Тролль в доинтернетовскую эпоху

Сергей Марфин
«Ах! Злые языки страшнее пистолета».

Фраза, знакомая нам со школьных времен. Читая «Горе от ума» много-много лет назад, мы и представить не могли, как слова Молчалина  будут актуальны в эпоху интернета. Тогдашние «злые языки, в сравнении с нашим временем, можно назвать детскими шалостями. Сегодня – это тролли, заполонившие интернет. Одно дело, когда они вещают на громадные массы безадресно, другое – называя известные фамилии, и обсуждая личную жизнь.

Согласимся с тем, что тролли существовали всегда, и в доинтернетовскую эпоху они с успехом пользовались доступным в то время средством общения - телефоном.Об этом и пойдет речь.

Однажды повадился звонить домой некто и, на чем свет стоит, поносить журналистов. - Что вы хорошего пишете, не видите проблем, всего и всех боитесь? Вот ты, лично ты, что полезного сделал для комбината, когда работал в «Электростали»? На такие вопросы отвечать трудно, хотя бы потому, что анонимный собеседник уже настроен агрессивно, говорить с ним бесполезно, убеждать в чем-то – смешно. Так он доставал меня разными гадостями недели две. Конечно, можно было позвонить на АТС, узнать номер его телефона, но мне интересно стало, как долго он будет надоедать.

Шло время, он звонил каждый вечер, находил новые вопросы по теме, не переставая стыдить, и взывать к журналистской совести. В один прекрасный момент мне надоело выслушивать одно и то же, и я задал ему вопрос. - Ты читал статьи о повременном учете телефонных разговоров? - Читал, - ответил он. Незадолго до этого разговора вышли две статьи в газете «Третий полюс» о нарушении законов и правил при введении повременного учета связи. Под ними стояла подпись «Лесин», псевдоним, придуманный редактором для меня. Последовала небольшая пауза.

- Все, я понял, - выдал он слегка удивленным голосом, и с тех пор звонки прекратились.

Но кто меня «доставал», так и оставалось тайной до одной неожиданной встречи.

Стою у кассы в магазине «Авида», и за мной пристроился знакомый мужик. Работали когда-то в цехе металлизации, и носил он кличку «Айсман». У него, как у героя фильма «Семнадцать мгновений весны» один глаз всегда был закрыт повязкой. Не помню, что он сказал, но я сразу узнал голос, надоедавший мне долгими вечерами. Объясняться с ним посчитал делом бесполезным, и наши пути разошлись навсегда.

Так работали тролли в доинтернетовскую эпоху. Наверняка многие владельцы городских телефонов могут припомнить похожие случаи. Кому-то досаждали дети, старушки, постоянно набиравшие не тот номер и тому подобные «звонари». Спасением от них стали телефоны с АОНом и постепенно «детские шалости» сошли на «нет». Всемирная сеть открыла троллям всех мастей и окрасок безграничные возможности и они стали недосягаемы.