Марина Цветаева - социотип Робеспьер ч5

Елена Разгон-Скорнякова
Чем больше я пытаюсь понять про Марину Цветаеву, тем непонятнее она становится, тем больше вопросов возникает. И к ней и к себе. Жизнь Марины Цветаевой – открытая книга – стихи, письма, воспоминания. Но чем больше с ней знакомишься, тем сильнее начинает казаться – это неизвестный шифр. То, что лежит на поверхности, не имеет ничего общего с тем, что происходит в душе Марины.
Марину Цветаеву нельзя измерить общими мерками, она всё время оказывается над рамками, над условностями. Марина сочетала холодность и отрешённость логика с повышенной эмоциональностью, словно с юности находилась в эпицентре взрыва своих эмоций. Глянула в интернете – ей приписывают самые различные социотипы. На форуме сказано – характер яркий, а ни в какие типы не укладывается. Тут даже не двойственность, а многоликость и многомерность. Сочетание несочетаемого, объединение невозможного с общепринятой точки зрения.
По одной из версий считается, что социотип Марины Цветаевой – Достоевский, этико-интуитивный интроверт. Совесть, долг и вина, чувства, страсть и смирение. В её случае – сначала страсть и чувства, а потом долг,  немного вины и совести. Страсть Цветаевой часто могла сочетаться с равнодушием к другим людям. Достоевский, не умеющий благодарить, безразличный к своему внешнему виду, не умеющий готовить, пренебрежительно относящийся к неинтересным людям? Кстати, Цветаева не любила Достоевского. Тем не менее,  по другим версиям она Гамлет, Есенин Гексли. Многие типируют Цветаеву в логики – она Габен, Дон-Кихот, Максим, Жуков и Штирлиц и кто-то ещё.
На мой взгляд, Марина Цветаева логик. Холодный беспощадный логик, требовательный к себе и другим. Мне она больше напоминает Робеспьера – логико-интуитивного интроверта. Это объясняет сильную интуицию, аналитический склад ума, энциклопедические знания, неприспособленность к быту, безразличие к внешнему виду. Робеспьеры внешне выглядят холодными и бесстрастными, но они способны на взрыв эмоций.
Но сюда не вписывается непонимание точных наук, неумение ориентироваться даже в городе, а также высокий эмоциональный накал, страсть и страстность. И Льва Толстого она не любила, он считается Робеспьером. Возможно потому, что он не писал стихи? Или его вещи были для Марины слишком заземлёнными, ей не хватало высоких нот? Насчёт Чехова не знаю.  Кто же были любимые писатели Марины Цветаевой? Из анкеты – Рильке, Роллан, Пастернак.
Неизмеряемость Цветаевой содержит загадку для всех исследований. Каждый может объяснить Марину через себя, через свой опыт и своё восприятие. О ней написаны сотни, если не тысячи работ, и у всех образ Марины разный. Если смотреть с точки зрения соционики, личность Марины Цветаевой не подходит не под один тип, словно несёт в себе противоречивые и несовместимые особенности разных типов.
Робеспьер – логико-интуитивный интроверт. Тип учёного, аналитика, исследователя. Человек, обладающий развитым чувством долга перед собой и другими людьми. Долга в своем понимании этого слова. С одной стороны, холодный умный логик, далёкий от бытовых проблем и невнимательный к людям. Робеспьеры обладают сильной интуицией, они умеют структурировать, видеть всё в целом и в деталях, способны создавать объём и глубину образа.  С другой стороны, это человек, живущий с юности по своему кодексу чести. Чаще всего, этот кодекс расходится с социальными представлениями, но Робеспьера мало волнуют ценности системы и чужое мнение. Борец за справедливость в своём представлении о том, что такое высшая правда. Человек, способный безраздельно посвятить себя выбранному делу. Гореть не только  интересом к делу жизни и любовью, сколько высшими сильными чувствами,  не понятными окружающим. Довольствоваться малым, не замечать неудобств.
Если отталкиваться от личности Марины Цветаевой, то многие противоречия можно объяснить. Она не любила точные науки. У обычных логиков с ними нет проблем. Но для Марины главное – не любила. Марина с детства знала, что она Поэт. Она отсекала всё, что мешало поэзии. Не смогли гимназические учителя показать поэзию математики и химии, гармонию цифр. Для Марины был важен ритм, звучание, отзыв Души. Точные науки глухо молчали.
Марина не умела ориентироваться в пространстве улиц и городов. Материальная реальность в мире Марины оставалась враждебной средой, продолжением быта. А быт – это то, что отнимает время и силы от поэзии. За стенами дома или пристанища интуиция и логика выключались, срабатывали инстинкты защиты на всё чуждое и непонятное. Марина замыкалась и терялась, становилась беспомощной, боялась незнакомых мест, проезжающего транспорта, перехода улиц. В то же время физически она была очень вынослива, любила гулять, могла пройти пешком большие расстояния.
И наконец, многочисленные увлечения Марины Цветаевой вносят самую большую путаницу для её понимания. Раз влюбчива – значит, этик. Словно все логики обязаны быть однолюбами. Но увлечения Марины Цветаевой не были обычными интрижками. Они не были даже влюблённостями в привычном смысле этого слова. Они были Поэзией, частью Поэзии, продолжением Поэзии в земной жизни. Поэзия – это дело жизни Марины Цветаевой, её предназначение на Земле. Поэзию можно выразить в стихах, а можно создать в Любви. Но любовь не к человеку, а к образу. Каким он мог быть, каким он был нужен Марине. Это высшая страсть,  которую вкладывает великий учёный, совершая открытие для Науки и людей, и забывая про себя. Страсть Максимилиана Робеспьера, который бросал всего себя  и чужие жизни на алтарь Революции. Это идея, способная зажечь Человека светом высших сил и повести за собой в новый мир. Как отметил Сергей Эфрон – готова была бросить в топку Поэзии.
Для меня версия Цветаева – Робеспьер выглядит законченной. Рациональное чувство долга, высокая работоспособность, педантичное отношение к тому, что считается важным. Прямая спина. Увлечённость делом. Интровертное одиночество, уход в свой мир с детства. Холодный взгляд прозрачных глаз, избегание смотреть в глаза собеседнику. Логический ум, критический подход, быстрые остроумные реплики. Умение работать с большим объёмом информации, точность, законченность. Интуиция на грани предвидения на уровне событий и людских судеб.  Слабая сенсорика, быт отнимал много сил, стряпня иногда оказывалась несъедобной. Внешнему виду большого значения не придавала, все платья имели похожий фасон. Людей как логик делила на интересных и неинтересных. На первых могла обрушиться всей силой своей личности, вторгнуться в пространство. Вторыми открыто пренебрегала. Не привязывалась к вещам, не умела благодарить. Сильно увлекалась чем-то или кем-то, любое увлечение могло быстро перерасти в страсть, которой посвящалось всё. Вставала на сторону слабых и проигравших, если они вызывали интерес. Придавала большое значение расставанию и смерти.
Бытует мнение, что Робеспьеры холодные и бесстрастные люди. Но если в человеке в одном месте убавлено, в другом месте должно быть прибавлено, это закон диалектики. Все типы личностей по своему гармоничны, минуса по всем пунктам не существует.  Робеспьеры редко выносят свою страсть на публику. Воспламенение и горение идеей чаще всего видят только близкие.
Редко кто способен так показать свою Душу, как это делала Марина Цветаева. Для неё Душа была составляющим Поэзии, Марина не могла об этом молчать. Честность человека самого с собой и с остальными – одна из особенностей Робеспьера. В её случае объектом исследования стала не наука, не революция, а Душа, рождающая Поэзию. Революцией Марина переболела в юности. Наполеон оказался ей ближе товарищей большевиков, а белая армия благороднее красной.
Королёв 13-14 августа 2015

Аделаида Герцык сказала Марине Цветаевой – вы больше река, а Макс больше берега. Река – это может быть интуитивность,  берега – рациональность и сенсорика. Я посмотрела на Волошина с точки зрения соционики. Крупный, добродушный, щедрый, хлебосольный. В то же время не любил расставаться даже на время с любимыми книгами, в своих вещах поддерживал порядок. Недаром Цветаева считала, что Волошин с его педантичностью похож по складу на германца. А его легендарные этичность и экстравертность! Всех знакомил, поддерживал отношения с огромным кругом людей. В Гражданскую войну спасал белых от красных, красных от белых и дружил со всеми.  У меня складывается картина, что социотип Максимилиана Волошина – Гюго, этико-сенсорный экстраверт, человек-праздник. С Робеспьером-Цветаевой у него были дуальные отношения. Отсюда их многолетняя дружба. Каждый чувствовал другого, дополнял и поддерживал его даже на расстоянии. 11 ноября 2015