Средство, вернуться в Детство...

Валерий Рубин
Александр Мецгер
Зайчик Длинное Ушко и его друзья

Что есть рецензия? Рецензия есть прежде всего эмоции: понравилось - не понравилось. Другими словами, рецензия есть субъектиное мнение, отлитое в форму оценки литературного произведения.

Рецензировать произведения для детей - тяжкий и, возможно, неблагодарный труд, поскольку тебя могут не понять взрослые. В конце концов рецензии читают они, а не дети.
Задача усложняется тем, что во-первых, читая книжку, надо стать "на секунду" ребенком, вернуться в детство золотое, - а оно у нас ведь было у всех разное.
Во-вторых, можно легко впасть в назидательный, дидактический тон, что никак не поспособствует справедливой оценке авторского труда, - взгляды на воспитание детей у нас тоже могут быть разными, и зачастую именно так и есть.

Мне никогда прежде не приходилось заниматься подобным, оценивать достоинства и недостатки детских книжек. И потому я, признаюсь, с большой опаской взялся за написание рецензии на предложенную тему.

Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма... Со словами классика трудно не согласиться, если иметь в виду его собственное творчество. А что с "Зайчиком Длинное Ушко"?..
Поэма не поэма, не Руслан с Людмилой, где кот ученый ходит по цепи кругами, но сказочная атмосфера в коротеньких зарисовках из жизни обитателей леса явно присутствует. Книжка ведь для самых маленьких!
Очеловечивание чувств зверюшек, растений - разве само по себе не сказка, не полет фантазии?

Для Зайчика Длинное Ушко, ставшего главным героем книжки, существуют два непреложных жизненных (не грамматических!) правила:
- всегда помогать друзьям и
- слушаться маму.
Разумеется, помогать в трудую минуту нужно и соседям, и даже незнакомым, попавшим в беду, людям. А кто станет возражать против того, что настоящие друзья обиды не помнят?.. Чтобы иметь друзей, надо и самому быть добрым и отзывчивым?.. Что нехорошо брать чужое?.. Нехорошо разносить по лесу сплетни?.. Нехорошо курить, жадничать?..

"Почему обиделась букашка"? - а разве букашка может "обижаться"? По логике взрослого - странный вопрос. Но ребенок примет как должное, поверит, если на полном серьезе ему рассказать историю о несостоявшейся дружбе мальчика с Божьей коровкой.
"Букашечка, давай дружить....Ты будешь жить в коробочке. Каждый день я тебе буду приносить цветы и травку, и нам будет весело..."
На что букашечка резонно замечает: Ты предлагаешь мне дружбу, а сам собираешься посадить меня в коробку и держать взаперти...
И в самом деле, какая может быть дружба между "тюремщиком" и "заключенным". Бесхитростная история-сказка поднимает очень важный вопрос о свободе и НЕсвободе, о творимом нашими руками Добре и Зле. Так легко перейти границу между ними с самыми благими намерениями...

... Мальчик Денис любил со всеми спорить. Хорошо это или плохо? Если спорить по любому поводу, беспричинно - плохо, конечно. Но как объяснить это трехлетнему мальчугану, обыкновенному, не жадному и не плаксивому? Привлечь родительский авторитет (Я сказал!) - или рассказать и показать, что бывает с такими спорщиками? Автор выбирает второе.

Еще одна история из книжки: "Волшебная сила улыбки". Помните, интермедию Райкина "Волшебная сила искусства", сказочку о перевоспитании взрослых? В данном случае, дети "перевоспитывают" Бабу-Ягу.
Баба-Яга, персонаж, которым пугают непослушных детишек в русских сказках. Баба-Яга и здесь хочет нашкодить, навредить детям, но маленький Чудик, толстенький человечек с веселой улыбкой, расстраиваит все ее нехорошие замыслы.
Одно несколько смущает в повествовании: в качестве Бабы-Яги выступает школьная уборщица... Лучше бы привлечь на эту роль злодейку со стороны.
Но, послушайте-ка: Бабу-Ягу реабилирована, - уже в другой истории...
Как-то перед Новым годом избушка на курьих нож­ках снесла яичко. Из этого яичка вскоре вылупилась маленькая Яга, Ёжка. Она получилась на редкость добрая и любопытная.
И она помогает детям отобрать у Бармалея подарки детям к новогодней Елке, за что Дедушка Мороз превращает ее в маленькую Фею. Чудесное превращение...

История о "Золотом мальчике" начинается так:
Всем известно, что солнечные зайчики - большие шалунишки. Они любят резвиться на оконных стек­лах, отражаться в зеркале, прыгать по стенам и даже по лицам малышей, заглядывая им в глазки. Зайчи­ки такие яркие, что увидеть их невозможно. Но, если сильно прищуриться и очень захотеть, то можно уви­деть маленькою золотистого зайчика.
Включите воображение, товарищи взрослые! - и вы попадете в детскую солнечную страну...

Или, о "Девочке Колокольчике".
"В одной дружной семье жили-были муж и жена, и всё вроде у них было хорошо, но вот беда, не было у них детей. И к колдунам обращались, и к ворожеям - всё напрасно"...
Начало напоминает не раз перечитанное в детстве андерсеновское. Бытовая история, каких немало и в реальной жизни. К чему она детям? А вот зачем.
Лесной дух сжалился над безутешым горем женщины и подарил ей дочку. Родители нарадоваться не могли. Девочка, слов­но цветочек, расцвела. Засмеется, будто колокольчи­ка нежный звук разливается.
Все бы хорошо, жить бы да радоваться, но однажды репейник и прочие сорняки заполонили страну Цветов... И тогда лесной дух попросил девочку Колокольчик помочь цветам, так как только она могла своим чудным смехом избавить страну от сорняков.
И маленькая девочка с помощью друзей - зайчика, белочки и мышки - освобождает Волшебную Страну Цветов!

Сюжет "Ветерка и тучки" как будто выписан с китайской живописной картинки гохуа. Природа разнообразна, и нет в ней "главных" действующих лиц, у каждого из них - ветра, тучки, солнышка, дождичка - свои задачи и функции. Ребенок, постигая мир, постигает и разнообразие, и взаимодействие сил в природе, понимает, как важно любить живую природу, беречь живую природу, чтобы она ответила тебе добром.

Вот еще о "Печальном одуванчике".
- Почему ты такой грустный? - спрашивали у него цветы, - мы радуемся каждой капельке дождя, каждому дуновению ветерка, каждому лучику света.
Но одуванчик лишь тяжело вздыхал...
Одуванчик жил, как одуванчик, не радовался солнцу, кипению жизни вокруг. Только печалился и горевал, что лето проходит...
К концу осени на полянке отцвели цветы и, отбросив семена в плодородную почву, приготовились к зиме. Завял и печальный одуванчик, так и не получив в подарок от природы воздушной белой шапочки. Сморщенный, невзрачный и всеми забытый, он склонился к зиме и умер.
Пережив все цветы, одуванчик так и не оставил после себя ни одной семечки, чтобы на следующий год обрести жизнь в другом цветке.
Не правда ли, нравоучительная история? И не только для детей... Жизнь дается всего один раз, и ее надо прожить так, чтобы не было мучительно больно... ну, и далее по тексту...

Любить детей - это одно. Вырастить их хорошими людьми - другое. Незаменимыми помощниками в этом выступают сказочники. Андерсен, Пушкин... Братья Гримм? - с братьями сложнее. Мало доброты в сказках, которые они сочиняли, - много мрачной жестокости.
Согласен, и к этому надо быть готовым, к вступлению во взрослую жизнь, полную опасностей, неожиданностей, тревог и забот.
Надо только видеть красоту жизни, не сдаваться, уметь преодолевать трудности.
Нам, старшему поколению, повезло со сказками - в литературе, в мульфильмах. Они закладывали в неокрепших душах основы морали, наставляли, прививали правила поведения в семье, с друзьями, в обществе, объясняли что такое хорошо и что такое плохо. Иносказательно, с примерами из жизни птичек и зверюшек.
Не то нынче. Кто или что воспитывает детей в японских мульфильмах-стрелялках? Правда, мы говорим о литературе, но признайтесь: много ли мы видим сегодня произведений, достойных пера Пушкина и Андерсена?

Автор - на наш взгляд, который, естественно, можно и оспорить, и не согласиться - в ряду современных детских писателей занимает достойное место. Даром, что дипломант Международного литературного конкурса в Берлине.
Таланты литератора, рассказчика, дающие по прочтении книжки - а в ней без малого четыре десятка сказочных историй - под названием Зайчик Длинное Ушко и его друзья ощущение прикосновения к детству, - в этом сильная сторона творческого почерка Александра Мецгера.

А что с языком? Простой, удобно читаемый, "детский" литературный язык. Без всякого рода благоглупостей вроде "круто-клево-обалдеть", которыми забита современная литература для всех возрастов.

Я вспоминаю, как ездил с дочкой отдыхать на юг, к морю. И, само собой, брал для чтения - для ребенка - ту из книжек, что считал подходящим для нее чтением в возрасте 5 лет. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями", - помните, конечно...
Так вот, мы застревали на одном и том же месте, где у белки Сирли украли бельчонка... У белки Сирли украли бельчонка, - глаза и Леночки становились круглыми как вишни. Как такое может быть? Папа, почитай еще... и еще... и еще...
Вот она, волшебная сила искусства сказочника!

Скажу так: истории из книжки Зайчик Длинное Ушко и его друзья мне понравились. Как читателю, как отцу, если хотите. Сказка - ложь, да в ней намек. Должна ли сказка включать воспитательный аспект? - отвечу не задумываясь: да! А как иначе? Предоставить ребенку расти подобно сорняку, мол, жизнь научит? - ни в коем случае.
Все эти истории с мишутками, лисятами, белочками, зайчиками, волками и прочим зверьем пробуждают в маленьком человечке чувства добрые, чувства сострадания к братьям нашим меньшим, - это с одной стороны. А с другой, будят в детях фантазию, дают крылья мечте. А какой же человек без мечты? Многого ли человечество добилось бы, не умея с детства мечтать?
Ведь для того, чтобы исполнилась твоя мечта, малыш, нужно совсем немного: не огорчать своих родителей. Попробуй, и ты убедишься в этом сам.
Право слово, стоит попробовать!