Круг замкнулся. Глава 22

Шафран Яков
   ГЛАВА 22

   НЕВЕСЕЛЫЕ РАССУЖДЕНИЯ

    «Да, на дворе уже XXI век,— размышлял Курилов,— а “воз и ныне там”»… Андрей  не стал развивать свою мысль вслух и, тем более, рассказывать, что сразу после разговора с Ми-хайловым, начальником  Росспецнадзорздрава, представитель торговой компании позвонил ему и помимо оговоренного объема поставки продовольствия затребовал еще такой же и на тех же, очень льготных условиях. Да и строительство коттеджа в пригородном лесу, как говорится, по себестоимости 
было уже близко к завершению, а лицензии на руках у них так еще и не было. Но он все же ждал, что Михайлов выпол-нит свое обещание.
   Андрей  никому не говорил, как ему удалось «пробить» чиновника. Такие вещи нужно держать в секрете — мало ли кто узнает. Лицензия будет получена, раз те уже вошли во вкус, вопрос только во времени — конечно, не до второго пришествия, но… Он прекрасно понимал, поскольку время — деньги,  что чем дольше будет срок получения, тем выше цена. И его  не оставляло предчувствие — не обернется ли то, что он считает на данный момент решением вопроса, крушением всего дела.
   У Курилова было нехорошо на душе. Все было не так, как он надеялся в начале занятий бизнесом. «Тяжелое это дело — малое и среднее предпринимательство»,— подумал  Андрей про себя. Он не любил этого чуждого слова «бизнес», так и хотелось прибавить к нему известную приставку — изобретение все того же доцента-патриота с медико-физкультурного факультета ПатГУ.
   Многие  удивляются, как у некоторых людей хватает упорства и смирения вести свое дело, скажем мягко, в непростых современных условиях. Как в затянув-шуюся хмурую, пасмурную погоду хочется просвета в небесах, проблеска солнечного, хотя бы лучика, а в недалекой перспективе и ясной погоды, так и в этом отношении хочется деловому человеку и ясной политики в отношении его деятельности, а лучше бы еще и такой же практики. Но сумерки, сумерки… а в них и барьеры всякие, «спо-тыкачи» понаставлены, капканы с ловушками, избавить-ся от которых можно «легко!»,— только увеличь предварительные затраты. Как писал М. Горький в «Детстве»: «Зачем свои лошади, когда лихачи есть». А выгодно ли это для данного конкретного дела и по возможностям ли индивидуума, занимающегося им,— никого не волнует. Потому что вместо души, обращенной к человеку,— лапа в виде купюроприемника. Вот почему многие  не решаются начинать в условиях, где цель оправдывает любые средс-тва.
   Но и это еще не все — смех сквозь слезы или слезы сквозь смех. Все старо, как мир, поэтому вспомнилось крылатое выражение еще одного классика: «В России сила на службе» (Н. Лесков, «Соборяне»). Часто одинаковые (только разных уров-ней) службы ходят друг за другом и проверяют одно и то же. И при этом, наверное, молят своего бога, или как там он у них называется, чтобы ничего в этом подлунном мире не изменилось.
   А уж что касается всякого учета — документального, бухгалтерского и налогового,— всего этого вороха (вопрос — можно ли так называть килограммовые годовые папки?) бумаг, то от одного этого всякая охота заниматься предприни-мательством пропадает, ибо это уже бумагописательство какое-то.
   Тут взгляд Курилова упал на счет уплаты за аренду помещения. «Эх,— подумал он,— поднатужиться, да приобрести бы этот офис в три комнаты  в частную собствен-ность, оплатив разово требуемую цену, так можно было бы работать спокойно и планировать будущее, а значит, вкладываться в развитие. А так, при краткосрочной аренде на месяц вперед, когда неизвестно, что хозяин площади решит сделать с ней, сидишь как на чемоданах — в любое время тебя могут турнуть — какой это, к черту, бизнес, скорее, как раз то самое с доцентовской приставкой!..»
   Прав Курилов, дорогой читатель, сам подумай!  Возьми хоть кредиты, ведь огромная  трудность получить солидный кредит. Причины?  Самая простая — отсутст-вие залогового имущества (мало кто решится заложить свое какое-никакое жилье, машину и так далее) и отсутствие реального дела. А также невозможность, как мы уже говорили, спланировать что-то. Вот и получается, что для банков — и их «бедных» можно понять — кредитование малых фирм — это огромный риск. Нет, конеч-
но, если у тебя есть под залог ликвидное (читай, легко реализуемое, превращаемое в наличные) имущество, то можно получить кредит от ста тысяч рублей и более на срок до года. А вот на более длительный срок — только под залог недвижимости. И это все, не говоря о «диких» процентах!
   А ведь как здорово могло бы быть! Ну, может автор немного помечтать? Дать приоритет и всевозможные льготы на период становления тем малым предприятиям, которые заняты не просто реальным производством, а производством жизненно необ-ходимого в данной местности. Для них можно было бы решить вопросы льготного кредитования и налогообложения, дать различного рода преимущества, в том числе социальное обеспечение и специальное обучение для тех, кто предрасположен к пред-принимательству. Ведь обучают же, скажем, "урожденных" музыкантов, ученых, спортсменов (вернее обучали)…  И создать для этого необходимые законы и акты. Это было бы неплохо и для создания гарантирован-ных, защищенных и долговременных рабочих мест для населения. Мудрый наш читатель скажет — было бы желание, и будет прав!
   Вот на такие рассуждения навел автора и читателя наш Курилов. Но, будучи от рождения человеком сильной воли, с детства соотносящим себя с героями Джека Лондона, он не собирался сходить с избранного пути, несмотря ни на что. Нужно идти вперед, ведь надежда есть только тогда, когда человек что-то делает. Помолись за него читатель! А если ты не крепок в вере, то хотя бы пожелай успеха ему на его поприще.

© Шафран Яков Наумович, 2015