Ник Симс. Коля. Джек Лондон

Иван Жердев
В Америке тоже есть умные люди. У меня был заместитель Николас Симс. Ну как Николас, Коля Шимановский.  Родился в Китае в семье русских дворян эмигрантов. Бежали из Петербурга в 17 году.  Коля-Николас  сильно пил. В офисе втихаря смешивал водку с колой и потихоньку сосал через трубочку. Я в своем кабинете нюхал кокаин. Работали весело, с огоньком.
   У Николаса eще жива была мама. Хрупкая ухоженная старушка, лет под  90. Николаса она звала Ника. Как то мы заехали к ней. Я сразу полюбил ее, когда она сказала, - Ника, узнай, где есть курсы. Я что-то  стала забывать свой французский.
    У меня в гостях был отец. Пришел Ник. Немного выпили,  смотрели кино. По моему,  « В бой  идут одни старики».  Я когда выпью не могу смотреть американское ТВ или фильмы. Только наши.
   Ник посидел, посмотрел. Потом встал, попрощался и ушел. Мы еще часа два с батей сидели.  О том, о сем.  Я глянул в окно и увидел, что Кадилак Ника так и стоит у дома.  Выскочили на улицу.  Мало ли что. Ник сидел в машине и плакал.
- Что случилось?  Почему домой не едешь?
-  А у меня нет дома…  И жены нет, и дочери…
   Оказывается, Ник вместе с партнером  решили создать себе обеспеченную старость. Взяли кредит, купили землю и хотели построить маленький городок, с заправкой, магазинами, почтой и т.д. Но при покупке земли, что-то не так отмеряли. Начались суды. Стройку заморозили. Кредит капал. С молотка ушло имущество. Потом ушла жена и забрала дочку.  А  я не знал. Ник не де-лился.   С тех пор он жил у меня. 
   Первая жертва кредита в  моей жизни.  Потом  я их видел много.
   У  Джека Лондона есть рассказ про индейца, который стал заниматься торговлей.  Он покупал в поселении у белых всякие интересные вещи и потом привозил в стойбище и продавал соплеменникам.  Над ним белые смеялись.  Если он покупал вещь за доллар, то и продавал тоже за доллар.  Бледнолицый  друг индейца пытался научить его основам бизнеса. Если купил за доллар,  то продавать должен хотя бы за доллар двадцать центов. Дорога, затраты, прибыль. Товар деньги товар. А индеец искренне не понимал.  Почему он должен продавать дороже, если он купил за доллар. Не укладывалось в его простой индейской голове. У Джека Лондона много интересных героев. А вот этот помнится до сих пор.  И Волк Ларсен почему-то.
     На третьем курсе я писал курсовую по «Северным рассказам» Джека Лондона и никогда не думал, что окажусь на месте его самоубийства и последнего пристанища.  Я как то ехал домой в Напу и увидел надпись «Jack London Park».  Увидел случайно, я даже не знал, что живу в нескольких милях от его дома. Свернул, приехал.  В парке сохранился деревянный дом, где жил писатель с матерью и сестрой,  сгоревший остов дома Одинокого Волка и могила самого Джека Лондона. Рядом могилы двух детей погибших при пожаре.
     Он очень тщательно и долго строил этот дом. Сохранились трубы от нескольких каминов, каркас бассейна прямо в доме, много комнат. Лондон влазил в долги. Писал на заказ, лишь бы построить этот дом. Он дал ему название, он мечтал о вечерах у камина, о тишине и покое. За две недели до въезда «Дом Одинокого Волка» сгорел до тла.  А потом застрелился Джек. На могиле, по его завещанию поставили только большой камень с Дома Одинокого Волка.  Детям тоже.
   Ему никогда не везло в делах материальных. Он в Сономе построил образцовую ферму. Коровы все полегли, потому что  пол был бетонный, а нужен земляной с соломой.  А Джек все хотел не то что эстетики, а скорее необыч-ности.
   Потом он построил яхту. Самую большую, а она не поплыла. Двигатель не потянул.  Теперь она стоит у причала в Беркли. Там сделали ресторан. Ходят люди, пьют, едят. Многие даже не знают первого хозяина яхты.
   И наконец «Дом Одинокого Волка». Последний проект.  «Нам дано строить дома, но не дано в них жить». Мартин утонул, Джек застрелился.

   В русском языке невозможно глагол «победить» сказать от первого лица в будущем времени. Я победю? Я побежду? Невозможно. Может быть, само понятие победа в одиночку в России тоже невозможна. Я преодолею – да. Вполне. А вот победить, самому, одному… кого? Ну не катит, как то. Мы, все таки, община, империя. Мы, не я. Нет супергероя. Для меня это важно.

    Есть древние греки. Античная литература, философия. Есть современники – Шекспир, Толстой, Достоевский. И все. Больше и не надо. Они для нас уже все сказали. Что-то большее мы не вместим. Поэтому большее и не появится. Дай бог и это осознать, воспринять, уверовать. Слеза ребенка…
 
           А Рим основал парень, который убил своего брата и вырос на молоке волчицы. И как можно опираться на римское право, когда право это базиро-валось на рабовладении и войне. Потому оно и есть основа американского законодательства. Рабы и солдаты. Иначе оно не работает.