Синопсис от господина Дюма

Виктор Притула
«Литературные мифы рождаются скромно». Лучше чем Клод Шопп о создании самого знаменитого романа всех времен и народов, каким бесспорно является книга Александра Дюма «Три мушкетера», никто бы  сказать не смог. Браво, мсье Шопп. Но начнем от печки…
В московском издательстве «Вече», лидирующем в выпуске книг исторической тематики, запущены несколько новых интересных и перспективных проектов, которые будут представлены в этом обзоре.
Серию «Лучшие биографии» открывает книга Клода Шоппа «Александр Дюма. Гений жизни».
На первый взгляд, выбор редакции  может показаться ошибочным. Ну какое тут открытие?
Только в «ЖЗЛ» вышли две версии жизнеописания самого плодовитого писателя Франции. Одно, ставшее хрестоматийным, принадлежит не менее знаменитому французу Андре Моруа (книга «Три Дюма»), другое подруге Дмитрия Быкова «Машке», скрывающейся за мужским псевдонимом Максим Чертанов. А еще была довольно спорная биография «Александр Дюма Великий» Д. Циммермана, отлично иллюстрированный дайджест «Александр Дюма, или Приключения романиста», любопытная книга Элины Драйтовой «Дюма и его герои». Список можно бы и продолжить, но  вернемся к книге Клода Шоппа.
Более шестисот страниц убористого текста и ни одной лишней строки.
Книга удивительная. Невольно возникают в памяти гениальные биографические композиции Викентия Вересаева «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни». Документы, письма, лаконичные  и точные штрихи в характеристиках современников… 70 лет алхимии жизни писателя-оркестра, сумевшего превратить свои дни в огромный историко-приключенческий роман. В нем было всё. Много женщин, много страсти, много дуэлей, много баррикад, много революций, много славы, много путешествий, много денег и еще больше долгов…
Клод Шопп не пытается поразить читателя пикантными подробностями из жизни этого величайшего литературного эпикурейца. Их столько, что понадобилось бы несколько томов, в которые с трудом вмещаются «Мои воспоминания» самого автора «Трех мушкетеров» и «Монте-Кристо». А тут еще огромный массив переписки Дюма с многочисленными корреспондентами.
Не стану утомлять читателей перечислением достоинств книги Клода Шоппа. В конце концов мы же не зеленую лошадку Д’Артаньяна продаем . Удивительно другое. Практически все биографы Дюма уделяют огромное внимание драматическим опытам, с  которых начиналась литературная жизнь знаменитого француза. Причем романтическая драматургия писателя  нынче мало кого интересует, зато несть числа различным кино и телеверсиям «Мушкетеров» и «Монте-Кристо».  Но о создании этих бессмертных романов у всех биографов как-то вскользь. Зато театральные премьеры «Генриха» и «Антони» расписаны во всей красе. Почему так?
Ответ прост. Театр – всегда театр. Это успех или провал - здесь и сейчас! А «литературные мифы рождаются скромно». Нужны деньги, чтобы  покрывать долги, нужно ежедневно гнать роман-фельетон в газету, за которой с утра выстраивается нетерпеливый читатель. Дюма сетует о своей участи галерного раба. Но знал бы он, что впереди его ждет бессмертие, которое принесли его МУШКЕТЕРЫ!
А теперь еще об одном издательском проекте «Вече» - серии исторических путеводителей «Путешествие во времени»,  которые я бы сравнил с планами-конспектами будущих книг господина Дюма, или как сегодня их называют «синопсисами».
Три книги этой энциклопедической серии посвящены путешествиям в Древний Рим, Ренессансную Флоренцию и Шекспировский Лондон. Итак, любознательный читатель, если тобой вдруг овладел писательский зуд, то нет ничего проще, как внимательно изучить книгу Филиппа Матышака «Древний Рим за пять дернариев в день» и совершить со своим героем авантюрную поездку в столицу Римской империи времен ее близкого заката. Это может быть историко-приключенческий роман или альернативное фэнтези.  Но за точность исторических деталей собранных автором можно ручаться также, как за точность флорентийских реалий времен Медичи, точнее одного из них, точнее Лоренцо Великолепного, которые почерпнешь из путеводителя Чарльза Фицроя «Ренессансная Флоренция за пять  флоринов в день».
Ну если тебя, читатель, влечет елизаветинская эпоха и ее герои, то бери в гиды Ричарда Теймза, которые проведет тебя по дворцам и трущобам Лондона, попутно познакомив с героями и преступниками, с театром и публичными казнями, с лондонцами и их досугом. И покажут тебе этот «Шекспировский Лондон ( всего) за пять гроутов в день».
Так что осталось только выбрать время и место, а так синопсис исторической книги перед тобой. И кто знает,  может быть, мы станем потенциальными читателями нового «Сатирикона», или «Декамерона», или (кто знает) «Проклятых королей»?
Нужно только очень сильно захотеть стать великим. Как Дюма-пэр!
Англичанин Роберт Фаббри на лавры автора «Мушкетеров» не замахивался. Что не помешало ему создать захватывающую военно-историческую сагу о римском императоре Веспасиане.
Читатели наверняка знакомы с несколькими военно-историческими сагами Конна Иггульдена, Саймона Скэрроу и  Энтони Ричеса  о Юлии Цезаре и легионерах Рима, завоевавших полмира.
Роберт Фаббри по стремительности развития сюжетной линии и подробностям рукопашных боев римских легионеров нисколько не уступает талантам именитых коллег? А в чем-то возможно и превосходит их.
Во всяком случае, первая из шести книг саги о Веспасиане « Веспасиан. Трибун Рима» читается на одном дыхании и обрывается также, как очередная глава «Мушкетеров». Остается лишь надеяться, что в издательстве «Вече» не станут долго томить читателей, и будучи исполненными  человеколюбия к поклонникам этого  увлекательного жанра  не заставят долго ждать вторую книгу «Веспасиан. Палач Рима». Так что… ждем-с!