Наполеон I. Рождение ампира

Леонид Бурдо
                Бог, наделяя талантом, не скупится


               

      Как верно заметил Гете, власть для Наполеона была тем же, что музыкальный инструмент для великого артиста, и он пользовался этим инструментом чрезвычайно талантливо. Не было вопросов в экономике, промышленности и торговле, которые он не знал бы досконально. Многообразие решаемых этой могучей личностью проблем просто поражает. Казалось бы, искусство - область человеческой деятельности весьма отдаленная от военных и хозяйственных проблем, но и здесь его талант способствовал созданию одного из ярчайших стилей в искусстве - Ампира.

                Н А Ч А Л О

      В конце ХVIII в. Европа уже почти забыла ужасы английской буржуазной революции: казнь Карла 1 в 1649 г. и диктатуру Оливера Кромвеля. Все это было так давно, как вдруг в 1789 г. в самом центре Европы, в одной из самых больших ее стран во Франции практически повторилось то же самое. Раздались громовые раскаты народного гнева и затем толпы восставшего народа буквально разнесли на клочки многовековую монархическую систему французской королевской власти. 14 июля 1789 года штурмом была взята Бастилия, главная королевская тюрьма. Она ассоциировалась с ужасными письмами "Леттр де каше" ("Lettre de cachet"), эти письма с подписью и печатью короля разрешали их обладателю арестовывать любого человека за любую, даже выдуманную провинность и помещать в Бастилию. Затем были разогнаны органы исполнительной, законодательной и судебной власти, а в 1793 году публично казнен король Людовик ХVI. Словно злой рок преследовал несчастного короля, как раз незадолго до его казни, французский врач Ж. Гийотен изобрел гильотину, это варварское орудие убийства, которое и было апробировано, можно сказать, на шее короля. В эпоху Великой Французской революции этот вид казни приобрел широкое распространение. Одним словом, революция.“Liberte;, Egalite; , Fraternite;” эти слова сформировали главный республиканский лозунг Французской Революции.
 
      Однако не все шло гладко. В республике постоянно приходила смена власти, перевороты следовали один за другим. Буржуазии нужна была сильная власть, способная защитить ее демократические права и частную собственность. Явственно ощущалась настоятельная потребность в сильном харизматическом лидере, который мог обеспечить защиту этого, относительно нового, социального класса, начинающего набирать несвойственную ему пассионарность. Бонапарт как нельзя более подходил на эту роль. В 1799 году он совершил государственный переворот и стал первым консулом республики, а в 1804 году был провозглашен императором Франции.

      А все начиналось довольно обыденно. 15 августа 1769 года на острове Корсика, в Аяччо, в семье адвоката Карло Буонапарте и Летиции Рамолино родился второй сын, названный Наполеоне. В 1779 году он по протекции поступил на учебу за казенный счет в военную академию в Бриенне, затем продолжил образование в военной школе Парижа, в качестве младшего офицера артиллерии служил в гарнизонах Валенса и Оксонна. В 1791 г. Наполеон получил звание лейтенанта, а через некоторое время капитана. Молодому офицеру приходилось содержать мать и семерых братьев и сестер, ибо его отец Карло Буонапарте умер в феврале 1785 г. Свободных денежных средств практически не было и единственным доступным развлечением для Наполеона были книги. Человек редкой одаренности, имея уже определенный багаж знаний, он, тем не менее, продолжал упорно учиться, изучая политологию, математику, философию. Особый интерес вызывали у Наполеона идеи выдающихся деятелей эпохи Просвещения – Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дидро, Гельвеция, Ж. Лафонтена, Ш. Монтескье.В то время его   кумирами были Ю.Цезарь, Ганнибал, А.Македонский. Работоспособность Наполеона была феноменальной, на сон ему требовалось не более 4-5 часов в сутки. Обладая аналитическим умом, он много времени для собственного удовольствия занимался математикой. Одно из свидетельств тому несколько придуманных им геометрических задач. Любопытный факт:как-то один из известных французских литераторов пожаловался Наполеону, уже Императору, что коллеги по академии, созданной, кстати, по указанию Наполеона, не очень - то с ним считаются. Наполеон подумал минуту, а затем спросил писателя: “Вы знакомы с дифференциальным исчислением?” -“Нет.”- “Так что же Вы жалуетесь”.

      Удача сопутствовала Наполеону. После успешно проведенной операции по освобождению Тулона, захваченного сторонниками короля, и знакомства с Огюстом Робеспьером, младшим братом  диктатора Франции Максимилиана Робеспьера, карьера Наполеона стремительно пошла вверх. Он получил звание бригадного генерала и был переведен в Париж на должность командующего войсками Парижского округа.

                Ж О З Е Ф И Н А

      В Париже Наполеон познакомился с Жозефиной де Богарне, вдовой, уже много повидавшей на своем веку, и, имевшей от первого брака двух детей. Он страстно влюбляется и умоляет Жозефину выйти за него замуж. Правда, Наполеон к этому времени был уже обручен, но в этом безумстве неистовой любви он быстро забыл свою невесту, хорошенькую шестнадцатилетнюю Дезире-Евгению-Клару. Дезире, все же, по-видимому, родилась под счастливой звездой. Всю жизнь, любя Наполеона, она, в конце концов, вышла замуж за одного из его генералов Бернадотта и впоследствии стала королевой Швеции и Норвегии.

      9 марта 1796г. состоялась свадьба Жозефины и Наполеона. Собственно говоря, этот брачный союз был выгоден обеим сторонам. Жозефина, выйдя замуж, приобрела статус добродетельной женщины, жены весьма перспективного революционного генерала, а Наполеон, благодаря супруге, имевшей тесные связи с Полем Баррасом (современники полагают, что она одно время была его любовницей) фактическим главой правительства Франции периода Директории, вошел в круг самых влиятельных лиц Французской республики.

      Любовь Наполеона к Жозефине была безгранична. Никогда и никого Наполеон так уже не любил, ни свою вторую жену эрцгерцогиню Марию Луизу, от которой у него родился наследник, ни графиню Валевскую, от которой у него тоже родился сын, не говоря уже о многих других женщинах, с которыми вступал в короткую или  длительную связь. Природа щедро одарила Жозефину привлекательными внешними данными. Но ее интересы ограничивались красивыми платьями - она активно внедряла неогреческий стиль в женской одежде, обожала дорогие бриллианты, балы и прочие развлечения. Правда, Наполеон мало обращал внимания на эти мелочи. Жозефина очень скоро стала законодательницей мод и главной покровительницей ювелирных домов. Ювелирные украшения были ее самым большим увлечением, и она тратила на них миллионы. В собрании ее драгоценностей было множество уникальных изделий, в том числе шедевр эллинистической глиптики - камея Гонзага.Правда, со времен итальянской компании 1796г. Наполеон и сам полюбил драгоценные камни, обработанные в стиле глиптики.   Незадолго до свадьбы Жозефина сумела выхлопотать Бонапарту назначение на должность командующего французской армией в Италии и 11 марта 1796 г. новый главнокомандующий оставляет Жозефину и выезжает к своим войскам.

                В О Е Н Н Ы Е  П О Х О Д Ы

      Учитывая довольно слабую подготовленность итальянской армии к боевым действиям, Наполеону была поставлена непростая задача - освободить северные территории Италии от оккупации боеспособными и хорошо экипированными австрийскими войсками. Несмотря на все трудности этой первой, по-настоящему крупной для Бонапарта компании (зачастую приходилось спать по три часа в сутки), он каждый день писал Жозефине пламенные, страстные письма. Вот выдержки из малоизвестного письма Наполеона к Жозефине, в котором он умоляет приехать ее к нему в действующую армию как можно скорее, он физически не может перенести даже кратковременную разлуку со своим божеством:“Жозефина, ты должна была уехать из Парижа 5-го, затем 11-го, а ты не уехала и 12-го. Моя душа наполнена болью. Твоя любовь ко мне была пустым капризом. Ты никогда меня не любила. Я желаю тебе счастья. Пусть воспоминание обо мне не будет тебе противным. Мое сердце было защищено от любви, но ты внушила ему страсть, которая его разрушает. Иметь возможность видеть тебя, было для меня огромным счастьем…”.

      Итогом итальянской кампании 1796 г. явился разгром нескольких лучших австрийских армий, поражение и потеря Габсбургской монархией всей северной Италии. Имя Наполеона Бонапарта впервые стало известно всей Европе. В качестве контрибуции золото из городов оккупированной Италии рекой потекло в Париж наряду с большим количеством лучших произведений искусства из итальянских музеев и картинных галерей, “…дабы присоединить к блеску военных трофеев очарование благотворных и утешительных искусств". Когда в декабре 1797 года Бонапарт вернулся в Париж, он был уже политической фигурой, имевшей немалый вес. Его популярность была огромна. "Какой человек наш Бонапарт! Ему еще нет 28 лет, а над его головой все виды славы - слава войны, слава мира, слава сдержанности, слава благородства: он имеет все". Так писал о молодом генерале Талейран. Наконец, революционная Франция приобрела “разящий меч”, в котором так нуждалась все эти годы.

      Чтобы убрать из Парижа, получившего уж слишком большую популярность генерала, правительство Франции (Директория) дало согласие Бонапарту на проведение египетской экспедиции. Египет нужен был Наполеону как база для создания новой колониальной империи Франции. Кроме лучших генералов Франции он взял с собой и представителей различных отраслей науки и искусства, составивших в будущем “Институт Египта”. Экспедиция, несмотря на завоевание Египта, взятие нескольких крепостей в Палестине, разгром одной из турецких армий, и пр., оказалась не очень удачной, поскольку в полном объеме Наполеону реализовать  свои планы не удалось. Но примечательно, что именно с этой экспедиции началось планомерное научное изучение европейцами древнейшей египетской  цивилизации. Найденный ею Розеттский камень помог расшифровать древнюю египетскую письменность. Забавно, но и сам Наполеон, прогуливаясь вокруг лагеря по развалинам Пелузы, нашел потрясающей красоты камею императора Августа. Здесь же в Египте он  совершенно случайно узнал, что Жозефина ему не верна. Как потом она призналась - она не могла любить на расстоянии. Наполеон впал в глубокую меланхолию. Вот что он пишет брату: “Я нуждаюсь в одиночестве и уединении, величие наводит на меня тоску, чувства иссохли, слава приелась, в двадцать девять лет я исчерпал все”.

      Прочитав в газетах, специально подброшенных ему англичанами, о неблагополучной обстановке, сложившейся во Франции и разгроме Суворовым французских войск в Италии, Наполеон срочно вернулся в Париж, где был встречен как триумфатор. Решив начать с упорядочения семейных дел, он велел не пускать Жозефину во дворец. Чтобы добиться свидания, Жозефина с детьми, которых Наполеон  обожал, целый день простояла на коленях перед входом. Ей было что терять. К концу дня Наполеон не выдержал, семейный мир был восстановлен. Но мир этот был уже другим - в нем доминировали дружеские отношения. Наполеон прекрасно помнил изречение великого римлянина: - “Жена Цезаря должна быть вне подозрений”. Разочаровавшись в своем кумире, Наполеон не считал более себя обязанным сохранять верность Жозефине. Перечисление имен женщин, которых впоследствии этот великий человек любил и, которые практически всегда отвечали ему взаимностью, займет не одну страницу его биографии.

                И М П Е Р А Т О Р

      В Париже между тем дела обстояли крайне плохо, и возвращение Наполеона многими политиками рассматривалось как спасение. Назревал очередной переворот. Состояние экономики было ужасным. Войскам месяцами не выплачивалось жалование. Государственное казначейство было опустошено. Директория находилась на краю гибели. Наполеон воспользовался сложившейся ситуацией. Верные ему войска, в которых передовым отрядом командовал Мюрат, разогнали Собрание народных представителей. 9 ноября 1799 года во Франции началось консульское правление – главным консулом стал Наполеон Бонапарт. По существу, это уже была диктатура.

      Наполеон начал с грандиозной перестройки всего аппарата управления Францией. Промышленность, почувствовав поддержку государства, стала развиваться ускоренными темпами. Им была учреждена палата мер и весов и основан Французский банк. Он учредил государственные премии за достижения в науке и искусстве. Наполеон старался, как можно плодотворнее использовать мирное время, но, увы! Снова война с Австрией за Итальянские государства. И опять победы, победы. И после каждой из них границы его империи расширялись, а количество вассальных государств увеличивалось. Между очередными войнами в мирное время по всей Франции строились новые дороги и каналы, поощрялись всевозможные ремесла, искусство и наука. Открывались школы и лицеи, музеи обогащались трофейными артефактами. Был учрежден  орден Почетного легиона. Франция процветала. 12 августа 1800 г. Наполеон назначил комиссию по выработке проекта гражданского свода законов, получившего впоследствии название “Кодекса Наполеона”, в нем юридически закреплялась победа буржуазного строя над строем феодальным. Параллельно с этим велась работа над торговым и уголовным сводами. Значение этих документов, принятых в марте 1804 г., переоценить невозможно. Практически без изменений  и сегодня они действуют во Франции, а также в большинстве европейских стран, и даже в штате Луизиана в США и провинции Квебек в Канаде. В конце жизни Наполеон говорил, что его истинная слава не в сорока выигранных сражениях, Ватерлоо их все перечеркнуло, а в Гражданском кодексе.

      16 января 1804 г. Наполеон был назначен Законодательным собранием Франции пожизненным консулом.
Но Наполеону этого было мало, и в мае 1804 года он стал императором Франции.

      А что же Жозефина? Конфликт, казалось бы, забыт, она - императрица. Но императрица должна продолжить династию, родив мужу наследника престола. Увы, Жозефина  иметь детей больше не могла. В конечном счете, брак венценосных супругов распался.Наполеон оставил за Жозефиной титул коронованной императрицы. Кроме того она получила во владение несколько дворцов и солидное денежное содержание.   Все атрибуты царствующей императрицы остались при ней В разводе с мужем Жозефина прожила еще четыре с половиной года. 29 мая 1814 года она скончалась. Незадолго до смерти Жозефина, чтобы снискать расположение к своей семье Александра 1 (русские войска к этому времени уже были в Париже), подарила ему камею Гонзага. Камея хранится в Санкт – Петербургском Эрмитаже, являясь одним из лучших его экспонатов.

                А М П И Р

      Наряду с другими многочисленными задачами Император Наполеон реализовал свои амбиции и в области искусства.Естественно они вытекали из последовательно проводимой им политики строгой централизации экономической ,государственной и общественной жизни страны. “Король без облачения не король”, заявлял Наполеон и, поэтому, требовал, чтобы искусство и архитектура Франции отражали его достижения. В частности завоевание имевших большое историческое прошлое – Италии и Египта. Именно поэтому французское искусство намеренно корректируется с искусством древних империй.

      Художественным мастерам было предписано брать за образец величественные образы и аллегории  Древнего Рима, Египта и архаической Греции. Ведущая роль в формировании нового стиля - Ампира (Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) принадлежала имперскому живописцу Ж.-.Л. Давиду. Давид разрабатывал эскизы мебели и оформления интерьеров, диктовал моду в одежде, используя собственные рисунки, сделанные им с этрусских ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье. На холсте она изображена в тунике на антич-ный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем. Кушетка, ставшая благодаря необычной конструкции хрестоматийным артефактом, была изготовлена мастером Жакобом.

      Ампир весь пронизан ассоциациями. "Орел" -  становится символом империи и украшает древки флагов воинских соединений. Маска Аполлона - представляет “Короля - Солнце”. Лук, стрелы и скрещенные мечи - символизируют военные успехи. "Лебедь" – супругу Жозефину. Языческие боги, сфинксы, кариатиды, листья лотоса и камыши – все это художественно коммутируется с Египетским походом Наполеона. В моду входят римские цифры. Дорогая мебель делается из темного дерева с золочеными рельефными и ажурными бронзовыми накладками в виде доспехов, лавровых венков, ликторских связок и орлов. Особым успехом пользуются будуарные туалетные столики с вращающимися зеркалами – псише. Придворными архитекторами Наполеона стали Ш. Персье и П. Фонтен. Они оформляли интерьеры императорских дворцов, построили триумфальную арку в Париже. Скульптор А.- Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны.

      Спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была декорирована ими дорогими тканями и превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, ее придворные одевались в “римские туники” и в качестве украшений носили браслеты из простых камней, прекрасно обработанных мастерами глиптики.
В 1802-1813 гг. была издана многотомная монография “Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту” с гравюрами по рисункам, барона Д.- В. Денона. Наполеон специально взял его с собой в Египет, чтобы иметь зарисовки с натуры этой экзотической страны. В 1812 г. вышло в свет издание “Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки”. Авторами этой работы были Персье и Фонтен. Иллюстрации Денона вместе с “образцовыми проектами” Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков, декораторов, ювелиров, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков.

      Среди парижских мастеров выделялся своим незаурядным дарованием придворный бронзовщик П.– Ф. Томир. Он изготавливал интерьерную или обстановочную бронзу со скульптурным декором - бра, канделябры, треножники, вазы, люстры, торшеры и корпуса часов. Будучи главным бронзовщиком Севрской мануфактуры, Томир производил различного рода декоративную оправу из бронзы для отделки всевозможных  фарфоровых изделий. Бронза в его работах кажется необычайно легкой и воздушной, как - будто она отлита из мягкого воска, а не твердого металла. По праву, его можно считать одним из создателей стиля - Ампир.

      Работы Томира украшали апартаменты Жозефины в Тюильри, дворец в Фонтебло, Лувр и другие императорские архитектурные комплексы. Выполнял он и российские заказы. Так им были отлиты несколько заказных экземпляров каминных часов “Минин и Пожарский”. В 1811 г. по рисункам Прюдона Томир, вместе с ювелиром Одио, изготовил две колыбели для сына Наполеона. В ампире часто повторялись уже известные сюжеты на темы Римской истории. Например, сюжет картины художника ХV в. Ф. Липпи “Смерть Лукреции” (ныне хранящаяся в картинной галерее Ватикана) был повторен в каминных часах скульптором Галле. Часы уникальны, в них по существу “рассказывается” вся история гибели прекрасной Лукреции.

      Россия добровольно приняла “стиль Империи”. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского похода с гравюрами. В 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и получил тринадцать альбомов с рисунками - проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении ампира в России. Впоследствии в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский.

                Э П И Л О Г

      Разгром наполеоновских войск в войне 1812 против России положил начало крушению империи Наполеона. 18 июня 1815 года после поражения в битве при Ватерлоо Наполеон отрекся от престола. В октябре 1815 года английский фрегат "Нортумберленд" привез Наполеона к острову Святой Елены. Здесь Наполеон и умер 5 мая 1821 года в 17:45 местного времени. Перед смертью он прошептал: «Жозефина».Похоронили Наполеона в заблаговременно подобранном им месте , покрыв могилу тяжелой каменной плитой.

      В своем завещании Наполеон написал “Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены, среди французского народа, который я так горячо любил.Хочу, чтобы мой сын, если он когда-нибудь будет у власти, правил бы только для народа и с народом. Хочу, чтобы, получив трон от меня как наследник по крови, он никогда не забывал, что только воля народа должна поддерживать его, и не делал ничего против воли народа.”. В 1840 году - саркофаг с останками Наполеона был перезахоронен в часовне парижского Дворца Инвалидов.

                “Да будет омрачен позором
                Тот малодушный,  кто в сей день
                Безумным возмутит укором
                Его развенчанную тень!”

                Продолжение следует