Да помощию божиею и пребудет вечно
российскому дворянству отличаться
качествами, блистающими к начальству
Екатерина II, «Жалованная грамота дворянству»
Термин «усадьба», в привычном для современного человека понимании его, ассоциируется (связь) с дворянским образом жизни; указывает на часть более общего понятия – «имение», земельных владений дворянина-помещика. Усадьба – жильё дворянина XVII – начала XX вв., имеющая европейский вид; отличается от других строений в сельской местности архитектурой и применяемыми в строительстве материалами (обычно каменный дом). По В. Далю – «господский дом на земле, со всеми ухожами (хозяйственные постройки), садом, огородом и прочим». Исследователи считают, что после «Жалованной грамоты дворянству» (1785 г.) Екатерины II, усадьба нового европейского типа входит в дворянский быт.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -усадьб-; окончание: -а. Значение: совокупность строений (включая жилой дом, надворные постройки) и примыкающих угодий (сада, огорода и т. п.), представляющих отдельное хозяйство (преимущественно в сельской местности); истор. помещичий дом; земельный участок отдельного хозяйства, земельный участок около дома, занятый садом, огородом и т. п. Этимология – нет.
б) Этимологический словарь Крылова
Усадьба. Это название дворянского владения восходит к той же основе, что и глагол садить ("сажать").
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь Академии Российской 1789 года не фиксирует термин «усадьба».
б) Словарь церковнославянский и русского языка 1847 г.
* Усада. То же, что усадьба. (Акты юридические).
* Усадевка. Ум. слова усадьба.
* Усадьба. 1) Дом со всеми надворными службами. (Отвести землю под усадьбу). 2) Господский дом с принадлежащими к оному строениями в деревне или селе.
* Усадьбенный. То же, что усадебный.
в) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)
График использования слова, опубликованный в НКРЯ, фиксирует термин «усадьба» в русской литературе примерно с середины с 1806 г., пик применения приходится на 1886 г. Далее следует тенденция к снижению употребления слова; в настоящее время в литературе встречается редко, на уровне 1820 года.
Период 1870-90 гг. в России - завершающий этап промышленной революции, перестройка всей экономической структуры общества, экономика дворянско-помещичьего хозяйства отходит на второй план. Отмена крепостного права (1861) и развитие капитализма в России подорвали идеологический «фундамент» дворянской усадьбы, лишила её рабочей силы и логики развития (в каждом деле есть своя логика).
* Иван Лепехин. Дневные записки (1768-1769): «Станицей у донских казаков называется усадьба, где они, известная часть казаков, жительствуют».
* М.Е. Салтыков-Щедрин. Сборник (1875-1879): «Усадьба у него оказалась очень хорошенькая, и, судя по его рассказам, он серьезно намеревался устроить из нее нечто вроде «виллы» и с этою целью треть всей земли обратить под сад».
* Г.И. Успенский. Из биографии искателя теплых мест (1879): «Среди этой прекрасной растительности, оставленной без присмотра, помещалась господская усадьба, с старинным барским деревянным домом дикого цвета, с пристройками, людскими, банями, погребами и проч.».
3) Обобщение и вывод
В 1762 году в России произошел дворцовый переворот, Екатерина II при помощи гвардейских полков (недовольных действиями Петра III) свергла своего мужа, в ходе которого Петр III был убит. В Манифесте по этому событию основанием для смещения Петра III было указано, что тот намеревался изменить государственную религию и заключить мир с Пруссией. Екатерина II так оценивала состояние Российской империи на тот период: финансы истощены, армия не получала жалования 3 месяца, военное ведомство в долгах, церковь недовольна отнятием земель, правосудие совершалось по желанию сильного и т.д.
Опорой Екатерины были армия и флот, офицерский корпус которых состоял в основном из дворян (были и разночинцы), пожалованные им за службу поместья (земли, деревни) приходили в упадок. В ходе беспрерывных войн XVIII века хозяин имения постоянно отсутствовал по делам военной или государственной службы, в своих владениях был лишь наездами. Управление имением осуществлялась посредством письменных или устных (через других лиц) распоряжений старостам и управляющим. Исторические документы свидетельствуют, что именно так управлял своей вотчиной генералиссимус А.В. Суворов, отписывая старосте или бургомистру, как и куда, продать дрова и получить от этой операции прибыль и сколько надо засолить огурцов и наварить пива.
«Жалованная грамота дворянству» (1785 г.) освобождала дворян от обязательной военной (государственной) службы и давала право неограниченно распоряжаться поместьем. Часть дворянства (в основном средне и мелкопоместного) осела на землю в своих имениях, и занялось их конкретным руководством, производством продукта на продажу и благоустройством. В этот период и фиксируется в литературе термин «усадьба» - как место жительства владельца земли; дворянина-помещика постоянно проживающего на периферии (вне города), в сельской местности и занимающегося сельским хозяйством.
* Дворянство по Екатерине II (Жалованная грамота дворянству)
«Когда знатнейшее и благороднейшее российское дворянство, входя в службы военную или гражданскую, проходит все степени чиноначалия и от юности своей внижних узнает основание службы, привыкает к трудам и сии нести твердо и терпеливо; а научась послушанию, тем самым приуготовляется к вышнему начальству».
«Сему свидетельства подлинныя находятся в древнейших поколениях родов нашего вернолюбезнаго подданнаго российскаго дворянства, которое ежечасно, быв готово подвизатися за веру и отечество, и нести всякое бремя наиважнейшаго империи и монарху служения, потом, кровию и жизнию приобретало поместья, с оных имело свое содержание, а умножая заслуги, получало в награждение от самодержавной власти поместья в вотчины себе потомственно».
«Ст. 23: Наследственное имение да не конфискуется за преступление.
Благороднаго наследственное имение в случае осуждения и по важнейшему преступлению, да отдастся законному его наследнику или наследникам».
«Ст. 28. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням».
Кроме этого, дворянство получило право на торговлю, леса, недра, обустройство ярмарок, освобождение от личных податей и на дворянское самоуправление.
* А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Итак, с этого момента дворянское имение (в т.ч. и усадьба) превращалась в не отчуждаемое ни при каких условиях наследственное владение – родовое гнездо, отчий дом. Вероятно, в понятиях «отчий/я дом, земля» необходимо искать значение и связь с графикой термина «усадьба».
Практика дешифровки (поиск значения) русской терминологии (и не только русской) показывает, что при обнаружении в русском слове корня иврита, оно принимает осмысленный вид (ясен смысл), слово можно помыслить.
Вывод
Значение и связь с графикой термина «усадьба» надо искать именно в наследственном праве дворянина на «землю». Так как термин не объясняется средствами русского языка, целесообразно обратиться к сакральному языку иудеохристианства – ивриту.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни УСАДЬБА = У+САДЬ+БА. У нас моментально выявляется два термина иврита, соответствующие содержанию понятия, усадьба – родовое гнездо, отчая земля; земля, переданная по наследству.
* У – русская приставка, выражает статус или место объекта (укрытие, убежище, уезд).
* САДЬ = ивр. САДЕ в различных значениях – поле; поле, на котором также растут и деревья, плантация, а также – земля, сельская местность, территория.
* БА = прочитано наоборот – арам. АБА (в иврите АВ) отец, предок, прародитель; термин употребляется в Новом Завете (Марк 14:36, Римлянам 8:15 и др.).
См.
Общий вид
УСАДЬБА = У + САДЬ + БА = У приставка + ивр. САДЕ в различных значениях – поле; поле, на котором также растут и деревья, плантация; а также земля + АБА (БА) отец, батюшка (арам.).
* Числа 33:54: «и разделите землю по жребию на уделы племенам вашим: многочисленному дайте удел более, а малочисленному дай удел менее; кому где выйдет жребий, там ему и будет удел; по коленам отцов (АВ) ваших возьмите себе уделы».
б) Библейский образ
* Бытие 25:27: «Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей (САДЕ); а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.
* Бытие 39:5: «И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле (САДЕ)».
* Второзаконие 28:3: «Благословен ты в городе и благословен на поле (САДЕ)».
Таким образом, русский термин У+САДЬ+БА составлен из двух терминов иврита (арам.) – САДЕ = земля и АБА = отец, т.е. земля принадлежащая отцу, предкам, родовая территория. Транслитерация, передача терминов средствами другого алфавита.