Сторителлинг как модель оптимизма и успеха

Лана Аллина
   
           Сторителлинг, то есть изложение, «рассказывание» историй* - это древнее искусство, о котором время от времени вспоминают литераторы, ораторы, специалисты по арт-психологии. Это эмоциональное восприятие информации и творческое самовыражение человека. Наше внутреннее «Я» реагирует на образы и метафоры, которые содержатся в истории. Сухие факты и абстракции блеклы, скучны, а в историях мы общаемся с героями, которые оживают рядом с нами. Ведь и рассказчик и слушатель подсознательно ставят себя на место героя.

            В сторителлинге используется метафора – простые сравнения и длинные истории. Сложные метафоры - это истории, содержащие множество смысловых уровней. Кстати рассказанная история провоцирует желания на уровне подсознания, мобилизует ресурсы – а подсознание принимает сигнал.

            Истории способствуют органичному раскрытию потенциала. Сюжетная линия отвлекает левое полушарие, работающее на разум и аналитику, а метафора, словно музыка, воздействует на подсознание и незаметно подталкивает к принятию важных решений.

 
            История первая. Мысль рождает успех.
            В морозный декабрьский вечер 1900 г. 80 финансовых воротил и акул бизнеса США собрались на банкет в честь никому тогда не известного молодого человека и не подозревали, что станут свидетелями важного события в истории бизнеса. Двое из них решили отблагодарить некоего Чарльза Майкла Шваба за гостеприимство во время их визита в Питтсбург и ввести «специалиста по стали» в общество акул бизнеса. Однако встреча эта стала исторической. Не успел вечер закончиться, и родилась корпорация «Стальной Трест» США - дитя на миллиарды долларов. Жаль, что никто не догадался записать речь Чарльза Шваба на банкете – ведь технические возможности для этого уже имелись. Она  была не очень изысканна, но полна острот и пронизана умом. А главное, речь длиной в 19 минут почти сразу притянула капитал в пять миллиардов из карманов присутствующих.

            Шваб закончил речь, и заглянувший «на огонек» мультимиллионер Джон П. Морган увлек оратора в нишу у окна. Они беседовали еще один  час - Шваб представил законченную программу по увеличению выпуска стали. Многие дельцы пытались заинтересовать Моргана идеей стального треста, но лишь Шваб сумел показать Моргану возможную выгоду от требующего финансового обеспечения проекта.
   
            Ни один концерн не мог сравниться с гигантским трестом хитрого старика шотландца Эндрю Карнеги – на тот момент обладателя одного из самых крупных состояний на планете. Шотландец с возмущением смотрел на поползновения Моргана – ведь тот задумал воспроизвести сеть компаний своего конкурента. При помощи Шваба, управляющего его трестом, Карнеги рассчитывал прижать мультимиллионера к стенке.
Но и упрямый мультимиллионер усмотрел в предложении выгодную комбинацию ля себя: вытеснение треста Карнеги станет его победой! Не давая гарантий, Шваб предложил Моргану подвести предприятия Карнеги под его крышу. Шваб упирал на будущее стального производства, указывал ему на недальновидность усилий по взвинчиванию цен, доказывая, что дешевая сталь создаст надежные рынки сбыта. Фактически, Шваб был отцом производства продукции массового спроса.

            Так помог Швабу Случай, постучавшийся, как всегда, с черного хода. Морган обдумывал предложение Шваба, а тот уехал в Питтсбург спасать стальной бизнес от Карнеги. Шваб понимал: Карнеги не понравится, что его сотрудник ведет закулисные игры с королем Уолл-стрита. Даже если, как утверждают историки экономики, все было задумано хитроумным стариком Карнеги: и обед в честь Шваба, и его бесценная речь, и беседа с Морганом, - то когда Шваб обсуждал свои планы с Морганом, он не мог знать, как отнесется Эндрю Карнеги к предложению о продаже его компании, да и свою золотую речь произнес все-таки он сам!

            Шваб прихватил на решающую встречу с боссом выписанные на шести страницах (!) столбики цифр и убедил его в реальности огромных доходов от продажи любой из компаний. Было подсчитано: если хитрый старик пойдет на сделку, он запросит около 320 миллионов долларов. Над этой цифрой поломали головы несколько человек, главным из которых был Морган, да и Шваб знал о стальных компаниях больше, чем кто бы то ни было. Сумеет ли он убедить Эндрю Карнеги продать компанию? Последовал ответ: «Я попытаюсь». «Если Вы убедите его, я гарантирую остальное», – обещал Морган.

           И - свершилось! Однажды, после партии в гольф, Шваб с убедительностью, загипнотизировавшей нью-йоркских акул бизнеса, указал шефу на возможность комфортного ухода из большого бизнеса, и Карнеги вывел на листке бумаги цифру - 400 миллионов долларов, сопоставимую с той, которую Шваб называл Моргану. Цена была взвешенной: остальные 80 миллионов долларов составляли рост цен на недвижимость за истекшие два года.

           В течение следующего, 1901, года сделка завершилась, и при помощи еще мало кому известного «специалиста по стали» компания Карнеги была продана группе финансистов Нью-Йорка, работавших под началом Моргана. Сам Чарльз Майкл Шваб стал первым президентом корпорации «Стальной Трест», созданной из денежных сумм и активов, купленных при посредничестве Шваба у Карнеги. Компания превратилась в богатейшую в мире, давая работу тысячам людей, совершенствуя производство стали и открывая новые рынки сбыта. Два года спустя Шваб покинул корпорацию, не найдя общего языка с Морганом, однако возглавил созданный им новый стальной гигант – «Бетлем Стил». Как президент новой корпорации, тридцативосьмилетний Чарльз Шваб сохранял над ней контроль около 30 лет. Он стал самым высокооплачиваемым служащим в мире, получая зарплату 1000000 долларов в год. Его однажды спросили, за что он получает такие огромные деньги - он гордо ответил: «Я могу убедить кого угодно в чем угодно».

          Звездный проект возник в воображении Лидера, и план финансового обеспечения созрел в уме Лидера. Вера в успех, огромное желание, одержимость, незаурядное воображение, настойчивость в достижении цели и идентификация себя с делом – слагаемые успеха, позволившие создать «Стальной Трест». Идея Шваба в соединении с верой стоила 400 миллионов долларов.
Мысль приносит успех. Получаемые дивиденды определяет сам человек.


          История вторая. Хочу работать вместе с Великим изобретателем!
          Молодой человек по имени Эдвин С. Барнс захотел стать партнером изобретателя Эдисона. Его намерение было четким и твердым, но он не сразу осуществил это желание: он не был знаком с Эдисоном, и не было денег на билет до пункта назначения. И когда к Томасу Алве Эдисону явился человек в потертом костюме и дешевой шляпе, тот был немало удивлен и его странным обликом, и его железной решимостью, и его бульдожьей хваткой. «Я Эдвин Барнс, я пришел работать с Вами».

         Итак, Барнс явился к Эдисону и заявил о желании и намерении стать его партнером. Эдисон вспоминал их встречу: «Он выглядел бродягой, но выражение его лица не оставляло сомнений: такой сделает все, что задумал. Если человек жаждет чего-нибудь так сильно, что готов поставить на карту свое будущее, он победит судьбу. Я предоставил ему такую возможность: он уже приучил сознание к тому, что достигнет цели».

         Всего час спустя «слабохарактерный» Томас Эдисон взял Барнса на работу, и тот стал не то клерком, не то лаборантом, а начал с мытья полов в офисе Эдисона.
После первой встречи юный Барнс не стал партнером Эдисона. Но получил работу за символическую плату и, главное, твердо решил добиться своего. Мертвая хватка, упорство, настойчивость и полная самоотдача позволили ему устранить препятствия. Судьба и тень следуют за человеком повсюду, гласит японская пословица.
И тут снова помог Случай. Изобретатель создал аппарат, известный как диктующее устройство Эдисона. Барнс предложил партнеру услуги по сбыту новшества и продал первую партию так успешно, что Эдисон подписал с ним контракт на сбыт товара по всей стране.

         «Продажа себя» всего за час в дальнейшем принесла сотни тысяч долларов Эдисону, но гораздо больше - Барнсу. Всего несколько лет спустя Барнс стал полноправным деловым партнером Эдисона, взяв под контроль продажи и установки аппаратов компании. В конце концов, Барнс даже стал богаче Эдисона – невзирая на отсутствие у него вначале выраженных талантов, кроме исключительной настырности.
Со времени первой встречи оба партнера прошли путь длиною в пять лет.

         Сотрудничество принесло им обоим огромные деньги, но Барнс выиграл больше - понял, что если довести свое желание до точки кипения, его можно превратить в материальные (и не только!) ценности. Барнс считал себя партнером Эдисона - и стал им, одержимый целью и двигаясь к ней даже ценой отречения от всего остального, составил план достижения цели - и сжег мосты.

         Его желание стало идеей его жизни длиною в жизнь.



         История третья. Знаю, чего хочу – значит, так будет!
         Автомобильный король Генри Форд решил выпустить автомобиль марки «V-8» с мотором, где все восемь цилиндров заключены в одном блоке, и дал инженерам соответствующее указание, хотя его уверяли в невозможности этого проекта. Но Форд отдал распоряжение работать до получения результата. Инженеры трудились в поте лица – они хотели работать у Форда. Прошел год, были испробованы все мыслимые варианты - безрезультатно. Инженеры доложили Форду, что не нашли способа реализации проекта.

         «Я этого хочу, значит, это будет», - решил Форд. Работа продолжалась, и в один прекрасный день орешек был расколот. Целеустремленность, настойчивость Форда, его одержимость целью победила. Он понял важный принцип успеха – знать, чего хочешь достигнуть, и решительно двигаться к цели, идентифицируя себя с ней.

 
         История четвертая. Успех за шаг до поражения.
         Вероятно, самая распространенная причина неуспеха – отказ от дела при первой неудаче. 
 
         В конце XIX в. представители американской семьи Дерби «заболели» золотой лихорадкой. Один из них, в лихие лета скваттерства**, захватил участок на Диком Западе, и поначалу его труд был вознагражден. Пробы подтвердили: Дерби владеют одной из богатейших шахт. Надежды росли, но вскоре золотая жила иссякла. Дерби бросили дело и продали оборудование старьевщику за несколько сотен долларов.

         А старьевщик вызвал инженера, и стало ясно: владельцы не знали о «ложных жилах», и одна из них оказалась в трех футах от места, где Дерби прекратили бурение! Старьевщик заработал миллионы за интуицию и здравый смысл. Но и мистер Дерби извлек урок – дело нельзя бросать, не взвесив все за и против - и возместил потери. Он занялся страхованием жизни и стал продавать страховки на миллионы долларов ежегодно.

         Пока в дверь постучится успех, сколько временных поражений придется перенести. Большинство успешных людей утверждает, что удача приходила к ним за шаг до поражения.

         © Лана Аллина

* От слов "Story" и "telling".
** Скваттерство - захват, иногда не вполне законными методами, свободной земли на Диком Западе США (вторая половина - конец XIX в.)