Пражская весна. Встречи с местным населением

Иван Краснов 2
Глава 4
Вернувшись  в штаб  полка,  я   рассказал   командиру  полка  и  его заместителям  о  недружественном  отношении  местного  населения  к  советским  воинам.  На  дорогах  указатели  направления  движения  к населенным  пунктам  замазывались  краской   или  были  поломаны.  Это исключало  возможность  нашим  офицерам  правильно ориентироваться на  местности. На  стенах  домов и заборах  крупными  буквами  были  написаны   недружественные  призывы  и лозунги   типа  «Советские  оккупанты  убирайтесь  домой, мы вас не звали».

Заместитель  командира  полка  по  политической  части   майор  Москаленко  сказал  мне,  что  теперь  моя  задача  ездить  по  населенным  пунктам в  округе,  разъясняя  местным    жителям   цели  и  задачи  КШУ,  объяснять, что  Советский  Союз  был  и  остается  верным   союзником  чехословацкого  народа,  выявлять  махровых     врагов  Советского  Союза  и  врагов  нашей  армии, а  вечером  писать  донесение  в  политотдел  дивизии  о  проделанной  работе.  Мне  выделили   машину  ГАЗ-69  и одного  солдата  для  сопровождения, и уже на  следующий  день я   отправился  в  свою  первую  поездку  в  поселок  городского  типа.

У  въезда  в  поселок  были  сломаны  дорожные  указатели и снято  название  поселка.  Я  нашел  правление  кооператива (по нашему  правление  колхоза ), зашел  к   председателю,  поздоровался,  представился:  - «Я  представитель  командования  советской  воинской  части  майор  Краснов,- начал  я, -  хотелось  бы   установить  с  Вами  контакт.  Есть  ли  у  Вас  к  нашей  части какие-нибудь  претензии?».– «Нет,-ответил  он.-Претензий  нет.  Зачем  советские  войска   оккупировали  нашу  страну?».  Я  ответил,  что  страны  Варшавского  Договора  проводят  КШУ  на  территории  Чехословакии.  После  завершения   учений   советские  войска   покинут  вашу  территорию.  В  свою  очередь  я  задал   вопрос   председателю  правления:- «Зачем  вы  закрасили  указатели  на  автостраде  и  сломали  указатель  с названием     Вашего  поселка?   Советские  офицеры перемещаются и ориентируются не по  указателям  дорог.  У  нас  есть  карты  местности, и  мы  хорошо   ориентируемся  по  ним.  Я  Вас  прошу   восстановить  указатели  дорог,  через  два  дня  я  приеду и  проверю. До  свидания».

Чтобы   привлечь  к  себе   внимание  и  вызвать симпатию   школьников, мы в  своем  лагере   стали  показывать на  открытой  площадке  советские  художественные  фильмы. К  нам  приходили    чешские  школьники,  мы  их   угощали  чаем,  мясными  консервами,   колбасой,  благо   продовольственный   паёк  для  войск,  выполняющих  интернациональный  долг  в  Чехословакии,  был  установлен такой же, как  во  время  боевых  действий, то есть  усиленный.  Кстати,  школьники   общались  с  нами  охотно.   Когда  я  спросил  школьников,  о том, как  в  школе   относятся  к  советским  воинам,  школьники    отвечали,  что  их  настраивают  против  Советской    армии   некоторые  преподаватели,  но  особенно  директор  школы. Я  решил  поехать  в  школу  и   поговорить  с  директором.

Советского  офицера  в школе  встретили  неприветливо.  Все  преподаватели   знают  русский  язык. Тем не  менее  со  мной   преподаватели  не  хотели  разговаривать,  ссылаясь на незнание   языка.  Я  попросил     позвать  мне    преподавателя  русского   языка.  Вскоре  в кабинет, где  я находился,  зашла  женщина  лет срока,  я  поздоровался.   Она  холодно  ответила     на  мое  приветствие. - « Почему вы,  преподаватели,  настраиваете   своих  учеников  против  Советского  Союза,  против   Советской  армии?,-спросил  я  её. В  ответ  молчание, затем  короткий    вопрос: -   « Почему  Советская   армия   оккупировала    нашу  страну?»   Я  начал  рассказывать   о  Варшавском  договоре,  о  КШУ, но  педагог    отказывалась  меня  слушать.  Да и  что  я  мог  ей  рассказать,  когда  во   всех средствах  массовой  информации  Чехословакии  велась  антисоветская  пропаганда, по  чешскому  ТВ  показывали  кадры  движения  советских   танков в Праге,  сюжет о том, как   молодые  люди,  подожгли   три  советских  танка. В ответ  наши   танкисты были  вынуждены  стрелять  поверх   голов  из  пулемета.

-«Скажите , я  могу   поговорить  с  директором школы»-спросил я.            – «Сегодня  он  уехал в  Прагу» - был   ответ. Я  сказал, что  приеду  завтра  в  школу  для  встречи  с  директором и попросил передать ему, чтобы  он  был на  месте.  На  следующий  день  картина  повторилась: директор  школы  всё ещё был в  Праге, как сообщили   мне  преподаватели.    Шла  яростная  антисоветская  пропаганды   по  всем  средствам  массовой  информации, к  чешской  пропаганде  добавлялись    различные  голоса   западных  каналов.

К  слову  сказать,   в  политотделах    наших  соединений  не  оказалось  пропагандистов  со  знанием   чешского  языка. Везде были только  переводчики  немецкого   языка.  Поэтому, как правило,    мы  не  знали, о  чем   говорят   чехи  с нами и между собой.

В  школе   я  понял,  что  директор  школы не  намерен  встречаться  с  представителями Советской  армии.  Тогда я  сказал  преподавателю  русского  языка : - « Завтра  я  приеду  в  школу  со взводом  наших  солдат,  обыщем  всю  школу   и  найдем  Вашего  директора.    Передайте ему, если  он  будет настраивать  педагогов и  школьников  против Советского  Союза,  то  мы вынуждены будем следовать  приказу-  махровых  антисоветчиков  подстригать  наголо, чтобы  все  видели  врагов  Советского  Союза и  Варшавского  Договора».  Действительно, такой  приказ  был дан   командующим  группой  Советских  войск  в  Чехословакии и нашим   командирам полков. Я  доложил   командиру  полка  о  своей  поездке  в школу и  о  моем  обещании  приехать в  школу  с  солдатами. Андрей   Петрович  ответил мне:-  « Завтра я  еду в школу с Вами. Хочу  поговорить с настоящим  антисоветчиком.  Только  поедем вдвоем,  солдат  брать не  будем».

На  следующий  день  мы приехали  в  школу вдвоём. Я, как  инициатор этой  поездки, пригласил  директора школы для  встречи с  командиром  полка. В  отведенную нам комнату  вскоре  вошел  мужчина  лет  сорока  пяти,  в   костюме  и  серым  галстуком на рубашке.  Глаза  его  не  выражали  никаких  эмоций. Мы с ним  поздоровались. В  ответ  он   сказал,  что не  понимает по  русски.  Я    попросил  пригласить  в качестве  переводчика   преподавателя    русского   языка.  Через  двадцать  минут  в кабинет  вошла   женщина,  с  которой  мы беседовали накануне. Она  поздоровалась  и  сказала,  что  готова  переводить нашу  беседу.

Директор  школы: -«Зачем вы  оккупировали  нашу  страну?»
Командир  полка: -«Советские  войска  находятся  в  Чехословакии  на   КШУ в  соответствии с   положением  Варшавского  Договора».
Директор  школы: -  «Почему  ваши  солдаты  разъезжают на  БТЭрах с    расчехленными   пулеметами?».
Командир  полка:  «КШУ  проходят  максимально  приближенными  к  боевым  условиям.  Какой  же  я  оккупант,  если  я имею орден  Боевого  Красного  Знамени  за  освобождение  Праги?  Разве  Вы могли  бы так  разговаривать  с немецкими  оккупантами   в  1938  году? Вы  прекрасно  знаете,  что ни  солдаты, ни  офицеры  не  применяют   оружие,  хотя    некоторые   из  ваших граждан  ведут  себя  вызывающие,  если не  сказать  более  крепкие  слова?» Затем Андрей  Петрович  рассказал  директору  школы о полученным им ранении  в  боях   за  освобождение  Чехословакии  от  немецких  оккупантов.

Я  видел,  что наш  командир  полка  устал  уже  рассказывать  о  миролюбивых  целях  Советских  войск.
-«Вы  поняли  меня,- спрашивал   командир  полка.
- «Зачем  вы   оккупировали  Чехословакию?» - отвечал директор школы.
Нервы  у   командира  полка не  выдержали:
- «Иван Иванович,  пошли  отсюда,  иначе  у  меня  может  произойти  срыв,  и  я  применю  оружие».
Мы  встали, вышли  к нашим  машинам и  выехали  в  штаб  полка. По  дороге  командир  полка  сказал  мне, что он  не  поедет  больше  на  встречу с  махровыми  антисоветчиками,  что  у  него  могут не  выдержать  нервы.  Разъезжай  сам  и  разъясняй простым  людям  политику нашего  правительства  и  командования,  это  твоя  обязанность,  Иван  Ивнович- и  вечером  пишите  донесение   в  политический  отдел  дивизии  о  проделанной  работе.
    В  одном  из  городков  ко  мне  подошли  человек  пять  офицеров Чехословацкой   армии.  Завязалась  дискуссия  между  нами  Они  мне  доказывали,  что  Советская  армия   оккупировала  их  страну,  я  им  свои  обычные  доводы   о  Варшавском  договоре,  о  ежегодных   командно-штабных  учениях  на территориях   разных  стран Варшавского Договора, в  котрорых  принимала  участие  и армия ЧСР, спор принимал все    больший накал.  Один  из  офицеров  в  звании  майора  в  знак  протеста  против  нашей  армии   снял   со  своего  кителя  значок    об  окончании   Московской  академии  им. М.В. Фрунзе  и  бросил    его на  землю,  заявив  при  этом,  что   он  не    желает больше  носить  советские  значки,  другой  офицер  достал  из бокового  кармана  мундира   советскую  медаль,  так же  бросил  её на  землю.    В этом  жарком  споре  они  заявили  мне,  что  они не  стреляли  в  нас  как  в  оккупантов  лишь только  потому,  что был  приказ Президента Чехословакии   Людвига  Свободы  не  допустить  кровопролития.  Я   спросил  своих  оппонентов,  а  почему  же  Чохословацкая   армия не  стреляла  в  немецких  оккупантов,  когда немцы в  1938  году  захватили   сначала  Судетскую  область,  а  затем  и  всю    страну. В  заключение я  сказал     чешским  офицерам,  что   Советсские   воины  были  и  остаются  верными  друзьями      народа  Чехословакии,  что  отношения  между  нашими  странами  наладятся,  мы   останемся  друзьями.
          ( продолжение   следует )