Тхор Михаил Евтеевич

Геннадий Алексеенко
Есть на новощербиновском кладбище неприметная небольшая металлическая оградка, выполненная в стиле шестидесятых годов ХХ столетия. Внутри оградки расположены три христианских креста над тремя могилами. Надписи на крестах стерты. Вряд ли кто из посетителей, пришедших в этот уголок кладбища, догадается, что здесь покоится прах одного из тех, кто составлял цвет рядового состава Кубанского войска в начале двадцатого века. И, тем не менее, именно здесь покоится прах Тхор Михаила Евтеевича.

Где-то в 2003-2006 годах на одном из форумов, посвященному казачеству, я прочел статью В. И.  Шкуро о Георгиевских наградах в царской России. В этой статье упоминался и Михаил Тхор из Новощербиновской. Этот факт меня очень заинтересовал и побудил к поискам информации об нем самом и его родственниках.

 Эта фамилия в станице довольно распространенная, можно сказать на слуху и хорошо известна многим моим землякам. Предстояло найти среди них его родственников. И здесь мне повезло. Внучка Михаила Тхора была мне коллегой по работе и основные сведения из его биографии были получены от нее. То, что дедушка имел царские награды, она хорошо помнила. Все время твердила, что есть фотография, на которой ее дедушка изображен с несколькими наградами. К сожалению ту фотографию она отыскать так и не сумела. Ничего удивительно в этом не было. В советские времена о казаках говорили с неохотой, особенно о тех, кто воевал на стороне белых. Некоторая часть населения так и не простила казакам их участие в разгоне демонстрантов 1905 года. Далеко не все хранили старинные фотографии и царские награды, так как боялись доноса и последующих репрессий со стороны властей.

Cначала я отнес его к цвету Кубанского войска потому, что за время своей службы Михаил Евтеевич Тхор, по моим тогдашним представлениям, был награжден Георгиевскими крестами всех степеней. У меня было советское представление о наградах. Иначе и быть не могло. Я родился и воспитывался в СССР. Я считал, что главное это что сделал человек, а какой он национальности и какое у него сословие это при награждении не важно. Кто ж знал, что в царской России для знати были одни награды, а для простого люда другие.
 
Собрав сведения о Михаиле Евтеевиче Тхор, я написал простенький рассказ, даже и не рассказ, скорей небольшой репортаж, о нем и поместил его сначала на своем сайте yaseni.ru, а потом в сборнике «О прошлом и настоящем станицы Новощербиновской». Написал и успокоился. Как оказалось, позже, зря.

В 2015 году встал вопрос: «Где доказательства тому, что Михаил Тхор кавалер всех степеней солдатского ордена «Георгиевский крест». Пришлось снова вернуться к поискам информации о своем станичнике. В интернете я нашел ту статью В. И. Шкуро, с которой все и началось. Прочитав внимательно несколько раз эту статью, мне стало понятно, что я ошибся. Михаил Тхор был награжден всеми степенями не ордена "Георгиевский крест", а всеми степенями Георгиевской медали «За храбрость». Вскоре Никита Витальевич Кияшко прислал сообщение: «Отправляю Вам выявленные мной сведения о награждении приказного 3-го Запорожского полка ККВ, жителя ст. Новощербиновской Михаила Тхора Георгиевской медалью 2-й степени №3910. Приказ № 338 от 26 мая 1916 г».

Статус этой награды ниже. Тем не менее интерес к личности Михаила Тхор у меня не пропал. У меня все время в памяти крутится, казалось бы, незначительный, рассказ о нем одного из тех людей, кто помнил его живым. Вернувшись в станицу, он ходил, хромая и с палочкой. Внуки постоянно донимали его расспросами о том, почему он ходит с палочкой. Отвечал дедушка им одно и тоже: «А попробуй-ка перед полком на коне таньчики показывать!» Иными словами, перед каждым существенным событием командир полка выстраивал казаков и приказывал Михаилу Тхору демонстрировать элементы джигитовки на лошади, таким образом он поднимал дух и настрой казаков на предстоящие дела. А в джигитовке Михаил был одним из лучших и мастером своего дела. Вот потому-то я и считаю, что Михаил Евтеевиче Тхор представитель лучшей части Кубанского казачьего войска.

Тхор М. Е. родился в 1882 в станице Новощербиновской в семье потомственного черноморского казака. Пришло время, и он как все его сверстники служил в регулярных войсках Кубанского войска, скорей всего, сначала в 1-м Запорожском Императрицы Екатерины Великой полку. Служил верно, и беззаветно. Был превосходным наездником, отлично владел холодным и огнестрельным оружием. Профессионализм и его величество удача позволили ему, вернулся домой живым и невредимым. Тхор М. Е. участвовал в боях с японцами в 1904-1905 годах и турками в 1915-1917 г. во время Первой мировой войны.

 Во время Гражданской войны, возможно, воевал и, скорей всего, на стороне белых. В 1933 году был осужден. Отбыв наказание, вернулся в станицу, вступил в колхоз Димитрова, где работал плотником. На пенсию ушел в возрасте 72 лет.

 Несмотря на тяжелое время, также, как и тысячи других уже бывших казаков он вырастил вместе с женой Олимпиадой Зиновьевной детей. Было их пятеро: Ефросинья, Антонина, Мария, Надежда и Леонид. Жил он скромно и незаметно, о своих подвигах почти не говорил. Умер 2 ноября 1960 г в возрасте 78 лет.

Из ксерокопии документа, присланного мне Никитой Витальевичем Кияшко, кстати, следует, что казак 3-го Запорожского полка ККВ, житель ст. Новощербиновской Макар Олефир был награжден Георгиевскими медалями 3-й  и 2-й степени. Приказ № 338 от 26 мая 1916 г. В положении об этой медали, это касается и ордена Георгиевский крест, придерживались правила, сначала награждение производилось медалью 4-й степени, потом – третьей и т. д. Из этого правила следует, если у человека есть награда 3-й степени, значит, есть и награда 4-й степени. Если я в рассуждениях не ошибаюсь, то Макар Олефир не на много отстал от Михаила Тхора.