Ёжик

Дочь наша - поздний ребёнок. Мы с мужем прожили вместе уже без малого девять лет, он с энтузиазмом  помогал мне  воспитывать моего сына от первого брака, я получила второе высшее образование. Вот тогда-то и нашлось у нас время на продолжение рода. Ничего, уверяли мы друг друга, не страшно: матери тридцать семь, отцу, правда, на одиннадцать лет больше, зато есть старший брат, и ему уже сейчас почти шестнадцать, значит, успеет выучиться, сможет поддержать сестру, когда родители будут старыми и немощными или вообще уже не будут...  Да и продолжительность жизни в Германии неплохая, успеем вырастить.

Девочка получилась  такой, как нужно:  среднестатистический вес, идеальные показатели по всем параметрам сразу после появления на свет, живой и умный взгляд... Оставалось совсем немного: поставить на ноги, привить нормы, дать образование. С образования мы и начали! Давным -давно было запланировано, что наше потомство будет расти в двуязычной среде. К этому располагало всё: русскоговорящая мама, отец-немец, брат, владеющий и русским, и немецким. Русскую сторону активно поддерживали мои родители, немецкую – вся объединённая Германия. Процесс, что называется, пошёл.

Мы с мужем строго поделили сферы влияния.  Первую половину дня с дочкой занималась я. Кормила, гуляла, читала, учила уму-разуму – всё на русском. После обеда муж принимал смену. Нет, не до вечера, на пару часов, но в эти часы ребёнок был немецкоязычным. По выходным, когда дома были все одновременно, каждый из нас, общаясь с малой, придерживался своего родного языка. 

Дочь росла, умнела – и молчала. Поначалу это никого не волновало. Но когда она и после того, как ей исполнился год, не заговорила, мы напряглись. В полтора года ребёнок выдавал только «мама» и «папа».  К двум тоже не больше того. Понимала всё! Слушалась, играла, была весёлой и покладистой. Тонкие звоночки родительской тревоги переросли в полноценный набат.  Поскольку трудно было предположить, что дитя в два года дало обет молчания, предполагались более страшные вещи... Энциклопедии услужливо выдавали  определения типа мутизма и логофобии. И вот, когда лучший логопед города был уже готов нас принять,  дочка начала говорить. Причём почти сразу пусть простыми, но предложениями. На двух языках: с папой по-немецки, с мамой по-русски. И языки никогда не смешивала. Как сказал логопед, наконец-то закончила сортировку!

К трём стало совершенно ясно: её потребность в вербальной коммуникации превзошла все ожидания...да что там, все опасения! Темы для разговора не иссякали, вопросы сыпались на нас лавиной на двух языках. Мы пожинали плоды воспитания...

Но и в наблюдательности нашей дочери отказать было нельзя.
- Папа, а почему я могу и на русском, и на немецком? И мама так может! И Витя! А ты вот по-русски разговаривать не умеешь!  Почему не умеешь? – допрашивала она своего отца.
Он ответил совершенно по-мужски:
- А это твоя мама меня не научила! Я её по-немецки научил, и тебя научил, и Витю! А мама меня – нет!

(Вот точно так отвечал мой отец, когда двое его старших внуков, мой сын и мой племянник, в совсем ещё юном и несмышлёном возрасте приставали к нему с вопросом, почему это у него на голове не волосы, а лысина.
- А это вы у бабушки спросите! – простодушно говорил он доверчивым детям, бросая многозначительный взгляд в сторону мамы и шельмовато улыбаясь, но в сторону, так, чтоб мальчиши не заметили. А те уже задавали бабушке зловредный вопрос:
- Баба, а почему у деда...
Вероятно, предполагали, что бабушка каким-то образом отвечает за дедушкину лысину – чего дед, собственно, и добивался. Ну любил человек поддразнить жену...)

Дочь наша всегда готова защищать своего папочку.
- Мама! Ты почему папу не научила?! – налетает она на меня коршунёнком. И тут же – о, у неё всегда есть план! – сообщает:
- Ну ничего, ничего, папочка, не огорчайся, я тебя сама научу, вот прямо сейчас и научу!

Всё это время она мечется между нами двоими и идеально распределяет языки: для отца информация  только  на немецком, для меня –  только на русском.

С трудом дотащив тяжёлую книгу с картинками, взгромождает её на диван, поднатужившись, влезает сама:
-  Садись, папа! – маленькая толстенькая ручонка требовательно похлопывает по дивану на том месте, куда должен сесть отец. - Тут такие картинки! Я тебе расскажу, как всё по-русски называется, а ты повторяй за мной! И сразу научишься!

Я внутренне хохочу, однако же не без гордости отмечаю: неплохое решение, совмещение визуальных и аккустических сигналов далеко не худшая методика при изучении иностранных языков...

Муж бросает мне  хитрющий взгляд (ну кого это мне так напоминает!))) и усаживается рядом с учительницей.  Я, в любопытном ожидании, пристраиваюсь неподалёку в уголке, но не очень заметно, не слишком бросаясь в глаза, а то как бы не погнали... Упустить учебный процесс я не имею права, поскольку у меня  есть свои соображения  по поводу его возможного протекания.

Книга раскрывается с лёгким шуршанием. На первой странице зубастый, страшный, лохматый...
- Вооолк! – выдыхает дочка чуть ли не баском и испуганно округяет глаза.
- Вооолк! – повторяет за ней муж, перенимая и интонацию, и мимику.
Дочь довольна, она улыбается и кивает белокурой лохматой головёнкой, кудряшки покачиваются в такт кивкам...

На следующей странице нарядная рыжая Патрикеевна.
-Лиса! – вещает малая масляным голосом. Этот персонаж ей внутренне значительно ближе и потому удаётся ещё лучше.
- Лиса! – повторяет ученик.
 
Учительница снова одобрительно кивает и переворачивает страницу. А там любимый дочкин литературный герой, колючий круглощёкий ёж с румяным яблоком на спине.
Пухлый пальчик упирается в ежа. В предвкушении последующего успеха дочь старательно выговаривает:
- Ёзык!
- Ёзык! – не менее старательно вторит ребёнку отец.
Улыбка исчезает с дочкиного лица, как будто её стёрли. Но маленький человек не сдаётся:
- Ё-зззык! – медленно произносит дочка и ждёт.
О! Она знает, с кем имеет дело! Её папа умный, точный и последовательный! Он всё и всегда хочет сделать правильно!
- Ё-зззык! – повторяет мой муж, не прочувствовав коварства неродной ему речи.
И тут наша дочь срывается с дивана, становится перед отцом в позу «рассерженная тётка» - ну это когда руки в боки и глаза щёлочками – и, забыв о том, что её папа не понимает по-русски, кричит ему на мамином языке:
- Папа, я тебе лусским языком головю: ёзык! Ты слысыс: ЙО-ЗЗЗЫК! Поцему не понимаес?!

Муж смотрит на меня несчастными глазами :
- Ты видела? Видела? Я всё сделал так, как она велела! А она всё равно недовольна!
 
Откуда ж ему было знать, что русская речь нашей трёхлетней дочери представляет собой поле непаханное для понимающего её логопеда?...


Рецензии
Думала, что прочту про ежа,
но не пожалела.
Очень нравится, как пишете,
Оксана.
И еще молодцы, что начали
говорить с девочкой сразу на
двух языках.
Наши внуки, живущие в Герма-
нии и родившиеся там же, слы-
шали русскую речь только во
время нашего пребывания у них
или их визитов к нам. И это не
есть правильно. А вот вы пос-
тупили разумно!

Спасибо за хорошую работу!

Фаина Нестерова   03.07.2018 20:07     Заявить о нарушении
Фаина, спасибо.
С русским трудно стало. Нет уже моих родителей - это были носители языка в "массы" моих детей. Кроме того, школа "довлеет". Там еще два иностранных языка, английиский и французский. Так что за русский идёт борьба.

Оксана Малюга   04.07.2018 23:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.