было начинать заниматься, откладывала. Но по окончании процесса, когда все прочитано, баллы посчитаны, я расстраивалась, что все проходит так быстро. Я увлекалась этой работой. На занятие уходило не более 15-20 минут, вместе с заполнениями таблиц.
 
Я получала удовольствие, когда тексты были мне интересны или вызывали эмоции. И я расстраивалась, когда с плохими результатами заканчивалась работа над неинтересными мне текстами. Я себя пыталась убедить, что неинтересного не бывает, и что мне сложно потому, что раньше я такими темами  не интересовалась и мой мозг не подготовлен к их восприятию и пониманию. Над незнакомыми словами приходилось задумываться и, тут же я думала, что это уменьшает мою скорость и отпускала слово или строчку так и непонятой, тут я вспоминала о вопросах в конце текста и начинала волноваться, что не отвечу, и качество низкое будет, получался замкнутый круг. И снова помогала рекомендация педагога разрешить себе получить меньшее количество баллов. Потом я радовалась, что вышло больше, чем я себе разрешала.

Часто я чувствовала себя так, как будто занимаюсь в школе, как раньше, когда взрослые учились или доучивались и совмещали учебу с работой. Будто я и не училась в обычной школе, не посещала уроки чтения, т.е. я как будто заново читать учусь.

Меня часто посещали сожаление и обида на то, что меня не учили так раньше читать, и за то, что я так не любила чтение и все, что с этим связано.

Теперь я понимаю, что «скорость чтения», сданная учителю на положительную отметку не определяет «умение читать».

В чем я увидела «плюсы» дистанционного обучения?

Во – первых, свое собственное расписание. Выполнять задания можно, когда захочешь и как удобно: утром, днем, вечером.
 
Во-вторых,  лентяям, вроде меня, не нужно искать поглаженную одежду. Я сижу перед компьютером в домашней одежде, чувствую себя комфортно.

В-третьих, я пишу на черновиках, потом заношу информацию в компьютер, а черновики  выкидываю. Я считаю, что это тоже «плюс», мне не нужно заводить специальную тетрадь, как это происходило в школе или в институте.

Методика хорошо разработана. Вопросы для самопроверки помогают мне и педагогу понять, какие есть нюансы, недостатки над которыми нужно поработать. Я думала, что педагогу трудно будет давать мне необходимые рекомендации, не видя меня со стороны, не видя, как я выполняю задания. Но Елена Михайловна в каждом письме отвечала на мои вопросы очень четко и понятно и, даже, если я о каких-то затруднениях не упоминала, она  удивляла меня точнейшими замечаниями и рекомендациями. Я это понимала, когда начинала их выполнять. Результаты улучшались. Постепенно я накопила для себя базу основных правил, которых мне нужно придерживаться, если я хочу, чтобы чтение было более осмысленным и с хорошей техникой чтения.

О работе над самооценкой.

Методика обучения чтению предполагала возможность поработать над своей самооценкой.

Для меня вопрос самооценки – больной. Я всегда переживаю, когда принимаюсь за новое дело о том, как оно у меня получится, и как меня оценят со  стороны. В процессе работы, я постепенно научилась адекватно, взвешенно оценивать свои ответы. Где-то научилась смелее ставить себе высокий балл, а где-то наоборот подумать, насколько процентов его уменьшить, если ответ неверный, неточный, неполный.

Когда общее количество процентов за качество чтения выходило 55% или выше, я очень радовалась. Иногда я чувствовала, еще в процессе чтения текста, что он сложен для понимания. Я настраивала себя на то, что ничего плохого не случится, если общее количество баллов за ответы будет составлять, хотя бы 20% и дело пошло на лад.

Еще мою работу делало продуктивнее и приятнее очень мягко и четко написанная педагогом критика и щедрая похвала. Это говорит о том, что хотя мы проводим занятия по переписке, педагог очень хорошо чувствует ученика, как человека. Это здорово, потому что занятия перед компьютером получались пропитанные человеческой заботой и желанием помочь.

Об умении рефлексировать.

В процессе занятий задавались вопросы, требующие «отрефлексировать» свой процесс обучения.
Думаю, что это очень важное умение. Я так понимаю, что рефлексировать - это понимать самого себя, смотреть внутрь себя и разбираться в своих чувствах. Раньше для меня это было очень сложным делом. Но чем больше я понимала насколько это важно в моей жизни, тем лучше осваивала это умение.

Это очень помогло во время прохождения ДО. Благодаря тому, насколько хорошо я понимала сама себя, я могла четко написать педагогу о трудностях, которые возникали, и это, думаю, способствовало большему успеху занятий.

Привожу мое последнее письмо к педагогу, с которым мы провели в переписке целых три месяца.

Елена Михайловна, добрый день.
Поздравляю Вас с весенним днем 8 марта! Желаю Вам добра и тепла сегодня и всегда.

Я выполнила работу над последним текстом и написала сочинение.

Выполняя задания, я действительно тренировала и волю, и умение сосредотачиваться. Скорость была совсем низкая в таких текстах, где на меня нападал страх, что я не смогу усвоить его, что мне не понятен язык или что-то еще, в общем, волнение. Из-за этого возвращалась к прочитанной строчке или абзацу. Еще смысловыми блоками забывала читать и воображение не всегда включаю. Вот что я осознала. Сегодня перед чтением, я вспомнила все рекомендации, вспомнила, что страх мешает и 5 минут расслабленно посидела, формулируя положительные мысли по поводу предстоящего чтения и получилось неплохо, думаю.

Да, тексты, которые эмоционально заряжены хорошо усваивались, и еще очень легко было работать с теми текстами, которые соответствуют моему образу мыслей (тексты, касающиеся психологии человека).

Я очень благодарна Вам, Елена Михайловна, за эти занятия. Я многое открыла и только начинаю использовать полученные знания. Думаю, что, рефлексировать, выделять главную мысль абзаца, читать смысловыми блоками, не возвращаться к прочитанному, исключать свои страхи буду продолжать делать волевым усилием и скоро это войдет в привычку.(Е.Дубеньская)

Итогом дистанционного обучения осмысленному чтению явилось повышение продуктивности чтения в два раза.  Созданное пособие и выбранный способ дистанционного обучения оправдал наши надежды.

// Личность и культура №5 – 2011. - C.56 В соавторстке с Дубеньской Е
Можно подписаться на этот журнал. Индекс в Каталоге Агенства "Роспечать" 72265
Вышло новое пособие "Тренинг осмысленного и быстрого чтения" для самообучения, а также для использования преподавателями. Приобрести можно онлайн, издательство Ридеро, а также в Литрес, Озон и др. онлайнмагагинах.