Открытия генерал-адъютанта К. А. Шильдер-4

Екатерина Шильдер
     Открытия, сделанные инженер-генералом  К.А. Шильдером, устанавливали приоритеты Российской империи во многих областях военного дела. Созданная Шильдером в 1834 году подводная  лодка, и испытанная на Неве, была первой в мире. Построена была лодка на заводе в Петербурге. Мало того, на подводной лодке  были размещены ракеты, и этими ракетами был осуществлен первый запуск ракеты из-под воды.
 
     «Имена людей, в 1830-1860 годах испытывавших первые отечественные подводные лодки, долгое время оставались неизвестными, пока на страницах апрельского номера «Инженерного журнала» за 1875 год не появилась очередная часть обширной статьи М. Мазюкевича о жизни и деятельности выдающегося военного инженера, генерала К.А. Шильдера. Однако Мазюкевич ограничился упоминанием фамилий лишь некоторых офицеров, вовсе не касаясь нижних чинов», напишет  в статье «Первые российские подводники» Р.В. Кондратенко.

      Не только подводную лодку создал военный инженер К.А. Шильдер, но придуманы были им пароходы непроницаемые для артиллерийских снарядов, обшитые железом, они служил прообразом будущих броненосных кораблей. Одному из таких пароходов было дано императором название «Отважность», что как бы случайно совпадало с характером самого изобретателя Шильдера.
 
          «Между тем, одно поколение сменилось другим, и все труды генерала Шильдера для усовершенствования отечественного инженерного дела изгладились из летописей науки. Забыли,  кому обязаны введением в России гальванизма для воспламенения минных зарядов, оказавшимся столь полезным при обороне Севастополя;  изгладилось в тоже время из памяти – кому принадлежит в России честь первого опыта подводного плавания, основанного на рациональных началах, и введения подводных мин, как существенного средства для приморской обороны; забыли также, кто поддерживал у нас до Севастопольского погрома, с редкою энергией, научно-военное саперного дела», напишет сын этого выдающегося военного Николай Карлович Шильдер. ([Шильдер Н.  Карл Андреевич Шильдер. 1785 – 1854. Русская старина т.14, ;№ 11, 1875 год, ноябрь, стр.  522 )

      Александровская, а затем и Николаевская эпоха дала много выдающихся военных инженеров. И к таким инженерам, как Гуруа, Опперман, относился и Карл Андреевич Шильдер.
 
      Александр Клавдиевич Геруа родился в 1784 году. Военная служба началась для А.К. Геруа в Пионерном полку, сформированном при Павле I, из которого в дальнейшем вышли два полка – 1-й Пионерный и 2-ой Пионерный. В армии пионерные полки отвечали за возведение дорог, мостов и проведение разных инженерных фортификационных работ.  Во 2-м пионерном полку будет служить Карл Шильдер.  Александр Геруа участвовал во многих битвах русской армии с французами, строя мосты, часто под огнем противника, как это было под Полоцком. В 1820 году вступает в лейб-гвардии Саперным батальоном. Особая роль в 1825 году выпала на долю лейб-гвардии Саперного батальона во время восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря. Полк стал на пути заговорщиков в воротах Зимнего дворца, прибыл батальон на Сенатскую площадь с улицы Кирочной, где располагались его казармы.

    «Если бы Саперный батальон опоздал только на несколько минут, дворец и все наше семейство были бы в руках мятежников, тогда как занятый происходящим на Сенатской площади и вовсе без сведений об угрожающей с тылу иной важнейшей опасности, я бы лишен был всякой возможности сему воспрепятствовать», говорил о событиях того дня император Николай I. (Николай Шильдер. Император Николай. Его жизнь и царствование. М, 1997. С. 283). В войне с Турцией генерал Геруа будет выполнять инженерные работы по осаде крепости Браилов. К этому времени лейб-гвардии Саперный батальон имел уже другого командира, им был Карл Андреевич Шильдер.