Выход, дневник монстра. 05

Ершова Елена
9 апреля, среда

Кофе, таблетки и сигареты – мой утренний рацион.
Ночь прошла без сна. Но мне не впервой бодрствовать по нескольку суток. Я выгляжу ужасно. Еще ужаснее, чем обычно. И зеркало, словно в насмешку, выхватывает все изъяны моего лица: осунувшегося, постаревшего, исчерканного шрамами.
Помню, в реабилитационном центре мы читали и обсуждали книгу о юноше, который продал душу дьяволу в обмен на получение вечной молодости и красоты. С тех пор, какие бы дурные поступки он не совершал – они отражались на его портрете, а не на его лице.
«Лицо – зеркало души, – сказал нам преподаватель литературы. – Совершая добрые дела и поступки, мы молодеем и хорошеем собой. Совершая зло, мы становимся уродливее и старше».
Конечно, никаких волшебных портретов не бывает. Все наши пороки отчетливо отпечатались на лицах, но раньше мы не замечали этого. Только в реабилитационном центре поняли, насколько отличаемся от людей. Насколько кажемся уродливыми и старыми рядом с ними. Насколько мы – чужие. И это опустошало не меньше, чем смерть Королевы.
Поэтому непогода радует меня: можно поднять воротник пальто и, спрятав в него лицо, почти слиться с толпой – усталыми, промокшими и вечно спешащими куда-то людьми. Тогда во мне не замечают чужака. Тогда не отшатываются и не бросают косые брезгливые взгляды. Тогда я могу чувствовать себя спокойнее.
Дождь начинает накрапывать снова.
Расс, нахохлившийся, как ворон, сидит на сломанной детской карусели. Завидев меня, он машет рукой. Вчера мы разошлись в спешке, и теперь его снедает любопытство.
– Что-то нашел? – без обиняков нетерпеливо спрашивает он.
Ночью у меня хватило времени поразмыслить, рассказывать ли коменданту о находке. По старой привычке решаю сказать полуправду, к тому же блокнот я забираю с собой – изучу тщательнее в обеденное время.
– Только это, – я протягиваю блокнот Рассу.
Он, сощурившись и прикрывая страницы ладонью, некоторое время изучает его. Я не жду от Расса слишком многого. Но он хотя бы общался с Полом дольше моего.
– Это номера клиентов, – наконец, говорит он. – А это мастерской.
Обломанным ногтем он подчеркивает тщательно выведенный шестизначный номер.
– Учту, – киваю я. – А адрес мастерской ты знаешь?
Расс морщит лоб, вспоминая.
– Адрес не скажу. А план нарисую.
Он достает из внутреннего кармана карандаш (где, как я знаю, лежит и блокнот со стихами), слюнявит его и начинает набрасывать план. Дождь усиливается, и я складываю ладони домиком, чтобы не размыть рисунок. Мастерская оказывается не далеко от дома Пола, в восточной части города. Я редко бываю в том районе, но думаю, что не заблужусь.
– Семь сорок пять, – вдруг говорит Расс.
Он поднимает голову и поворачивается к дому напротив, чей подъезд хорошо виден с каруселей. Я слежу за его взглядом и вижу, как распахивается дверь. Сначала появляется зонт, который тут же раскрывается, как бутон черного тюльпана. Следом – тонкий женский силуэт, кажущийся черным на фоне серой и влажной стены.
– Она очень пунктуальна, – с улыбкой произносит Расс.
– Кто?
Девушка некоторое время топчется у порога, пытаясь одной рукой одернуть плащ, который настырно задирает ветер, а другой удержать и зонт, и фигурный кожаный футляр.
– Не знаю ее имени, – отвечает Расс. – Но она всегда выходит по средам в одно и то же время. Думаю, она выступает в этой… фи… ларм… монии!
Он с трудом выталкивает незнакомое слово, и меня оно удивляет тоже.
– Она скрипачка, – поясняет Расс, и теперь его улыбка расплывается до ушей.
Девушка, наконец, справляется с ветром и одеждой, перекладывает футляр в левую руку, и, осторожно переступая лужи, идет через двор. На нас она не смотрит – да и зачем? Зато Расс выворачивает шею, пялясь ей вслед. В его глазах появляется мечтательное выражение, которое бывает обычно, когда он читает свои стихи.
– Нравится? – ухмыляюсь я.
– Нравится, – не спорит Расс.
– Так спроси ее имя, – предлагаю.
Расс отводит взгляд, вздыхает.
– Может… когда-нибудь…
Бросает мечтательный взгляд на арку, где в последний раз мелькает и исчезает в дожде точеная фигурка, и возвращается к блокноту.
А я вспоминаю записи Пола, и собственные сны, и думаю – если мы чужаки, отмеченные печатью уродства, то есть ли шанс у всех нас?

*   *   *
Сначала у меня появляется мысль обзвонить все номера из блокнота Пола. Потом я думаю – зачем? Не лучше ли сразу начать с мастерской? Тем более, если там творились незаконные дела и если Пол тоже был в них замешан – прямо или косвенно.
Я раздумываю, не посоветоваться ли с Торием, и если да – как подойти, как спросить его про машины, и новые номера, и все, что я узнал из дневника Пола?
К моему удивлению, Торий сам вызывает меня в кабинет.
Он тигром ходит вокруг стола, но едва я вхожу, останавливается и ухмыляется кривой извиняющейся ухмылкой. Произносит:
– Быстро пришел ответ.
– Какой ответ? – спрашиваю я и замечаю в его руках конверт.
– Да из студии, – отвечает он и протягивает мне цветную открытку. – Ну, помнишь, ты еще хотел опровержение дать на ту передачу с Морташем?
Открываю послание. И чувствую, как предательски дрожат мои руки.
В открытке – официальное приглашение.
И я без разрешения опускаюсь прямо в профессорское кресло и впиваюсь в красиво отпечатанные строчки.
«Уважаемый господин Вереск! Спасибо, что следите за выпусками «Вечерней дуэли»! Мы приглашаем Вас принять участие в передаче, посвященной проблемам социализации и адаптации васпов в обществе. На повестку дня вынесены такие вопросы, как продвижение нового законопроекта о равных правах людей и васпов, о законодательном запрете расовой дискриминации, о внесении поправок в закон об образовании.
Передача состоится в 17-00, в пятницу, 11 апреля.
В Вашу поддержку выступит: профессор Института Нового мира Виктор Торий и директор благотворительного фонда «Открытые двери» Хлоя Миллер.
Вашими оппонентами будут: глава общественного движения «Contra-wasp» Эштван Морташ и профессор кафедры экспериментальных технологий и генетики Южноудельской Академии наук Южган Полич.
Также в связи с политикой канала и в рамках формата передачи убедительная просьба к Вам явиться в парадной форме дарского командования.
Ждем вашего согласия.
С уважением…»
Я откладываю приглашение. Голова идет кругом. Поднимаю взгляд. Торий улыбается смущенно и нервно, словно не знает, что сказать, как оправдаться передо мной.
– Меня пригласили в качестве твоего консультанта, – говорит он.
Я помню наш разговор после той передачи, я помню, что сказал ему: «Делайте, что хотите». Я думаю, Торий и сам не подозревал, чем обернется его спонтанный звонок на студию. Возможно, сам того не желая, он оказал мне медвежью услугу.
В своем дневнике Пол написал, что у меня с профессором есть нечто общее. Определенно, есть: легкомысленное отношение к словам и их последствиям.
– Ты можешь отказаться, – говорит Торий, но его голос звучит неуверенно.
Я молчу. Хмурюсь. Думаю.
Эштван Морташ – глава Си-Вай. Вот уж кто всегда просчитывает ходы и мастерски сооружает ловушки. Он сумел поймать нас на крючок в Даре, продолжает вылавливать и теперь.
– Это провокация, – продолжает профессор. – Если ты пойдешь – они будут стараться спровоцировать тебя.
Он прав. Си-Вай не остановится ни перед чем, чтобы показать лидера васпов с наихудшей стороны. Но все же я медленно качаю головой. Отвечаю сухо:
– А если не пойду, он посчитает меня трусом. Я не имею права сдаться. Не имею права отступить.
– Они хотят, чтобы ты пришел в форме, – последний аргумент Тория бьет меня наотмашь, как пощечина.
Я стискиваю зубы, внутри все дрожит и вибрирует, как натянутая, готовая вот-вот порваться струна, и сердце начинает болезненно сжиматься и саднить. Что-то забытое поднимается со дна – и свербит, и скребется, и ноет. Что-то, связанное с Даром, пропитанное темным ядом и кровью. То, что навсегда отпечаталось во мне и что невозможно вырвать из моей сути, потому что рвется по живому.
Но я прячу волнение за показным спокойствием. Сосредоточенно и аккуратно разглаживаю приглашение по сгибу, кладу на край стола.
– Они хотят монстра, – произношу я тихо. – Будет им монстр.
И улыбаюсь.
Глаза Тория распахиваются, зрачки темнеют. В них плещется опасение. И я понимаю, что снова ляпнул что-то не то, и спешу успокоить его:
– Монстры живут и среди людей. Но в отличие от васпов, они скрывают свое уродство. Лгут, прикидываясь праведниками. Творят зло, прикрываясь благими намерениями. Но теперь у меня появился шанс открыть людям глаза на многое.
Торий все еще смотрит недоверчиво, но поза становится расслабленной, взгляд теплеет.
– Ты думал, что когда я сказал о монстре, имел в виду себя? – спрашиваю напрямик.
И по его дернувшимся лицевым мускулам понимаю: он подумал так. Тогда кажется, что температура в комнате падает на несколько градусов, а от окна сквозит сыростью и холодом. От этого становится неуютно. И я смотрю на Тория исподлобья, говорю отрывисто:
– Не уподобляйся подонкам из Си-Вай. И не смотри на меня, как будто я хочу вырезать тебе сердце. Я ведь обещал быть хорошим мальчиком, – тут я усмехаюсь и стараюсь придать своему голосу шутливый оттенок, – по крайней мере, пока ты балуешь меня конфетами.
И беру из вазочки карамель. Торий смеется, но все еще выглядит встревожено.
– Прости, – говорит он. – Прости, что втянул тебя в это.
Я пожимаю плечами, говорю спокойно и поучительно:
– Однажды кто-то сказал мне: надо выходить на бой со своими демонами. И побеждать их.
Я разворачиваю карамель и засовываю ее в рот. И только теперь замечаю, что все еще сижу в кресле профессора, а он стоит передо мной, переминаясь с ноги на ногу и нервно теребя в руках конверт. Я подскакиваю, как ужаленный. Всю мою уверенность, все нужные слова разом выдувает из головы, и остается только смятение. А Торий удивленно смотрит на меня.
Он еще не понимает то, что сразу понимаю я: это неправильно. Я больше не Дарский офицер, я лаборант при институте, а Торий – мой начальник. Я не должен позволять себе подобных выпадов. Я не должен говорить с ним в менторском тоне, и уж тем более сидеть в его кресле.
– Я пойду, – бормочу и спешно иду к выходу, по пути неуклюже задевая угол стола.
Даже закрыв за собой дверь, я все еще чувствую между лопаток удивленный взгляд Тория. Я знаю, что скоро он тоже прозреет и поймет причину моего поспешного бегства. Выскажет ли мне потом?
Открытка с приглашением жжется через одежду. И я весь обед сижу над открытым блокнотом Пола – но так и не могу сосредоточиться.
Нехороший знак.

*   *   *
Торий так ничего мне и не говорит. Слишком занят подготовкой к симпозиуму. Но все-таки находит время, чтобы вместе со мной позвонить на студию и принять приглашение.
А потом я наконец-то решаюсь и делаю еще одно важное дело: звоню доктору с непроизносимым именем и прошу назначить встречу на сегодня, аргументируя тем, что у меня неотложное дело. Когда я заканчиваю говорить, замечаю, что все это время Торий с улыбкой пялится на меня.
– Рад, что ты взялся за ум, – одобрительно произносит он.
Я скептично хмыкаю. Но на самом деле не так уж и привираю. У меня действительно неотложное дело: я должен узнать, является ли мой доктор и доктор Пола одним и тем же человеком.

*   *   *
К вечеру дождь усиливается.
Простуды я не боюсь (еще ни один васпа не подхватывал ни простуду, ни грипп), но дождь не люблю все равно – он смывает следы и запахи. Это дезориентирует и сбивает с толку, как будто в голове на время перегорает лампочка, и теперь приходится пробираться на ощупь. Лабиринты улиц кажутся чужими, наполненными пустотой и шорохами. Тьма просачивается сквозь одежду, льнет к телу. Ботинки промокают насквозь. И мне кажется – я снова нахожусь в Даре, среди сырости и болот. А вокруг ревет и стонет ночной лес. И впереди не дома подмигивают слезящимися глазами – это высятся черные громады Ульев.
Весь город – это один гигантский Улей: система коридоров и ходов, многоярусных виадуков. Наверху, в тепле и сытости живут сильные этого мира, такие, как Эштван Морташ. У них много привилегий, они носят красивую одежду и имеют ухоженных женщин. Оттуда, сверху, они снисходительно смотрят на кишащий внизу муравейник. Распоряжаются чужими жизнями. Швыряют надежду – она блестит заманчиво и трепещется, как блесна на леске. И все, изголодавшиеся по свету, клюют на нее. И попадают в сачок. Для таких, как Морташ, мы навсегда останемся подопытными животными в виварии. Иногда я боюсь, вдруг весь этот Переход, и этот город, и окружающие меня люди – просто очередной эксперимент?
Вместе со мной в приемную доктора проникает тьма, сырость и запах мокрой одежды. Доктор с непроизносимым именем всплескивает руками:
– Что с вами, голубчик? Да вы никак насквозь!
– Пустяки, – говорю я.
И сажусь на диван прежде, чем доктор успевает предложить мне стул. Он так и застывает, расстроено глядя, как подо мной по обшивке дорогого дивана расплываются влажные пятна.
– Я включу камин, – наконец произносит он и вздыхает. – Как ваше самочувствие сегодня?
– Отвратное, – мрачно отвечаю я.  – Здесь хуже, чем в Даре.
– Отчего же? – доктор садится напротив, участливо смотрит на меня сквозь поблескивающие стекла очков.
Я отворачиваюсь к окну. По карнизу мерно барабанит дождь. От камина разливается тепло, и мягкий приглушенный свет успокаивает, дает ощущение расслабленности, притупляет бдительность.
Я встряхиваю головой, отгоняя слабость, приглаживаю ладонью мокрые волосы.
– Слишком много грязи и фальши.
– Так-так, – говорит доктор и слегка наклоняется вперед, сцепляет пальцы в замок. – Давно ли вы пришли к такому заключению, друг мой?
– Три года назад, – отвечаю. – Когда впервые прибыл в Дербенд. Тогда я все еще надеялся…
– А теперь?
– Теперь я хорошо изучил людей, – усмехаюсь я. – Они ничем не лучше васпов. Только прикрывают свое уродство маской красоты и добродетели. Все эти разговоры о душе. О чувствах. О дружбе. О помощи… Все это иллюзия. Обман. Фальшь.
– А в Даре разве не было фальши? – спрашивает доктор.
Я много думал и над этим. Чем вообще была наша жизнь? Выживанием, а не жизнью. Насилием ради насилия. Войной ради войны.
– В Даре был Устав, – отвечаю я сухо. – И была Королева. Если ты нарушал Устав – тебя наказывали. Если ты верно служил Королеве – тебя повышали. Если ты хотел есть – ты ел. Если хотел взять женщину – брал. И если хотел убить человека – убивал его.
– Весьма упрощенно, не находите? – мягко спрашивает доктор.
– Зато честно, – огрызаюсь я. – В вашем мире тоже берут, что хотят, и убивают, если надо. Только прикрываются для этого властью. Или сочиняют мотив. Когда на деле все проще – люди, имеющие деньги и власть, берут и убивают потому, что могут. А все остальные, не имеющие ни денег, ни власти – вот они как раз и рассуждают о добродетели. Но на деле просто завидуют власть имущим. Завидуют их могуществу и силе. А стало быть, все ваши чувства и все разговоры о добродетели – ложь. Такая же манипуляция. Разница между людьми и васпами в том, что в Даре мы обходились без чувств и манипулировали в открытую. Возможно, на этом люди нас и подловили? А, доктор?
Я пытливо смотрю на него. Лицо доктора спокойно. Но сцепленные в замок пальцы нервно подрагивают, на лбу выступает испарина. Я чувствую – выпущенная мной пуля попала в цель. И теперь эмоциональная волна переполняет доктора, как кровь наполняет рану.
– Из вас, друг мой, получился бы хороший философ, – произносит он. – Или политик. Теперь я понимаю, почему васпы выбрали вас своим лидером. Вы умеете произнести зажигательную речь.
Я хмурюсь, отворачиваюсь от него снова. В его голосе чудится насмешка, но я не могу судить объективно – слишком ярки в памяти откровения Пола. Слишком сыро и темно сегодня в городе. И слишком много условностей в этом мире.
– Я умею отбросить шелуху, – говорю я – должно быть, слишком резко, потому что доктор удивленно откидывается на спинку кресла и поднимает брови. – Все эти глупые морально-этические нормы. На деле все просто. Сильный жрет слабого. Точка. Этот закон един и справедлив для всех. На этом построена эволюция. Остальное придумано людьми, чтобы прикрыть свою животную суть.
– Вы не первый, кто говорит такие слова, голубчик, – отвечает доктор. – Мне приходилось работать с разочарованными в жизни циниками и с уставшими пессимистами.
– С васпами? – перебиваю я.
А про себя задаю другой вопрос: «С Полом?»
– С людьми, с васпами, – доктор пожимает плечами. – Разница действительно не столь велика, как хотели бы показать ваши оппоненты. Или как хотелось бы вам самим. Я имею в виду ваши любопытные рассуждения о душе и чувствах.
Я усмехаюсь, отвечаю:
– Говорят, проще всего рассуждать именно о том, о чем не имеешь представления.
– О, здесь вы не правы! – восклицает доктор и снова наклоняется ко мне. – В вас, голубчик, есть и то, и другое. Сейчас вы продемонстрировали это очень хорошо! А я всегда был сторонником того, что раса васпов способна испытывать высшие эмоции. Ведь именно такие эмоции соотносились с понятием души. Мне всегда хотелось увидеть ее – душу васпы.
Я вздрагиваю, отодвигаюсь подальше, увеличивая дистанцию. Этот разговор начинает заходить слишком далеко. Слова доктора коробят меня, от его проницательного взгляда хочется скрыться. И я кошусь по сторонам, выискивая пути к отступлению, а вслух произношу нервно:
– Вы такой же экспериментатор, доктор. Как и сторонники Си-Вай. Мы для вас – подопытные хомячки.
Я думаю, что мои слова рассердят доктора. Но он начинает смеяться.
– Что вы, дружочек! – всплескивает руками он. – Просто у меня обширная практика и среди людей в том числе. И поверьте, я с не меньшим пристрастием ищу души у них! Только вот незадача – не всегда нахожу.
– И что тогда? – спрашиваю.
– Тогда мы начинаем растить их заново, – дружелюбно отвечает доктор. – Поверьте, это больно и тяжело – растить души. Не менее тяжело и больно, чем выправлять сломанные и залечивать ампутированные. Но результат стоит того, чтобы попробовать.
Мы замолкаем. Я смотрю в пол и слушаю ливень за окном. Доктор смотрит на меня – но не пристально, из-под полуопущенных век. Он выжидает. Он дает мне время на раздумья. Его пуля тоже достигает цели – но эта пуля не разрывная. Скорее – капсула с ядом. Скоро оболочка истончится, растворится в организме, и яд начнет действовать. И я отчаянно призываю на помощь весь иммунитет, всю Дарскую школу, через которую прошел.
И перед внутренним взглядом всплывают недавно прочитанные строки из дневника Пола.
– Допустим, – медленно произношу я. – Но раз вы такой садовник душ. Скажите. Как можно вырастить что-то на пепелище? – я поднимаю голову и смотрю на доктора в упор. – Если сама почва отравлена, на ней не вырастет ничего. Если у вас отняли все, – я усмехаюсь. – Родных. Дом. Саму жизнь. Я знаю, о чем говорю. Я лишился всего этого. А потом – отнимал у людей. Я помню взгляд того парня, – я делаю паузу, словно бы вспоминая, с сожалением качаю головой. – Знаете, они ведь были молодожены. А я на его глазах издевался и насиловал его жену. На его глазах зарезал ее. А потом сжег его заживо. Вы никогда не узнаете, господин доктор, как это – смотреть в глаза своей жертвы и видеть в них ненависть.
Мне кажется, доктор вздрагивает. По крайней мере, дергается уголок губ, и кадык в горле прыгает вверх-вниз. Узнал он историю Пола или нет? Я ставлю на то, что узнал.
– Что вы чувствовали при этом? – тем не менее, участливо спрашивает доктор.
Я улыбаюсь и отвечаю:
– Наслаждение. Властью. Силой. Я был вершителем судеб. Карающим мечом. А есть ли душа у оружия? Я так не думаю. Осталась ли душа у этого парня? Вряд ли. Я сам уничтожил ее. Что и у кого вы собираетесь выращивать? – я пожимаю плечами. – Очередные иллюзии. Сказки, которыми вы щедро тешите себя и в красивой упаковке подсовываете другим. Да разве не то же самое делают власть имущие в мире людей?
Я планирую и дальше играть на его смятении, но на этот раз ошибаюсь. Мои слова вызывают у доктора снисходительную улыбку, он вздыхает и говорит:
– Оттого, друг мой, все истории, что рассказывают мои пациенты, так похожи. Каждый мнит себя царьком этого мира. Но не может разобраться в собственных чувствах. Но мне важнее – что вы сами поняли это. Что вы сделали первый шаг и делитесь своими мыслями со мной, а не держите их под спудом.
– Разумеется, – бормочу я.
– Не волнуйтесь, друг мой, – говорит доктор и мягко, словно поддерживая, кладет мне на плечо руку. – Мы обязательно разберемся и с этим. Ведь сейчас вы продемонстрировали мне свои эмоции: сожаление, обиду, злость, и что самое главное – заботу. Да-да! – поспешно говорит он, замечая, что я уже готов протестовать. – Именно заботу! Не о себе, а о своих товарищах. Ведь вы считаете себя ответственным за них, не так ли? А что это, как не проявление человечности? – он улыбается мне искренне и тепло, добавляет. – Видите, и на пепелище однажды всходит росток новой жизни. Просто нужно поверить в себя, дружочек. А вы что-то совсем себе не доверяете.
Я молчу. Не знаю, что сказать. Яд, впрыснутый доктором, начинает медленно разливаться по сосудам. Я чувствую, как в груди становится горячо и больно. И думаю, что наш сегодняшний раунд прошел вничью. Доктор не так прост, чтобы можно было расколоть его в одно мгновенье (если, конечно, я не собираюсь использовать пытки).
Доктор словно читает мои мысли, довольно усмехается.
– Нам обоим есть, над чем поразмыслить, друг мой, не так ли? Пусть это будет нашим домашним заданием. А теперь – позвольте угостить вас чаем? Уверяю вас, ничто не поднимает настроение в дождливую погоду, как ароматный чай с джемом. Вот, понюхайте, как душисто пахнет!
И выставляет на стол вазочку с вареньем и пузатый, разрисованный большими лилиями заварной чайник.

*   *   *
Домой я отправляюсь на такси.
Доктор любезно вызывает для меня машину и даже оплачивает, хотя я и отнекиваюсь. Но он все равно не слушает. Весьма упрямый тип. Жаль, если он работает на Си-Вай. Зато я получил представление, почему Полу были настолько важны встречи с ним: доктор умеет доносить свои идеи не хуже Дарского наставника, и он куда более интересный собеседник, чем Торий.
И все-таки, надо признать – мне на время становится легче.
Возможно, доктор не так и заблуждается на наш счет? Ведь люди верят в душу, в любовь, в заботу и прочую ерунду. И даже отдают жизни, чтобы утвердить эту глупую веру. Отдал жизнь и Пол…
Глупость заразна.



10 апреля, четверг

Мне снова снится моя русалка.
Она светла и прозрачна, как ключевая вода. Она чиста, как сама невинность. Такие, как она, никогда добровольно не посмотрят на монстра. Поэтому таких, как она, монстры берут силой.
Мое уродство вторгается в ее красоту. Я сминаю ее, как хрупкий стебель. Ее слезы подобны росе, ее страх опьяняет. И мой внутренний шторм ревет и рвется наружу, и моя внутренняя боль смешивается с ее болью, а моя кровь – с ее кровью. Уродство и красота объединяются в одно целое, и лезвие вспарывает бьющуюся жилку на шее.
Это так приятно, так невыразимо приятно втаптывать в грязь чистое, рвать цельное, уничтожать красивое. Когда вокруг уродство и тьма – ты сам кажешься не таким уродливым и темным…
Просыпаясь, я все еще ощущаю пропитавший постель запах меди. Сердце колотится как бешеное, я возбужден до предела. Но вместе с возбуждением приходит едва ощутимый страх: моя русалка, собирательный образ всех моих мертвых любовниц, наконец-то обретает лицо.
Это лицо Хлои Миллер.

*   *   *
Просто у меня давно не было женщины.
Так говорю я себе. И это звучит, как оправдание. И немного успокаивает.
Возможно, мне стоит последовать примеру Расса и Пола. Хотя сама мысль о том, что надо заплатить женщине за несколько часов с ней, поднимает во мне волну протеста. Но я также отдаю себе отчет, что инстинкты сильнее меня. Я – больной ублюдок. И никакие таблетки – ни белые, ни голубые, ни красные – не помогут, когда жажда разрушения достигнет критической массы. А я не хочу срыва. Не хочу обратно в реабилитационный центр. И тем более не хочу погибнуть от пуль полицейских.
Женщина – это лекарство от моего одиночества. Сосуд для моей тьмы.
Последнее средство – помощь психотерапевта с непроизносимым именем – я оставляю на крайний случай.

*   *   *
Сегодня совершенно нет времени на записи. Весь Институт готовится к симпозиуму.
Торий выглядит деловитым, нервным и рассеянным. Как оказалось – не он один. Для меня же подготовка к симпозиуму означает шлифовку навыков «подай-принеси». Но это даже хорошо: когда много работаешь руками, некогда думать головой. И я пользуюсь этой передышкой и очищаю свой разум от мыслей о Поле, о докторе и о мертвой русалке. Поэтому под вечер я основательно вымотан и хочу только одного – спать. Тем более, за день ничего выдающегося не происходит.
За исключением столкновения с бывшим лаборантом Тория.
Столкновение – громко сказано. Он просто проходит мимо меня, как мимо пустого места, на ходу застегивая пальто. Но я сразу узнаю его – долговязого очкарика, который три года назад таскался за женой Тория и которому я однажды преподал урок вежливости, спустив его с лестницы и наставив пару синяков. Думаю, он тоже этого не забыл: его безразличие – напускное. Я чувствую на себе короткий косой взгляд, улавливаю едва заметное сокращение мышц на его лице – знакомую гримасу отвращения. Конечно, не забыл. Но меня сейчас больше интересует другой вопрос.
– Что он делает здесь? – так и спрашиваю я у Тория.
Тот рассеянно копошится в бумагах, не поднимает на меня голову, но отвечает:
– А… принес материалы. Стандартная процедура.
– Разве он не ушел из института? – продолжаю допытываться я. – Не знаю, правда, его имени, но помню, что раньше он был твоим лаборантом.
Торий кивает.
– Да. Феликс. Он ушел почти сразу же, как начался эксперимент «Четыре».
И продолжает возиться с документами, а я замираю.
Эксперимент «Четыре» – ему присвоен тот же кодовый номер, что и последней экспедиции в Дар. Тот самый эксперимент, превративший меня в…
– Интересно, – медленно произношу я и стараюсь отогнать слишком яркие картины трехлетней давности. – И где он работает теперь?
– В Южноудельской Академии, у Полича.
Это имя тоже кажется мне знакомым. Странно, что я не вспомнил его раньше, когда получил приглашение на телевидение. Потому что имя Южгана Полича тоже связано с проклятым экспериментом «Четыре».
– Вот как, значит, – бормочу я, не зная, что сказать еще.
Торий вздыхает.
– Да. Феликсу повезло. Не знаю, какими судьбами ему удалось пробиться. Южган Полич – светило нашей науки. Я сам с ним встречался всего пару раз на конференциях, но так и не удалось пообщаться ближе. Особенно когда началась эта катавасия с Дарским экспериментом…
– Он тоже один из основателей Си-Вай? – перебиваю.
Торий смеется и смотрит на меня, но не замечает моей хмурой физиономии. В его глазах – мечтательный восторг.
– Что ты! Полич вне этих политических разборок. Он цепной пес науки, и только наука интересует его. К сожалению, именно у глав Си-Вай имеется приличное финансирование, но будь у меня возможность – я бы с удовольствием поработал с Поличем. Считаю, за ним и Академией большое будущее.
– Нежизнеспособные мутации и загубленные жизни? – спрашиваю я.
Меня начинает потряхивать, пальцы сжимаются в кулаки. Наверное, с моим тоном тоже что-то не так, потому что Торий будто просыпается и смотрит на меня пристально, улыбка пропадает с его лица.
– Напротив, – сдержанно говорит он. – Продление жизни. Лечение смертельных заболеваний. Когда-то ученые выявили код смерти и остановились. Военным этого показалось достаточно. А Полич пошел дальше – он ищет код жизни.
– Путем экспериментов над выродками вроде меня?
Наши взгляды пересекаются. На лицо Тория набегает тень.
– Кажется, этот вопрос давно решен в научном мире.
– Но поднимается снова и снова, – возражаю. – Полич и подобные ему – изверги. Хочешь примкнуть к их рядам?
Торий выпрямляется. В его глазах сверкают гневные молнии.
– Знаешь, – говорит он. – Весь мир не должен вращаться вокруг тебя и твоих интересов.
Больше он не говорит ничего. Сгребает свои бумаги и выходит из лаборатории.
Наверное, мои слова действительно задели его. Но виноватым я себя не ощущаю. В конце концов, Торий тоже причастен к эксперименту «Четыре». Я до сих пор помню, как он стоял на пороге моей камеры рядом с другими учеными. Как вводил в мою кровь яды. Как ждал, когда чудовище покинет кокон…
Для ученых, вроде Тория или Полича, я навсегда останусь лишь осой под микроскопом.


Глава 6 - http://www.proza.ru/2015/08/16/632