Просьба бедолаги

Александр Сих
Рассказ  написан  на  стыке  года  свиньи  и  года  мыши.(08-09г). Действие  разворачивается  в  магазине  на селе, примыкающем  вплотную  к  городу. Утром.
     Действующие  лица:
Продавец - женщина  Нина, лет  сорока.
Посетитель, или, скорее, проситель - потёртый  жизнью  мужчина
50 лет, от  имени  которого  и  ведётся  повествование.
Оба  коренные  сельчане.

     Просьба  бедолаги

     Монолог

      Нина! Нинок! Нинуля! Дай бутылочку беленькой  в  долг! Ну нету  у  меня  счас  денег. Обносился, обтёрся, обветшал; истратился, издержался, иссяк. Где  я  их  возьму? Воровать у  людей  грешно, на предприятия  не  проберёшься - кругом
охрана. Подделывать  не  умею. Да, честно  скажу, и побаиваюсь - статья  уж  больно  крутая, а  годы  преклонные. Это  не раньше! Как, какие  годы? Вот  скажи  мне, дорогая  моя Нинуленька, ты  видела, чтоб  собака  дотянула  до полтинника?
А  я, при  моей  собачьей  жизни, дотянул. И  очень не хочется её  остаток  провести  на  цепи, когда  всю  жизнь  свободной дворнягой  пробегал. Да, дворнягой,- родословная  подвела  в последних  коленах. А  на  брюхе  выползать  в  породистые  псы  гордость  не  позволяла. Где  моя  счас  гордость? При мне. Всё  своё  ношу  с  собой. А  я  не  клянчу! Я культурно вежливо  прошу. Я  проситель, а  не  попрошайка! Это  две   большие  разницы. Попрошайка  на  паперти  возле  церкви, а  я в  родном  магазине  у  односельчанки.Которая,кстати сказать, отличается  своей  ласковостью и  добротой, сочувствием  и состраданием, пониманием  и  высоким  гражданским  сознанием. Это  не  лесть - это  чистая  правда! Всё равно  не  поможет? Жаль. Я  не  Цицерон, и  не  обладаю  даром  красноречиво   убеждать, но  это  крик  о  помощи  измученной  души. Не вчера
я  её  мучил - вчера  я  её  лечил. А  болеть  начала  с утра. Согласен, душу  этим  не  вылечишь, но боль  притупить  можно. С  кем  пил? Да сосед, паразит, припёрся  радостный  на сносях. В  смысле,- упакованный. Ага, беременный?! Спиртным. Что  за  радость? Жена  с  детьми  уехала. Если  бы! Увы, - только на выходные. К  родителям. Да  нету  его! На  работу вызвали, сволочи! А  ты  мучайся. Страдай. А  ещё  друг! Как это, зачем  вчера  пил? А  кода  ещё  представится  такая возможность? Лучше сегодняшние страдания, чем последующие сожаления. Физические  мучения  сносить  легче, чем моральные.
     Нинушенька, дай  мне  на  крестик, который  поставила  на  мне  жизнь! Может  и  я  на  ней  поставил,- не  спорю. Дай страдальцу  в  крестах! Эх, креста  на  тебе  нет. Опои страждущего и жаждущего, не дай засохнуть и завянуть, как Николай, в расцвете лет и сил. Не дай усопнуть отроку грешному, не покаявшись! На сухо не кается - только икается. Когда подумаю о геенне огненной. А хочешь расскажу, как я в молодости фальшивомонетчиком был? Мне бы в то время современную технику, я бы опередил государство в выпуске валюты. Я очень старательный. И трудолюбивый. Если, конечно, мне нравится работа. В этом вопросе я очень щепетилен. Нельзя сделать хорошо работу, которая тебе не по нутру. Всю жизнь страдаю от этих противоречий. Если мне нравится работа - я не нравлюсь работодателю, если я нравлюсь работодателю - мне не нравится работа. И работодатель становится противен и омерзителен. Так и хочется, не приступая к работе, набить ему морду. Чтоб не обманывал. Кто честный? Я по глазам вижу все его подлые мыслишки. Я ещё не приступил к работе, а он, подлец, уже подсчитывает сколько на мне, дураке, заработает. Не глаза, а табло счётной машинки. Циферки так и крутятся. В одном - евро, в другом - доллары. Разъевшаяся личинка капитализма! А когда выползает из своего кокона - в десять раз становится ненасытней.
      Где мне больше всего понравилось работать? Я много где трудился! Неплохо было на мясокомбинате. Кого выгнали? Сам ушёл. Жалко живность. Насмотришься на эту жестокость и сам ожесточаешься душой. Становишься агрессивным. Нейтрализуешь алкоголем. Выпьешь, дашь кому-нибудь в морду - смотришь, и легче. Один раз не тому дал. Посторонний в цеху оказался. Для чего пролез? Украсть! Я ему его галстук вокруг шеи намотал, и допрос учинил. Покраснел, от стыда что попался, глаза выпучил, хрипит. Не успел сознаться. Мастер смены прибежал. Оказалось - директор! Новый. С производством знакомился. Кто же знал? Их меняют, как хамелеон  окрас. Успел уволиться по собственному, пока директор в больнице лежал. Рассказывали, что потом искал своего душителя. Хотел поблагодарить за бдительность.
      На молочно-консервном было хорошо. Молоко меняли на вино, а закуска всегда возле рта. Тоже сам уволился. Невмоготу стало смотреть на консервы - тошнило и рвало. Издержки производства. Причём тут - жрать надо меньше?! Директор - изверг! Застукал на обмене товара. Консервы меняли на пшеничную. Не, не уволил. Заставил сожрать все консервы. Двадцать пять штук на троих, без вспомогательных средств, то есть - всухую. Тиран! Кто не сожрёт, говорит, уволю по статье, а кто сожрёт - по собственному. Из нас троих я один по собственному и уволился. Нисколько не жалел. Я и теперь на них не могу смотреть, даже снаружи. Вот сколько с тобой разговариваю, ни разу не глянул в их сторону. Боюсь, не выдержу усугубления состояния.
      Но лучше всего работалось на пивзаводе! Атмосфера благоприятная, можно сказать - душевная. Торговля шла между цехами: пиво на водку, водку на квас, квас на пиво. Даже в самое знойное лето умереть от жажды не представлялось возможным. Не пить было нельзя. Среди минусов был большой плюс. После работы все идут на пиво, а ты с пива идёшь домой. И пускай дома проку от тебя мало, но траты на алкоголь сводились к минимуму. А значит дыры в семейном бюджете по твоей вине были крохотные. Тоже сам ушёл. Здоровье за деньги не купишь. Я и раньше замечал, что у меня есть печень. А тут: я не просто узнал с какой она стороны, но и почувствовал, что ей становится тесно внутри, и она стала выползать наружу. Подлечился за счёт завода и уволился. Не проще ли было бросить пить? Конечно, проще. Только невозможно! В квасном цеху пьют водку,запивают пивом; в пивном цеху пьют водку, запивают квасом; в водочном цеху пьют водку, запивают пивом, опохмеляются квасом. Круговорот вещей в природе изменить не в наших силах.
      Зачем теперь пью? Теперь я не пью, - теперь выпиваю. Но в меру! В меру сил и возможностей. А сил уже не много, а возможностей ещё меньше. Особенно зимой. Да зимой мне и работать нельзя. Хронический бронхит. Как ты сказала? Хронический паразит? Нинон, как тебе не стыдно? Ты же знаешь, с весны до глубокой осени я в трудах. Всем помогаю. Тебе, кстати, в первую очередь помогу. Но, надо ждать тепла. Врач так и сказал: " Хочешь жить - прекращай!" Не пить - работать зимой! Не нарколог - терапевт! Мне обидны твои каверзные насмешки. Но я готов забыть обиду. Дай бутылочку на утоление пустынной жажды. Что за странный тип: полчаса смотрит и ничего не покупает? Не обращай на него внимания! Ты лучше прислушайся к гласу вопящего и молящего о помощи.
      Рассказать как я фальшивомонетничал? Занятная история. Беспечность наивной молодости. Моя врождённая склонность к рисованию. Видно в роду были художники. Я ещё в школе заподозрил, что Васнецов мой прямой предок. После него уже пошли любители пить, и к фамилии приросла буква. И стали мы -  Кваснецовы! Квасом, правда, дело не ограничилось, но гены дают о себе знать. Теперь, если рука не тянется к стакану, то хватает карандаш. А в юности тяга была страшная. В то розовое время другой альтернативы ещё не было. Особенно любил натюрморты рисовать. С натуры. После отцовского с друзьями сабантуя, натура оставалась, хоть и не эстетичная, и я изображал её во всей красе. Отец очень был доволен. С утра глянет - и сразу видит: чего и сколько пили и чем закусывали. Всегда говорил: "Ты мой летописец!" - и ласково трепал по голове. С возрастом страсть усилилась, но приняла несколько извращённый характер. Да как ты могла такое подумать, Нинуля? Никаких пьяных оргий с обнажёнными девицами! Это пришло позже. И то в самой невинной форме. Извращение состояло в том, что я стал порочить советские денежные знаки. Сходство было, если смотреть в полутьме или нетрезвым глазом. Вот я пьяным их и раздаривал. А я тебе уже говорил, если работа мне нравится, то работаю с остервенением. Скоро у каждого в селе завелись мои эксклюзивные деньги. Многие, не протрезвев, даже пытались за них опохмелиться. Качество бумаги подводило. Но шуток и разговоров на селе было хоть отбавляй. Ты не помнишь - ты была ещё кроха. Хорошо, что в селе, а не в городе: сидел бы в темнице сырой - лет десять.
      Однажды вечером зашёл участковый в гости к отцу. Без исполнения - в гражданском. Отец знатный самогон варил - тройной очистки. Экологически чистый продукт. Сначала с отцом поговорил, а потом и меня вызвал на собеседование. Сильно тогда меня пожурил. Ты, - говорит, - я слышал, по округе карикатуры на советскую власть распространяешь неприличного содержания? А ну показывай вещественное доказательство! Деваться некуда - принёс. Когда посмотрел моё художество, еле успокоили. Не от крика - от смеха. Но посоветовал в дальнейшем перейти строго на натюрморты. В противном случае, перейду строго в строгую изоляцию. В изоляцию не хотелось, и я перешёл в депрессивное состояние. От несправедливости. Талант надо развивать, а не загонять в изоляцию. Начались первые личные встречи с зелёным змием. Первое время встречались редко, а потом обнаглел, паразит зелёный, и стал сам в гости приходить. Так мы с ним и сдружились. Но талант не пропьёшь! Опохмели творческую личность, непризнанного художника-передвижника. Я тебя уже полчаса от скуки спасаю, а сам умираю... от тоски. Не сделал в прошлом году денежного запаса. Последние крохи отдал на встречу Нового года. С самого начала надо задобрить грызуна. Прошлый год был неудачным. И встретил как свинья, и прожил хрюкая. Чего хотеть от года свиньи? А кто виноват? Год свиньи считается прибыльным? Ни за что не поверю! А, для умных и практичных? Конечно, для этих хапуг любой год прибыльный! Как? А для раздолбаев любой год убыточный? Полностью согласен: для них - да! Много я их встречал на своём веку. Живут как стрекозы - ни о чём не заботятся! Всё лето пропили, проспались, а тут и зима катит в глаза. Недопустимая беспечность. Для меня прошлый год исключение. Что ни говори, а свинья в том году подложила мне свинью.
      Этот год будет другим. Грызуны - народ запасливый! Это не свинья - нажрётся и спит, а мышка - всё в норку, всё в норку. Вот с весны и начну запасы делать. А зимой можно в своё удовольствие и пейзажи писать. Перешёл на нейтральные темы, радующие глаз и душу. Пробовал портреты односельчан писать, по памяти. А память уже не та. Пришлось прекратить, пока не лишили последней. Хочешь, продам один пейзаж - за бутылку? Ночь. В небе звёзды. Белые яблони в цвету. Под яблоней спит пьяный мужик, а вокруг бутылки. И название почти как у Рембрандта - "Ночной позор". Каждая картина должна нести идеологическую направленность. Глянешь на неё, и становится стыдно за мужика. Один, втихаря, всё выжрал! Налей, за идеологическую целостность моей сущности. Уважь пожилого человека, борющегося с пороками человечества силой искусства. А я твой портрет напишу. Сегодня так на тебя нагляделся, хоть ночью разбуди - любую деталь вспомню. Вон сколько позади тебя на прилавке деталей. Дай одну, для укрепления памяти? А вам что, молодой человек? Погреться зашли? Минут сорок шастаете, ничего не покупаете, глазками - зырг, ушками - хлоп, как шпион! Пожалуйста, покупайте, я отодвинусь. Водочку берёте, пивко пенное, колбаску, рыбку... Пожалуй, я совсем отойду. Силы мои не беспредельны. Чувствую: пульс участился, сердце заклокотало. Не отходить? Это всё мне? За что? Рассказ понравился? Это вам рассказ, а мне жизнь! И я бы не сказал, что она мне сильно нравится. Одно утешение: физический труд летом, утоление духовной жажды зимой. А хотите я вам один пейзажик подарю? Бесплатно. Он больше для вашего поколения: несколько свободных нравов. Стимулом для написания послужил шедевр Венецианова " На пашне. Весна" Весна. В небе солнце, облака. Трактор в поле пашет. И с краю, в бороздочке, двое занимаются непристойным. Называется:  "Сельчане в похоти". Посмотришь и стыдно... за тракториста. Пашет плохо! Плуги надо глубже в землю. Чтобы ни один посторонний глаз не приметил ничего предосудительного. Не хотите? Ну и ладно. Сохраню для выставки. А за презент спасибо. Не перевелись на нашей земле добрые люди! А тебе, Нина, должно быть стыдно! Зараза ты, Нина! Уже - да! Раньше нет, а теперь - да! Помощи моей не жди. А вы, молодой человек, будьте здоровы и богаты! Чтобы иметь возможность помогать больным и бедным!