Круг замкнулся. Глава 21

Шафран Яков
   ГЛАВА 21

   «ПРИШЕЛ К ТЕБЕ ЗА ПОМОЩЬЮ, А ТЕБЕ САМОМУ ПОМОГАТЬ НУЖНО»

   В стране в 13-м году, казалось, не было ни одного человека, равнодушного к судьбам России. По-своему, на своем уровне и на основе своих убеждений в трактирах и гостиных, в ин-теллигентских собраниях и партийных комитетах обсужда
лись многие животрепещущие темы. И немудрено, так как прошедшее десятилетие было очень непростым и неодно-значным, насыщенным событиями, важными решениями и отказами от них, кризисами и достижениями, подъемами и новыми падениями. Очень противоречивым было это десяти-летие и во внутренней жизни и во внешнем положении страны.
   Позорное поражение в войне с Японией, гибель по существу всего российского флота, деморализовали, сделали небоеспо-собной всю армию и вместе с революцией 1905 — 1907–х годов только усилили разразившийся накануне финансовый кризис. 
   Поэтому страна была тогда в очень тяжелом состоянии.
   Знать свои слабости — это признак мудрости. И в этих условиях российские дипломаты старались проводить такой курс, который позволил бы стране не участвовать в между-народных конфликтах. Так необходим был тогда внутренний и внешний покой. Но этого было мало. Нужна была транс-формация неудач в успех, для чего требовалась большая муд-рость и воля как во внутренней, так и во внешней политике.
    Небезынтересно, что Германия, имевшая очень похожее на российское государственное и общественное устройство, так быстро наращивала обороты, что  уже превзошла по экономической мощи Англию. Германские товары теснили английские на всех внешних рынках. Военно-морской флот грозил ей потерей положения "владычицы морей".
    В этих условиях Англия, бывшая  традиционным противни-ком России, открыто поддерживавшая Японию во время войны, заключила договор с Францией. Так родилась Антан-та, противостоявшая Германии.
    Россия стояла перед выбором. С одной стороны после кри-зиса, войны и революции усилились финансовая зависимость от Франции и обострение русско-германских и русско-австрийских отношений. Так, например, в Персии, германский капитал конкурировал с российским. Кроме того, сильное сближение  Германии с Турцией угрожало русскому влиянию на Балканах и  стратегическим интересам на Черном море. Союзница Германии Австро-Венгрия также открыто проявляла свои интересы в отношении Балкан. К тому же Германия в период  русско-японской войны навязала России невыгодный торговый договор. Это все говорило в пользу союза с англо-французской Антантой, за что  и  ратовали умеренно правые, октябристы, кадеты, а также часть бюрократических кругов.
    С другой стороны родственные узы царской семьи с гер-манскими монархами, близость политических режимов обеих государств, близость государственных интересов  служили в то время сильными аргументами в пользу Германии. Союз с Германией  мог бы защитить интересы  России на Балканах  и создать тыл на Западе для планировавшегося ею реванша на Дальнем Востоке. Сторонниками такого союза были пат-риотические правые партии и правые придворно-бюрократические группи-ровки.
    Нужно сказать, что Германия активно стремилась заключить с Россией союз. И в 1905 г. Николаем II и Вильгельмом II был подписан договор об обязательствах обеих стран по взаимной помощи в случае агрессии какой-либо европейской державы в отношении одной из сторон (!). Однако это соглашение не имело какого-либо дальнейшего продолжения,  и в том же году было аннулировано Николаем II. Как говорится, «я пришел к тебе за помощью, а тебе самому помогать нужно».
    В 1906 г., благодаря новому министру иностранных дел А.П. Извольскому, Россия пыталась занять третью позицию. Планировалось заключить соглашения одно-временно с Германией, Австро-Венгрией и Англией, и урегулировать отношения с Японией. Все это делалось для того, чтобы получить время для разрешения внутренних вопросов и восстановления экономического, в том числе, и военного потенциала.
    Но интересно то, что переговоры между Россией  и Германией с Австро-Венгрией не привели к урегулированию спорных вопросов. 
    А в 1909 г. Россия потерпела дипломатическое поражение равносильное поражению в войне. Она дала согласие на при-соединение к Австро-Венгрии Боснии и Герцеговины, в обмен на открытие черноморских проливов для русских военных судов. Но Англия и Франция не поддержали этого. Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, Германия по-требовала признания этого акта, а Россия осталась ни с чем. Правительство, понимая, что страна к войне не готова, смирилось.
    На Балканах в 1912-1913 гг.  начались военные действия. В этих условиях правительство, осознавая неподготовленность к войне и опасаясь революции, продолжало стараться насколько возможно не допустить или хотя бы оттянуть вхождение в  вооруженный конфликт.
    Как всегда ничто не говорило о предстоящей войне. Люди работали, гуляли и развлекались, рожали детей. В праздники и выходные в парках звучали оркестры. На селе по эту пору в разгаре была жатва и по вечерам звучали задушевные и веселые, печальные и грустные песни, частушки. В питейных заведениях пили, в клубах «просаживали» состояния (впрочем, кто-то их одновременно и приобретал), воры крали, полицейские расследовали преступления… Жизнь,  в общем,  шла своим чередом…
    Но война все же началась. В час «Х» заговорили пушки, за-строчили пулеметы, раздались ружейные залпы, полилась человеческая кровь, появились первые раненные, калеки и убитые. Таковым за годы долгой войны не будет числа. Но были и возблагодарившие судьбу за войну, те, кто несказанно разбогател на ней…
   Произошло то, что не могло не произойти, ибо  дипломатия, а вместе с ней и правительство в течение девяти лет фактически шаг за шагом шли на поводу у англо-французской и германской дипломатии, терпя одно поражение за другим от тех и от других. Шли, как агнцы, ведомые хищниками на заклание.
    История еще раз со всей убедительностью показала, что только сильное вовне и изнутри государство, четко и непреклонно соблюдающее свои геополитические инте-ресы, вовремя и дозировано проводящее необходимые экономические и политические реформы, удовлетворяющие насущные потребности различных групп населения, разумно, не откладывая в долгий ящик, перенимающее передовой опыт, может эффективно противостоять угрозам времени и побеждать своих внешних и внутренних врагов ради исполнения своей главной и основной задачи — счастья и благополучия своего народа.

© Шафран Яков Наумович, 2015