День, когда потух маяк...

Морской Профсоюзный Телеграф
1 августа 1581 на острове Хийумаа был зажжен костер на одном из старейших маяков мира КЫПУ... http://www.travelzone.lv/eesti/tuletorn/kopu/index.html

В 1985 году у основания маяка была установлена, пожалуй, единственная в мире мемориальная плита "Маяку Кыпу в честь 450-летия от благодарных мореплавателей".

...Несмотря на наличие в этих местах острова Хийумаа (или Даго) хороших маяков - тут же стоит известный маяк РИСТНА, немало судов выскакивали на рифы этого острова. Более того, жители этих мест имели неплохой доход от разграбления остатков кораблекрушений. Дурная слава идет о деяниях потомка барона Унгерна (последний Унгерн - белогвардейский генерал, прославился в Монголии, когда практически правил ею в годы Гражданской войны)... В годы правления Екатерины Великой Унгерн получил в управление маяк КЫПУ... И, якобы, имел собственный ложный маяк - на огонь этого маяка  шли мореплаватели, попадали на камни... и начинался грабеж. Достоверных источников об этом нет, но в литературе есть рассказы на эту тему. Достоверным является факт привлечения этого барона к суду в 1802 году за непомерную плату, которую он содрал за спасение шведского судна "Луиза Каролина" с судовладельца.

2 ноября 1946 года на камни этого острова выскочил советский пароход ПЕЧЕНГА, под командованием капитана Бушена. В спасении этого судна активное участие принимал отец будущего СЭРА-Севы Новгородцева (у него есть своя версия этого кораблекрушения). Отец Всеволода - капитан Борис Иосифович Левенштейн (действительно заслуженный и достойный этого звания капитан) в то время был заместителем Начальника Балтийского государственного морского пароходства. Он прибыл на место аварии буквально через пару дней после посадки, очень грамотно руководил спасательной операцией... Но погода, которая стояла в это осеннее время года, не позволила спасти судно. Пароход развалился, экипаж сняли, при спасении погибла член экипажа счетовод! Женщина, ее смыло волной при попытке переправить на стоящее рядом судно...

Как гласят материалы расследования, в этот день, 2 ноября 1946 года, маяк Кыпу не работал, а маяк Ристна был еле виден, то есть характеристика огня не соответствовала его параметрам.

Кстати, в спасательной операции были задействованы суда  Балттехфлота, которымт командовал дед другого нашего музыканта - Гребенщикова...

Трагедия продолжилась после гибели парохода. Какой груз везли из немецкого порта Штеттин... в документах написано "стоимость неизвестна", но достоверно известно, что груз был "кубатурный", часть груза удалось силами моряков перегрузить, часть груза, по распоряжения Левенштейна, выбрасывалась за борт, чтобы облегчить судно, для снятия с банки... Груз был трофеи... Видимо, были очень затронуты чьи-то интересы... Капитана Левенштейна и 3 помощника капитана судили показательным судом во Дворце Культуры моряков Ленинграда. Капитана приговорили к рпсстрелу, 3 помощнику дали 15 лет, Левенштейн доказал, что его действия по спасению были правильными - его оправдали. Он демонстративно обнял капитана Бушена и сказал: "Держись, Валя!"... После суда работники пароходства собрали сотни подписей в защиту капитана. И это в 1947 году!!! Шверник лично откликнулся на обращение народа... Расстрел капитану заменили на 25 лет... - и ВСЕ, больше мы не слышали о нем... Как тогда водилось, все подписанты попали под партийные "разборки", но это другая история... Мы готовим материалы про этот случай!