Мангуп - Кале, август 1996 года

Василий Овчинников
МАНГУП - КАЛЕ
                (26-27.08.96)

     Август девяносто шестого у нас впервые без гостей.  Времена изменились, и нашим северным ребятам пока не до отдыха. Наш «семейный санаторий» не загружен. Но без традиционного похода лето не получит должного завершения. Я, Катя, Оля, Витя и Герда. Мама Наташа, такова её доля, остаётся на домашней вахте.

   Утренней электричкой едем прямо до станции Сирень, первая за Бахчисараем. Лента шоссе начинается сразу от остановки. Топаем. Путь не такой и длинный. Вдоль дороги поля: справа кукуруза, слева капуста, перец.  Всё поливное. Через три километра справа водоём. Маленький привал. Ещё через километр перед посёлком Танковое отворачиваем вправо.  Мост через Бельбек. Слева выступает скала Сторожевая. Шоссе идёт пологим подъёмом.

     Катечка: «Сколько можно топать? Ездить всё-таки лучше», - портит студентку дочку питерская цивилизация.
     Село Красный Мак. Памятник погибшим в войну. Журавли, почти Гамзатовские. http://proza.ru/2018/02/24/518
     Навесы табакосушилен, яблоневые сады.
     Залесное. Однако, оттопали уже десять километров.
     Через полтора километра впереди обозначился массив Мангупа. Слева вниз от дороги водохранилище. Балка Джан-Дере. Передохнули и вверх по балке. Перед посёлком свернули вправо и пошли вверх на Мангуп по заросшей лесом лощине. Нашли место поглуше и скинули, припрятав, рюкзаки. Налегке вверх по тропинке веселее.
     С двух сторон от тропинки камни с полустёртыми надписями на непонятном языке – древнее кладбище. Дальше – круче. Угадываются остатки укрепления, преграждающего выход на вершину. Выходим на плато, на котором когда то располагался древний город – крепость Мангуп-кале.  Осматриваем развалины, выдолбленные в камне помещения. Подходим к обрыву, который защищал доступ в крепость с юго-запада.  Внизу Адым-Чокракская долина. С этой стороны крепость была неприступна, стены были не нужны.

   Через три часа мы, прихватив по пути наши рюкзаки, вернулись к водохранилищу. На берегу, напротив турбазы «Мангуп»  пустая «Жигуль-копейка» с настежь открытыми дверцами. Рядом скатерть – «достархан», уставленная бутылками и обильной закусью. Хозяев нет. Проходим мимо. Не уследили. Герда срывается назад и, игнорируя наши возмущённые крики, с трофейным кругом копчёной колбасы в зубах, убегает в лес. Отошли метров на пятьдесят, ждём. Минут через пять появляется наша собачка, уже без колбасы, виновато виляет хвостом. Невоспитанная.

   Искупались в мутной глинистой воде. Хозяев «копейки» мы ждать не стали, выберем место для ночевки на тропе маршрута, где-нибудь поглуше. По лесной дорожке уходим на северо-восток в сторону Бельбека. Отойдя три километра, сошли с дорожки в сторону, нашли прогалину в молодом сосняке. Ни вода, ни костёр, ни неожиданные ночные гости нам до утра не нужны.

   Поставили палатку, один край тента закрепили повыше – место для Герды. Наливаем ей в миску воды и привязываем собаку рядом с палаткой. Тучки натягивает, темнеет. Только улеглись, и пошёл дождь. Герда забеспокоилась, хочет к нам. Но нас в палатке и так четверо. Смеёмся, чужой колбасы наелась, теперь сторожи.

    Утром пасмурно, но тепло. Завтракаем по холодному, собираемся. Намокший тент от палатки заметно потяжелел. Не страшно. Дорога к дому всегда короче.
   В десять утра тронулись в путь. Через километр дорога заводит нас в узкость. Справа мыс Ай Тодор. Сверху вниз вдоль дороги идёт водопровод. Внизу вырисовывается Большое Садовое, а справа открывается неприступный мыс Куле Бурун. Когда то на нём стояла древняя Сюйреньская крепость. Село оставляем справа, через пару километров переправляемся  через Бельбек и по дорожке вдоль фруктового сада поднимаемся на шоссе. Проходим через Танковое, дальше, до самой станции, идём по старой дороге. Знакомый путь уже не кажется таким длинным.

  Сели в электричку. Народу мало, в последнем вагоне заняли последнее, тупиковое купе, чтобы никому не мешать. В Симферополе в вагон садятся мальчишки с серьёзным молодым кавказцем. Собака разваливается посреди прохода через купе от Герды.
-    Как же мы выходить будем? – спрашиваю мальчишек.
-    А вот так. Наша собачка съест вашу собачку, - отвечают гордые и довольные хозяева большого пса.
    Через сорок минут наша станция Остряково. Собираемся на выход. Я впереди с огромным рюкзаком и Гердой на поводке, сзади девчонки с Виктором, пока у Катерины на руках. Герда, приостановившись перед кавказцем, тихонько рыкнула, и огромный пёс, жалобно взвизгнув, запятился задом под лавку. Проход свободен. Мальчишки явно сконфужены.
-    Это просто ваш вежливый мальчик нашу девочку пропустил, - можно посмеяться и мне.   
      Идём домой. Девчонки обсуждают подвиг Герды.

      Через пару дней отправляем Катечку в Питер. Денег на билет нет. Еду в город. Сдаю в ларьке скупщикам три  украинских ваучера. Как раз стоимость плацкартного билета от Симферополя до Санкт Петербурга. Велика же была наша доля в имуществе «незалежной». 

Снимок из интернета.
Массив Мангупа со стороны
Адым-Чокракской долины.