Дистрибьюторская жизнь 1 глава Обзорница

Мария Давыденко
1 глава

Обзорница

 Я закончила Калачёвский филиал Волгоградского Государственного колледжа профессиональных технологий, экономики и права по специальности правоведение. Одним словом, образование у меня средне-профессиональное или попросту туфтовое. Не буду рассказывать, как я хотела стать историком и три раза провалилась в вуз, речь не об этом. Получилось так, что я переквалифицировалась в разряд неудачников: восемнадцатилетняя симпатичная девушка нигде уже не обучается, нигде ещё не работает, парня у неё нет, и живёт она с мамой в посёлке Пятиморске, который Бог не видит с небес. Мечты накрыты медным тазом, иллюзий почему-то не осталось, и выход только один: я купила волгоградскую газету "Работа для Вас". Нашла объявление, что одна книжная компания ищет продавцов - консультантов (можно и без опыта работы), заработная плата приличная. Я, наивная душа, согласилась по телефону на собеседование.
 23 июля 2007 года (никогда не забуду эту знаменательнейшую дату) я пришла в офис, который искала час в плохо знакомом мне Волгограде. Здание было ужасающим на вид, но внутри оказалось вполне приличным. Мне сунули анкету под нос и велели заполнить.
 – Нет. Я уже на обзорный день.
 – Минуточку. Пройдите сюда!
 Секретарша посадила меня в коморке, где стояли два громоздких стола. Я принялась листать журналы. Вскоре появилась менеджер Ирина Васильевна.
 – Маша, это Андрей. Ты пойдёшь с ним на обзорный день. В конце дня, если он порекомендует, мы возьмём тебя на работу.
 Передо мной предстал семнадцатилетний щупленький салабон с довольно милой смазливой физиономией. "И это мой инструктор! – подумала с каким-то даже презрением я. – Да он мне в племянники годится".
 – Вперёд! – скомандовала Ирина Васильевна и мы с Андреем с сумками вышли на улицу.
 – А мы будем разносить книги? – поинтересовалась я у своего несовершеннолетнего инструктора.
 – Да. Мы же дистрибьюторы.
 От одного только слова "дистрибьютор" меня уже затошнило. Мне захотелось в тот же миг бросить его пакеты и провалиться под землю. Но отступать было некуда. Уже в объявлении о работе они подурили народ. Продавец-консультант – это такой счастливый человек в форме с логотипом своей фирмы, который целый день ходит по магазину и презентует товар, а дистрибьюторы – бедные люди, который по невыносимой жаре носятся по всем предприятиям с сумками невероятных размеров и тоже презентуют товар. Нестыковочка получается.
 Мы с Андреем пошли на троллейбусную остановку. Его рюкзак размером с планету Плутон еле уместился возле сиденья.
 – А ты где-нибудь учишься? – чтобы начать разговор, спросила я.
 – Я в этом году закончил школу. И больше учиться нигде не собираюсь.
 – Как? Ты хочешь всегда таскать эти книги?
 – Да. Мы нормально зарабатываем.
 – Раз ты так нормально зарабатываешь, то, может, заплатишь за меня за проезд?
 Позже Андрей мне скажет: «После этой фразы, я понял, что ты останешься надолго».
 – Ну хорошо. Давай, что ли, книги тебе покажу.
 Андрей достал из своего астрономических размеров рюкзака потрясающую книгу в коричневом переплёте. Сиё творение было о Петре Великом. Я в полном восторге начала листать это замечательнейшее издание с плотными листами, с иллюстрациями на всю страницу. Сказать, что эта книга произвела на меня впечатление – ничего сказать. Я была «родом из тундры», для меня книги не восьмидесятого года выпуска уже являлись роскошью, а тут мне показали дорогое подарочное издание, форматом раза в два больше, чем стандартная книга, и оно, что самое интересное, было о перовом российском императоре. Я читала реферат о нём в девятом классе перед одиннадцатиклассниками (преподаватель меня об этом попросила), я участвовала в олимпиаде по истории в команде «Реформаторы», была её капитаном. Пётр Алексеевич был обожаем мной, ещё были свежи воспоминания о подготовке к экзаменам на исторический факультет. Сам того не осознавая, Андрей сделал первый правильный шаг. Он показал мне ту книгу, которую я больше всего хотела увидеть. Может быть, покажи он мне другую книгу, я через пятнадцать минут оставила бы его в гордом одиночестве. Но, что отличает настоящего дистрибьютора, – он даже инстинктивно чувствует желания клиента.
 И я очень любила книги. Я люблю их и по сей день. Я обожаю их читать, я обожаю их писать, я обожаю их покупать. Книги – это способ сохранить достойные и не очень мысли на века.
 – И сколько же этот шедевр издательского дела стоит?
 – Штукарь всего-навсего.
 – В принципе недорого.
 Весь остальной путь мой инструктор спал. Вышли мы у Дворца спорта. Он меня повёл в какую - то организацию. Поднявшись на третий этаж, Андрей, даже не запыхавшись, влетел в кабинет.
 – Добрый день! Здравствуйте! Я принёс вам уникальные книги-новинки!
 – О. Андрей! Ну заходи! Что у тебя есть сегодня интересного?
 Женщины тут же собрались у стола. Им уже не терпелось распотрошить кошельки. Как же любит слабый пол сорить деньгами. И не важно, нужна им эта вещь или нет, главное, чтобы эта вещь куплена дешевле, чем обычно.
 – Вашему вниманию, дамы, уникальная книга "В православном храме". В ней рассказывается обо всех православных храмах нашей страны. Так же, каким святым молиться, как правильно заходить в храм, как ставить свечку. И посмотрите, как прекрасно иллюстрирована.
– Сколько стоит?
– Вы не поверите, я сам лично видел эту книгу в магазине "Книжный город" за пятьсот пятьдесят рублей. У нас же она всего три соточки.
 Женщина принялась пристально рассматривать книгу. Андрей начал показывать ещё и детскую литературу. В результате ему удалось продать "храмы". Всё у него в течение дня получалось легко и непринуждённо. В какой-то момент мне показалось, что нет ничего проще, чем продавать книги с рук. Проще разве что в туалет сходить. Меня уже не пугала эта работа. Мне она, что самое страшное, уже начинала нравиться. И мы с Андреем быстро нашли общий язык. Мы должны были или сразу возненавидеть друг друга или поладить быстрее, чем друзья детства понимают друг друга. Получилось второе. Его красивые серо-голубые глаза располагали к нему мгновенно. И работал он замечательно. Он даже упросил какую-то женщину спуститься с пятого этажа в вестибюль посмотреть книги. Я начинала думать, что смогу продать книгу быстрее, чем пролетит комета. Заблуждение начинало покрывать мой мозг беспощадно. Я не понимала всех сложностей, с которыми я столкнусь в ближайшее время.
 – Ты можешь сюда зайти сама. Ты же нормально болтала в пройденных со мной кабинетах.
 Я посмотрела на обшарпанную дверь, на которой шаталась вывеска "Ксерокопии". Моя душа ушла вовсе не в пятки, а упала с треском до ядра Земли. Но я взяла себя в руки и влетела в здание.
 – Добрый день! Здравствуйте! Оптовая книжная компания "РОСА".
 Две весьма упитанные женщины посмотрели на меня как на психопатку. Я словно оказалась на позорном столбе, и прохожие с удовольствием кидали в меня тухлые яйца и помидоры. Никогда не чувствовала себя такой униженной и оскорблённой. Их уничтожающий презрительный взгляд… И как же часто мне потом придётся видеть этот взгляд: взгляд, к которому я позже привыкну, перестану его замечать. Я не могла произнести и слова. Я напоминала себе паршивую дворняшку, которую вот-вот пнут под зад.
 – Девушка, вы не видите, мы заняты?! А вы тут с книгами! Не надо.
 Но тут появилась женщина с просветлённым лицом. Я сразу поняла, что она посмотрит книги. Потенциального клиента видно за километр. Я осмелела.
 – И что за книги у вас есть?
 – Различные. А что вас интересует?
 - Детские, предположим.
 Я вспомнила, что детские у Андрея. Я позвала его. Он был удивлён: я уговорила
ознакомиться с нашей уникальной литературой. Он буквально разинул рот, когда я начала демонстрировать женщине книги. В результате она купила книгу про кремлёвскую диету. Андрей зааплодировал бы мне, но перед клиентами как-то было неудобно. Довольная и счастливая я вышла на улицу.
 – Редко кто продаёт в обзорный день книги, – заметил мой инструктор.
 – Правда?
 – Абсолютно. Держи с этой книги твои заслуженные сорок шесть рублей.
 Но дальше всё пошло ужасно. Я бы даже сказала, полетело. В этот день я больше не продала ни одной уникальной книги. У меня даже смотреть никто не захотел увлекательную литературу. Наверное, я расслабилась после первой сделки и плохо работала в дальнейшем. К тому же я была на десятисантиметровых каблуках и еле успевала бегать за Фетисовым, который носится по Волгограду быстрее молнии. Жара на улице была под сорок градусов: пот тёк по вискам ручьями. Менее гламурного вида у меня ещё никогда не было. Мне казалось, что ещё немного, и я задохнусь,  мне было сложно дышать – будто находилась на глубине десяти метров. Я еле сдерживалась, чтобы не высунуть язык из пасти как пёс.
 Однако к часам четырём Андрей, наконец, угомонился и решил сделать привал на лавочке. Честное слово, за два месяца до этого бросила курить, но в обзорный день я просто забыла, что не курю, и начала снова дымить как паровоз. Нервная всё же жизнь у дистрибьюторов. Без сигарет им никак не обойтись.
 – Ну ты меня порекомендуешь вечером в работники?
 – Конечно. Ты позитивная. У тебя нормально получится работать.
 – Только не знаю, нужно ли мне. Вас столько раз в день посылают. Столько негативных эмоций!
 – Привыкнешь со временем. Зато, видишь, сколько общения с интересными людьми. Прикольно!
 – Очень. А сумки просто задолбаешься носить! А как на тебя смотрят с таким рюкзаком альпиниста за спиной, ты заметил?
 – Меня это мало волнует. Важнее сдать книги. Я ещё не рассказал тебе про пять шагов. Шаг первый – приветствие. Цель – обратить на себя внимание. Шаг второй – краткая история. То есть ты должна рассказать, откуда и зачем ты пришла. Шаг третий –презентация. То есть ты сообщаешь информацию о товаре, вызываешь интерес к нему. Шаг четвертый – вилка цен. То есть ты объясняешь выгодность сделки, вызываешь у клиента чувство невероятной халявы. Шаг пятый – заключение сделки. Первые четыре шага не имеют никакого смысла, если ты никогда не будешь переступать пятый шаг. Именно благодаря пятому шагу наша работа имеет смысл и позволяет зарабатывать деньги. Запомнила все пять шагов?
 – А то!
 – Ну-ка, скажи первый шаг!
 – Приветствие, ежу понятно.
– Менеджер у тебя сегодня будет вечером спрашивать. Так уж в офисе на стенде ещё почитаешь. Нам пора возвращаться.
 Вернулись только мы не в офис, а на место сбора инструкторов и дистрибьюторов – лавочки возле киоска недалеко от офиса. Мы с Андреем пришли одними из первых. Фетисов познакомил меня с неделю проработавшим корейцем Пашей, который пока больше, чем на семьсот рублей, книг в день не продавал. Но Андрей заметил, что Паша стремится, и у него ещё всё получится. В итоге, так и вышло: Паша стал инструктором гораздо быстрее меня, ленивой истеричной черепахи.
 К шести мы все двинулись к нашему офису. Мы с Андреем мило болтали у стенда, рассматривая фотографию рекордсмена Новойдарского Виталия, который в один день когда-то сдал книг на двадцать две тысячи рублей. Для меня это пока что было чем-то из области фантастики. Нечто общее между Дедом Морозом и Фредди Крюгерром. Как можно в один день заработать пять тысяч рублей на продаже никому ненужных книг?! Я, хоть убейся, не могла понять этого. Лишь со временем мне объяснили, и я увидела сама, что люди покупают у нас вовсе не книги, а наше хорошее настроение, наше вежливое поведение и умение поговорить с клиентом о его и о своих проблемах. Совершенно посторонний человек порой является для нас на работе единственной отдушиной, которая позволит нам достойно выдержать оставшиеся часы рабочего дня. И всё, что нам нужно –
купить у него за это хотя бы детскую книжечку за сто пятьдесят рублей. Согласитесь, цена мизерная за самое главное на свете – человеческое общение. Дистрибьюторы вам предоставляют вовсе не книги, которые вы можете купить на каждом шагу, а дефицитный товар, который вы не найдёте, даже обойдя все рынки и магазины города. Настоящий дистрибьютор продаёт вам себя. Вместе с его товаром вы зачастую покупали частичку его самого. И представьте, какого это каждый день распродавать себя по кускам? Нет, со временем привыкаешь к своей роли «книжной или массажёрной проститутки», перестаёшь замечать эмоциональную усталость, но всё же растрачивать эмоции в таком количестве – это безумно тяжело. Поверьте мне, проверенно опытом.
 Я, конечно, не имею в виду, дорогие читатели, тех хамов и психов, которые, работая дистрибьютором, орут на клиентов и не могут продать даже пирожок в обеденный перерыв в организации. Такие обычно не выдерживают графика диберской жизни и увольняются через три дня, а и иногда и того меньше. Я заранее прошу за них прощения. Ведь действительно ни каждый способен перенести все тяготы этой "классной" работы достойно. Даже у несколько лет топтавших поляну дистрибьюторов случаются негативные ситуации и срывы. Ведь порой такие, извините за выражение, гниды попадаются среди клиентов. То есть нужно уважать друг друга. У нас такая работа – распространять товар, а у вас другая - ну не знаю, лечить больных, например. Зачем же создавать друг другу лишние проблемы и убивать нервные клетки, которые не восстанавливаются? Можно ведь просто вежливо сообщить, что вам некогда сейчас смотреть массажёры или книги, а не кидать в нас килограммовые пепельницы. А дистрибьюторам можно не доставать человека плохим спичем, если и так понятно, что у тебя книгу не купят после того, как ты открыл дверь в кабинет с ноги и свалился туда так ядерная бомба на Хиросимы.
 – Так, ещё почитай восемь ступеней нашей профессии, – приказал Андрей.
 – Может, хватит на сегодня шагов, ступеней и лестниц!
 – А я же не сказал, что у нас есть карьерная лестница! Дистрибьютор на нижнем уровне, дальше идёт инструктор, потом лидер, следом ассистент менеджера, дальше менеджер и на самой вершине босс, который сидит в Москве.
 – Круто! Но мне это пока не пригодится.
 Тут из соседнего кабинета показалась менеджер Ирина Васильевна. Она каким-то хитрым, заискивающим взглядом поглядела на нас с Фетисовым.
– Андрей, зайди ко мне!
– Сейчас буду тебя рекомендовать. Стой здесь и никуда не уходи! – начинал снова командовать Андрей.
 Его не было минуты четыре. Я успела пересмотреть все фотографии сотрудников на стенде, прочитать всякие банальные шуточки, вроде: шеф никогда не опаздывает - он задерживается, шеф никогда не спит - он отдыхает... И так далее. Потом Фетисов провёл меня в кабинет к менеджеру.
 – Ну как, Маша, обзорный день? – поинтересовалась Ирина Васильевна.
 – Да вроде бы ничего.
 "Скажу-ка я ей, что хуже этой работы только уборка в сортире. Да и то там целый день на себе двадцать килограмм не таскают, и их не посылают на хутор бабочек ловить по сто раз на день. Но мне нужно обязательно из дома смыться", –  пронеслось у меня в голове.
 Я с отрешённым видом приготовилась слушать эту среднего роста женщину. На вид ей было лет сорок с хвостиком. У неё явно прослеживался украинский акцент. Её короткие черные волосы были уложены не хуже, чем йогурты на полке в супермаркете. Макияж был безупречен тоже. Зелёный деловой костюм подчёркивал её стройную для такого возраста фигуру. Одним словом, Ирина Васильевна выглядела безукоризненно, как и подобает успешным деловым женщинам.
– Не было тяжело сумки носить?
– Да нормально. Жить буду.
– А какой третий шаг?
– Презентация.
– Ну позови теперь ещё раз Андрея.
 Я встала, открыла дверь: Фетисов уже был там. Он сел рядом со мной.
 – Маша, Андрей у нас работает всего четыре месяца, но уже один из самых перспективных сотрудников. Он парень молодой и симпатичный.
 " И на что она всё намекает?" – придуривалась про себя я.
 – Тебе очень повезло с инструктором.
 – Я понимаю.
 – Завтра ещё пойдёшь работать с Андреем по его накладной, а потом уже будешь по своей.
 – Хорошо.
 – Можете идти.
 С меня будто упали сумки с книгами, когда мы с Фетисовым были уже за дверьми кабинета. Для обзорного дня слишком много сил потрачено! Мне до сих пор не верилось, что уже можно ехать домой, слушать нотации мамы о том, какая это дурацкая работа и надолго меня там не хватит.
 – Теперь я тебя познакомлю с остальными сотрудниками.
 – Нет.
Но Фетисова было уже не остановить.
 – Вот это наш кладовщик Валера.
 Брюнет Валера поднял ладонь вверх.
 – Отбей джуса!
– Дай ему краба! – объяснил Андрей.
 Мы ударили с кладовщиком по рукам. Фетисов повёл меня в инструкторскую. Я была готова его убить! Моих сил уже не хватало даже на отбитие джуса, или как они там это называют.
 – Это один из наших лучших инструкторов Андрей Смирнов.
 Фетисов представил меня какому-то парню в рваных джинсах: он был с отращенными волосами и с выбритыми висками. Позже я узнала, что он сектант, любитель животных (он держал в офисе крысу по кличке Фаина) и учитель русского языка и литературы по образованию. Никогда бы не подумала про этого милого молодого человека, который был самым умным и обаятельным в офисе, что он может любить крыс, попугаев, стрижей, собак и прочую живность. У него, конечно, было много странностей.
 – Андрей, это наша новая сотрудница Маша.
 – Очень приятно. Давай что ли я тебя поцелую!
 " Странные у них тут обычаи", – подумала я.
 Наконец Фетисов пошёл провожать меня на остановку. Мне казалось, что рабочему дню не суждено закончиться. На часах пропикало девятнадцать часов, а я до сих пор торчала в офисе.
 – Завтра с хорошим настроением на первый рабочий день! Не опаздывай! Сама увидишь, что за это бывает.
 – Мне уже страшно. Я буду вовремя.
 – Ну давай джуса!
 Мы ударили с инструктором по рукам. Теперь уж точно обзорный день был позади. Много противоречивых эмоций вызвала у меня эта демонстрация для новеньких умения работать. И сама работа, ясное дело, радостных эмоций у меня не вызвала. Но я решила не отступать и продолжить заниматься распространением книг. Не сидеть же у мамы на шее и не слушать же её вечное нытьё о тяжёлой жизни. Я решила, что справлюсь и смогу добиться результата. И я жаждала свободы. Я жаждала не зависеть от мамы, которая больше половины жизни зависела от бабушки. Я хотела стать самостоятельной. Я хотела стать успешной. Порой у людей так мало вариантов, что они выбирают тот, который их покалечит, а не тот, что их убьёт. Или наоборот. Выбор у меня был скудным, другими словами: или торчать невесть сколько в деревне или всё-таки попробовать впаривать книги в компании весьма забавных людей. Уж скучать на этой работе однозначно не приходится. Чего-чего, а скуки вы там не найдёте. Желание открыть для себя нечто новое победило, и я поняла, что приду на следующий день в офис.