Пражская весна. Рабочие будни

Иван Краснов 2
Глава 5
Поскольку  у боевых  офицеров  практически   не  было  работы,  то  частенько у  командира  полка  собирались  его  заместители   и  хорошо  выпивали.  Как-то в  один  из дней  я зашел  в  штабной  автобус,  где  наше   руководство   опохмелялось;  раздался  звонок  из штаба  дивизии.  Командир  дивизии  расспросил  командира  полка   о  делах,  затем  сказал:   - Андрей   Петрович,  представьте  пять  офицеров  к награждению   орденом  «Красной  Звезды за  успешное  выполнение   боевых   заданий.  Командир  полка, не   отрываясь   от  телефонной  трубки,  тут  же  назвал  всех  своих заместителей.  И здесь  я  подумал, что вот так, вероятно,  нередко  было и  в годы Великой  Отечественной  войны, когда порой   представляли  не  тех,  кто  достоин, а  тех,  кто  был  рядом, с  кем  разделяли не  боевые заслуги ,  а распивали   одну бутылку.  Конечно,  мне  было  обидно.  За время  моего  пребывания  в  Чехословакии  я не  раз  подвергался  смертельной  опасности. Об  этом   говорили  и  многие  офицеры  полка,  которые   видели    мою работу   среди  населения  Судетской  области.

 Через  пару  дней  мы  ездили  по подразделениям  полка  и  населенным  пунктам  с  заместителем  командира  полка   майором  Москаленко,    украинцем  по  национальности.  Особенно  в нем выделялась  одна  черта - подхалимство  к  руководству.  Так,   он  за непродолжительное  время   сделал  фотоальбомы, которые  вручил  командиру  дивизии  и начальнику  политотдела.   При штабе  полка  у нас  был  свой хороший  фоторепортер,  солдат  срочной  службы  из  Москвы.  Он столько    сделал  снимков, что  таких  альбомов  хватило  бы на  десяток  офицеров,  но   замполит  знал,  кого  и  где  фотографировать.

Так  вот, продолжая    рассказ,  в  один  из дней  мы  с  замполитом побывали  в      нескольких населенных  пунктах  и  только    поздно  вечером  он  подвез  меня  к  штабу  тыла полка,  расположенного    километров  в  двадцати  от штаба  полка. Не  въезжая  в  лес,  Москаленко  спросил  меня: - Иван  Иванович,  я не  буду  заезжать  вглубь,  Вы  сами  дойдите  до   штаба тыла, а  то  мне нужно   засветло  доехать до штаба  части.  Я  с ним  согласился  и   пошел   через  лес  к  штабу  тыла.
 
Через   тридцать  минут  я   подошел   к  месту, где  должен  был находиться наш штаб.  Но я   не   увидел  ни  машин, ни  палаток,  а  только были  видны  глубокие следы  ушедших  машин.  Я  сразу  понял,  что штаб тыла   был  поднят по  тревоге и  перебазирован  в  другое  место.  Кстати,  такая  практика  была,  местоположения   подразделений  часто  меняли.    Между  тем  стало  совсем  темно,  наступила  ночь.  Я  стал  медленно   выбираться  на автостраду. Под  ногами ничего не было  видно,          иногда  я  проваливался  в   ямы.  Оставаться   одному  в  лесу  было  глупо.  Я  медленно   шел, не  видя  перед  собой  ничего. На  всякий  случай  я  вытащил  пистолет  и  заряди его,  чтобы   встретить  неожиданно  зверя  или   человека-недруга.
 
Примерно  через  час  я  вышел на  дорогу  и  стал  по   ней прохаживаться  взад и   вперед.  Между  тем  майор  Москаленко  благополучно  прибыл  в штаб  полка.  Командир   его  строго  спросил: - Где Вы  оставили    майора  Краснова?   Ответ:  - Майора  Краснова  я   довез  до  кромки  леса   и  он  пошел    к  штабу  тыла   без  меня.  Командир:   -  Мы  же  по  тревоге  переместили  штаб   тыла  в  другое  место. Вы вот  что, майор, езжайте на   место,  где  оставили   майора Краснова  и  без него  не   возвращайтесь,  привезите  мне   офицера  живого  или  мертвого.  В  отдельных  случаях   командир  полка  становился  очень  жестким  и  разговаривал  только   суровым  тоном.

К счастью, я не  стал  далеко    уходить   от  дороги, а  часа  два  ходил  взад  и  вперед  с  пистолетом  в  руке,  надеясь  встретить  любую  машину.  Наконец,     в  полночь     я   увидел  свет фар  и  знакомый  силуэт  нашего   ГАЗ-69.  Пожалуй,   Москаленко  больше  меня  обрадовался нашей  встрече и  благополучному  исходу нашей   поездки.

Местоположение   нашего полка  в  Чехословакии  находилось    примерно  в  двухстах  километрах  от  места постоянной  дислокации  в городке Ляйсниг на  территории    ГДР, где жили жёны и дети советских военнослужащих. Командование  дивизии  разрешало  офицерам  полка    навещать  свои семьи. 
Нас отпускали по два человека,  мы  ехали  до  своего  городка  почти ночь. День  проводили  со  своей  семьёй  и  на вторую  ночь возвращались в  расположение   полка  в  Чехословакии. Нужно  было  решить  кой -какие  возникшие  бытовые  проблемы,  которые же,  конечно, всегда   возникают  в любой  семье.  Следует  сказать,  что  полиция  ГДР  строго  оберегала  покой наших  семей. За  все  время  отсутствия  полка  не  было  ни  одного  случая  хулиганских   действий  местных  жителей  по  отношении  к нашим  семьям.

Иногда  в   наших  ночных поездках  случались   довольно-таки  неприятные  происшествия.  Так, например,  в одноу из таких поездок наш  командир  Андрей  Петрович  Данилочкин сидел в машине  позади  шофера,  а  на переднем сидении  в качестве штурмана  был лейтенант,   командир  взвода  автомобильной  роты.  Дорог по пути  следования  было  много, они  часто  пересекались и  многие из них  вели на  территорию  ФРГ.  Дело  водителя -  крутить  баранку,  а  штурмана – смотреть на дорожную карту и  руководить    поворотом  на  ту  или  другую  дорогу.Проехали лейтенант  с  командиром полка часа  три.Полковник  Данилочкин дремал на заднем сидении,лейтенант рядом с водителем задремал тоже.

Водитель   свернул с  основной  дороги,машина  пошла  несколько  в   сторону и  уперлась в   ворота   незнакомой  воинской  части.  Солдат,  дежуривший  у  ворот,  стал  открывать  для  нашей  машины   шлагбаум.    Всевышний  хранил   нашего   командира  полка:  он   вовремя    открыл  глаза  и  увидел,  что   его  машина  направляется   в   воинскую   часть Западной  Германии.- Стой,-  крикнул он  зычным  голосом.  - Назад. Ты  что  же, идиот,  хотел   сдать  советского   полковника  нашим  врагам?  Я  судить  тебя  буду!-  Лейтенант  был  перепуган не  меньше  командира  полка   и  стал  бормотать,  что   виноват,  задремал  немного, но  у  него  и  мыслей не  было  заехать  в  воинскую  часть  западных  немцев.Все  прекрасно  понимали,  какой  мог  быть  скандал,  если  бы советский   командир  артиллерийского  полка   попал  в  воинскую  часть  ФРГ.  Западная   пресса  писала  бы,  что  советский   командир  полка  перешел на   сторону Западной  Германии,  в  которой  воинских  частей  США  было  больше,  чем  немецких.

Конечно,  задерживать   нашего   командира  полка  никто  бы не  решился.  Я  уже писал,  что  в  Чехословакию    вошла  такая  мощная группировка  советских  войск, что   выступать против нас никто бы не  решился.   Кстати  замечу,  что  хотя  и было объявлено  о  вводе  в  Чехословакию  не только  Советских  войск, но и  войск  пяти  стран  Варшавского  договора, никто  из моих  коллег  не  встретил ни  разу   представителей  других армий:  ни  Болгарии, ни  Польши, ни  Венгрии, ни  ГДР   Видимо, они  были  представлены  чисто  символически.
 История с командиром полка  долго  обсуждалась в части , зато  все  офицеры  поняли,  что  штурману   в машине ни на  минуту нельзя терять  бдительность.     Тем не  менее,  поездки  офицеров  продолжались  в  соответствии    с   графиком.  В результате  каждый  офицер  и  сержант-контрактник,  имеющий  семью, мог её  навестить не менее двух раз  в  месяц.

В  начале  октября офицер,  вернувшийся  с  такой побывки,  сообщил  мне, что мою жену  на седьмом  месяце  беременности,  отвезли  в   Лейпциг    в      военный   госпиталь  , а  восьмилетнего     сына  забрала  к  себе  жена заместителя  командира  полка Елена Гедзенко. Вечером  четвертого  октября  1968  года   мою  жену  привезли    в Лейпциг    в  госпиталь, а   уже   на следующий день она  родила  дочь. Так  рождение  дочери  в  ГДР   скрепило  советско-германскую  дружбу.  Хорошо,  что  командир  полка  предусмотрительно оставил  на  месте  дислокации    части  врача и  санитарную  машину.  За  время  отсутствия  полка  не только  моя  жена, но и  еще три  женщины родили  детей. Я  попросил  командира  полка  дать  мне  увольнительную на  двое  суток, и навестить  жену с  дочерью в госпитале Лейпцига  и  сына, который на  время  моего и матери отсутствия   жил  в  другой  семье. 

В  августе-сентябре  месяце  советским  войскам  пришлось  выполнять  еще  одну  важную  задачу: помогать  местному  населению, а  в  некоторых  районах  и  самим  убирать  урожай. Дело  в  том,  что  противники  Советского  Союз   агитировали  население  не  убирать  урожай,  чтобы  потом  твердить на  весь  мир, что  ввод  Советских  войск   помешал  уборке   урожая.  Наши   солдаты  во главе с офицерами убирали  картофель, овощи,  фрукты. У  меня  сохранились  фотографии  работы  наших  солдат  на  уборке  урожая.  Я  помогал  в перевозке  убранного   зерна на   элеватор.  Заведующий   элеватором  благодарил  меня  за  помощь в  уборке   зерна.Не  зная, как  меня  отблагодарить,он  предложил  свозить  меня  на  своей  машине  и  показать  один  из  лучших  санаториев «Карл  Баден».  Когда   мы  шли  с ним  к  машине,  нам  встретилась  группа   молодых  ребят  лет  шестнадцати.  Они  весело  приветствовали  меня   и обратились к  заведующему  элеватором: - Ты,  предатель,  берегись,  мы  до  тебя   доберемся.- Он  очень сильно расстроился,   здесь  уже  было не до  поездки,   я как мог, успокаивал   своего   чешского  товарища ,  распрощался  с ним,  пожелал    здоровья и  успехов в работ.

Районный   комитет  чехословацкой компартии  устроил  прием  в  честь   наших  офицеров,  оказавших   помощь  в  уборке   урожая. Но  наш  командир   полка  отказался  принимать  участие в  этом  вечере  и не  разрешил  никому  из наших  офицеров  присутствоват
 .

Вскоре нам  стало  известно,  что  наша  дивизия  возвращается  к  месту  постоянной  дислокации.  Мы  успешно  выполнили  свой  интернациональный  долг.  Всем  офицерам,  принимавшим  участие  в  командно-штабных  учениях  в Чехословакии,  были  вручены  благодарственные  грамоты  от  Министра  обороны  СССР. Но  т
 
За  день до убытия полка в   Ляйсниг ,  а это  было  где-то   самый   конец октября,  я  попросил  полковника  Данилочкина разрешения на отъезд  на  день  раньше,  чтобы забрать  из  госпиталя  Лейпцига жену  с  новорождённой дочерью. Как правило,  в  октябре  месяце   бывает   уже  прохладно, поэтому везти  их домой   на   ГАЗ-69  я не решился, боясь простудить.  Поэтому пошел  к бургомистру   города  Ляйснига  - месте  дислокации  полка, который дал для этой цели мне легковую служебную машину; я  был  ним хорошо знаком – через меня  осуществлялась связь нашей воинской  части  с  местной  администрацией.
Я  приехал в Лейпциг  в  наш  госпиталь,  забрал жену  и  маленькую  дочурку,  которая  много  плакала  и  благополучно  привез  их  домой.  Вечером  ко  мне на квартиру  приехали  бургомистр и  начальник  полиции,  в  подарок   новорожденной  они  привезли красивую детскую кроватку,в которой дочь спала  затем до семи лет.

Вскоре  пришел  приказ  Начальника  Главного   Политического  управления  Советской  Армии  и  ВМФ  о  переводе  меня  преподавателем  Ленинградского  Высшего  Военно-политического   училища  ПВО (.

Итак,  с декабря  1968  года  я  резко  изменил  профиль  своей  военной  службы и на многие   годы   ушел на  педагогическую  работу.

В  заключение    своей  повести  «Пражская  весна»  хотелось  бы сказать,  что и  в настоящее  время  недруги  России  активно  раздувают  пожар  холодной  войны.  Неплохо  бы  напомнить нашим  недругам,  чем  заканчиваются их  политические авантюры . Российская  армия  и  сегодня   находится  в  отличной  форме, чтобы  дать отпор тем,  кто  мечтает  о реванше.