Наивное детство Люды Дягилевой

Нина Ватрушкина 2
Эпиграф: «Значит, нужные книги ты в детстве читал» (Из репертуара В. Высоцкого) http://www.youtube.com/watch?v=8bOsN-fArTk


Люда Дягилева в детстве книги читала нужные: «Кортик» и «Бронзовая птица» Рыбакова, «Таинственный остров» Жюля Верна, «Том Сойер» Марка Твена и уж обязательную для Советской России «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Любимый фильм, конечно, «Неуловимые мстители».

Поэтому Люда, хоть и была девочкой, в игры играла революционные и военные. И, конечно, была заводилой в своем поселке, названном по имени реки Чус. Полуподпольная ее организация называлась Кыджаки, по имени одного из пионеров-героев Великой Отечественной войны Кычана Джакыпова. Название непонятное и потому особенно притягательное и для девочек, и для мальчиков. Взрослых же просто пугало: «Кыджаки объявились».

Автор повести ульяновская журналистка Людмила Дягилева впервые опубликовала сочинение о своем детстве «Чус ты мой милый» в литературно-художественном альманахе «Карамзинский сад» (№ 2-3, 2012).

Начав читать ее опус чисто из любопытства, я уже не могла остановиться, была поражена ее хорошим профессиональным слегка ироничным языком. Он мне напомнил язык Леонида Пантелеева; все знают о писателе как авторе «Республики ШКИД», а у него есть прекрасные детские рассказы о девочках-близняшках «Белочка и Тамарочка».

Легкость повествования, незатейливая романтичность, теплота воспоминаний удивила меня, я поняла, что моя знакомая Люда мне не знакома. Теперь Людмила издала свой сборник материалов, опубликованных в разное время в периодике, и включила туда 2 своих художественных произведения: о детстве («Чус ты мой милый») и о взрослой, далеко непростой жизни («Тезка»). Сборник назвала «Чус ты мой милый», видимо детство с присутствующей в Люде самоиронией осталось для нее важней всего.

В этом году Людмила съездила на свою малую Родину, взяла с собой младшего сына, а вернулась, полная впечатлений, воспоминаний и фотоизображений. Река Чус уже представлена в этом отзыве, а теперь сам поселок, вернее подступы к нему.

Среди прочитанных Людой в детстве книг – книга Ирины Карнауховой «Наши собственные». Это о детской здравнице, куда пришли немцы, в том числе «плохой» Бруно Шиллер. Выразительное имя понравилось юной Люде, и теперь все «плохие» участники игр стали называться именем Бруно Шиллер. Но никто из детей не хотел быть «плохим», поэтому эту роль Люде приходилось брать на себя. Со временем Люда настолько привыкла к образу Бруно Шиллер, что взяла его как псевдоним, но наделила его своими чертами, своей доброй душой.

Повесть «Чус ты мой милый» заканчивается переездом семьи Дягилевых в Ульяновск. На последних страницах повести бывшая сподвижница игр в Чусе Галя присылает письмо: «Здравствуй, дорогой Бруно Шиллер!» И дальше о том, как скучает она по Люде, их играм, их дружбе.

Замечательная пора – детство, когда все еще впереди, когда за каждым поворотом может быть встреча со счастьем.