Общество истребления

Иосиф Гальперин
Полвека назад интеллектуальную общественность взволновала мысль о пришествии общества потребления. Даже в России, где только что с помощью выхода на рынок нефти преодолели исчезновение белого хлеба и в связи с косыгинской реформой начали робко записываться в очереди на холодильник, была ясна бездуховность “погони за благосостоянием”. Комиссары осуждающе качали пыльными шлемами, вспоминая мечты о пайке на недавней Колыме, а диссиденты видели в новинке конформизм и номенклатурную иерархию, готовясь к будущей Мордовии.

Оно опасно, конечно, но как-то грело душу, что опасность глобальная, как показал Жорж Перек в маленькой повести “Вещи”, как-то сближало со стремниной цивилизации. В борьбе с “вещизмом” крепли, находя свою нишу, молодые антисталинские таланты и сталинские реакционные романтики, деревенщики-коллективисты и западники-индивидуалисты. Мысль о подневольном манипулировании методом “морковки перед мордой осла” сбивала идеалы и самоуважение. Выход виделся в коллективно-индивидуальной теории конвергенции, в свободе и просвещении.

Общество потребления довольно неожиданно, несмотря на предостережения, победило социализм. Но никакому Че Геваре не приходило в голову, что следующий виток спирали учтет и государственное насилие, и безудержное обогащение верхов. Которые решили совместить всевластия денег, обмана и кнута.

“Исламское государство” гонит народы в “царство справедливости”, находя средства на кнут в продаже древних артефактов и контрабанде всё той же нефти. Примерно этим же занята и сосременная Россия, за неимением артефактов толкающая за границы угрозы танковых колонн и ядерной бомбы и заманчивые примеры абсурдного управления послушным населением.

А интеллекталов и посейчас раздражает либеральное болото и консервативный монолит. Радикализм Перека стучит в их сердце, опять сближая правых и левых. Хотя уже вполне можно представить, что альтернативы рынка (при желании развития) не существует. Маркетологи и реклама, конечно, мешают жить, но пропагандисты и бутерброды “бульдозер с сыром” - больше.

Стремление к индивидуальной свободе - вертикально, направлено на рост, его бесцеремонность научились ограничивать законами, которые можно менять по мере необходимости. Стремление к справедливости - горизонтально, направлено на уравнение, то есть - заведомо на понижение, его регулировать тем, кто под него попал, получается плохо. А главное, в реальности, когда за поддержкой справедливости обращаются к государству, оно получает право на монополию. И заменяет собой общество. Как в сказке “Два жадных медвежонка” лиса разводит зверенышей, попросивших ее поровну разделить головку сыра. У них остаются жалкие клочки, а она - сыта и довольна своей хитростью. И властью.

Сначала эти Лисы (под шкурой государства) быстренько залапали все большое, а теперь готовы отобрать и маленькие кусочки сыра. Диктовать, для начала, сколько иметь курей, а потом - когда включать лампочки. Потому что монополии проще властвовать, когда количество субъектов и объектов уменьшается. Уменьшение внутренней “вольницы” для оптимизации внешней экспансии. Вот вам и демография, и оглушающее вранье, и уничтожение свобод, и “просвещение наоборот”. Все лишнее - истребить. Истребители строятся в истребительные батальоны.

Общество истребления учло все достижения общества потребления. Использует для шантажа привычку к комфорту, использует для манипулирования достижения маркетологии и рекламы, использует для обмана лозунг равенства идей.
Что же будет после него?