Талантливая феминистка Артемизия Джентелески

Алина Алексеева-Маркезин
 Артемизия Джентелески,Юдифь, обезглавливающая Олоферна, 1614—1620, Галерея Уффици, Флоренция
 
         Имя художницы эпохи барокко Артемизии Джентилески приобрело громкую известность в 1970-е годы, когда международная феминистская организация сделала ее символом своего движения. Популярность Артемизии в определенных кругах столь велика, что ее именем называют не только феминистские сообщества, но и «женские отели».

      Артемизия родилась в Риме, в семье художника Орацио Джентилески. Она была первенцем и единственной дочерью среди шестерых детей. Возможно, она была любимицей отца, и именно поэтому он позволил ей попробовать себя в профессии художницы.
 
      Она вошла в историю искусства не только потому, что принадлежала к слабому полу (что было редким исключением из правил в эпоху, когда историю искусства создавали мужчины), но и потому, что сумела занять в ней равное с творцами-мужчинами место. Кстати, роль Артемизии понимали и современники, недаром она была первой женщиной, которую приняли в Академию рисунка во Флоренции.

    Уже в возрасте 16 лет она рисовала в особой, независимой манере. В возрасте 17 лет она создала шедевр на библейский сюжет "Сусанна и старцы." Красавица Сусанна обнаруживает в своей купальне двух стариков, частых гостей ее мужа. Старики шантажируют ее: или она удовлетворит их аппетиты , или они расскажут мужу о ее молодом любовнике. Сусанна выбрала тяжесть несправедливого обвинения.

     В этом же году отец знакомит Артемизию со своим коллегой Агостино Тасси и просит его научить девушку мастерству перспективы. Тасси ее очаровал и , в процессе обучения, изнасиловал.  Возможно, отец не поверил дочери и считал, как и все остальные, что Артемизия была любовницей Агостино, а не его жертвой.

Судебный процесс.

      Сохранилось довольно много документов, имеющих отношение к этой печальной истории, и мы можем восстановить ее в некоторых подробностях. Из искового заявления Орацио понятно, что Тасси, обесчестив Артемизию, подло водил ее за нос, обещав на ней жениться. Как выясняется, в Италии был такой особый «случай» вступления в брак — nozze di riparazione, когда из соображений чести соблазнивший девушку мужчина венчался с ней в церкви.

       Отец Артемизии был в курсе происшедшего и надеялся, что брак состоится, он даже передал Агостино Тасси несколько картин (видимо, Тасси должен был писать пейзажные фоны), о чем также говорится в судебном иске. Однако Тасси к тому времени был давно женат, о чем не подозревали ни Артемизия, ни ее отец.

        Судебный процесс начался в марте 1612 года и длился почти семь месяцев. И в настоящее время нужно обладать огромной храбростью, чтобы затеять подобный процесс, а в те времена, зная методы средневекового судопроизводства, это было подобно самоубийству. Артемизия несколько раз была подвергнута публичному гинекологическому осмотру.

          Подвергалась она и пыткам, неотъемлимой частью средневекового расследования: ей защемляли в тисках большой палец руки , чтобы убедиться в правдивости ее показаний. Но, несмотря на то, что она ни разу не изменила свою позицию, ей не поверили.

     Нравы римской художественной богемы начала XVII века поражают жестоким цинизмом. Тасси приглашал Артемизию на загородные прогулки с приятелями, чтобы позже, во время судебного разбирательства обвинить ее в распутном нраве. Да и Орацио, по сути, заставил свою дочь пройти через суд, включавший жестокие допросы в присутствии насильника и даже пытки, сделав историю достоянием гласности.

  Тасси просидел в тюрьме восемь месяцев, а затем был отпущен на свободу. Кстати, судебный процесс Джентилески был не последним в жизни Тасси, позже его обвинили в организации убийства собственной жены, что не мешало ему быть превосходным художником и, помимо всего прочего (а именно картин и пейзажных фресок), стать учителем Клода Лоррена.
 
      Через месяц после окончания процесса Артемизия уехала во Флоренцию со своим мужем Антонио Стиаттези. Конечно же, этот поспешный брак устроил ее отец, чтобы замять скандал. Достоверно неизвестно, какие отношения развивались между отцом и дочерью, известен только тот факт, что Артемизия отказывается от фамилии отца . С того момента она начинает подписываться фамилией дяди, Ломи.

       Во Флоренции работала под покровительством Козимо Медичи II, дружила с Галилеем. В 1621 работала в Генуе, затем перебралась в Венецию, где познакомилась с Антонисом Ван Дейком и Софонисбой Агниссола, затем вернулась в Рим, а между 1626 и 1630 переехала в Неаполь.

     Переживания художницы получили выражение в ее наиболее знаменитой работе                «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612—1613).Вы видите её на иллюстрации. К этому сюжету она несколько раз возвращалась, другие повторяющиеся сюжеты Джентилески — Лукреция, Клеопатра, Царица Савская.
 
       Юдифь изображена на картине в страшный момент, когда она отрубает голову Олоферну. Её решительный взор и твердую руку не останавливают даже потоки крови, хлынувшие на кровать. Сильный свет падает слева и освещает темное пространство, усиливая напряженность сцены.
            Световая и колористическая драма этой картины характерна для барочной живописи. Насыщенные тона красной бархатной покрышки и белых простыней с пятнами запекшейся крови подчеркивают жестокость сюжета. Трудно представить, что это произведение могла исполнить женщина XVII века."

          Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Вавилоняне осадили город Ветилую, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием.

       Когда в один из вечеров он заснул пьяным, она отрезала ему голову и вернулась в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие

     По этой работе можно судить, каково было влияние живописи Караваджо на молодую художницу. Артемизия использует тот же сюжет, те же приемы «света-тени» для выразительности. Но ее вариант более кровожаден. Юдифь хладнокровно орудует мечом , как будто разделывает кролика на кухне. Служанка же ,в ее варианте, из свидетельницы превращается в сообщницу.

   К теме Юдифи и женской солидарности она будет возвращаться и в других своих работах, например Юдифь и служанка" Личная жизнь Артемизии не складывается, с мужем они расстаются , практически сразу после переезда во Флоренцию. Отныне она представляет свои интересы сама, живет самостоятельно и воспитывает дочерей.

        В Неаполе Артемизия довольно много работает над заказами на алтарные композиции и по-прежнему весьма оригинальна даже в трактовке самых традиционных сюжетов.

      К неаполитанскму периоду относятся и два варианта картины на тему «Давида и Вирсавии» . Прекрасная Вирсавия обернулась вправо, чтобы взглянуть на драгоценности, которые ей принесла одна из служанок. Она пока еще не ведает, что ее уже ожидает вторая служанка, которая стоит слева, держа в руке письмо царя Давида. В картине довольно сложный архитектурно-пейзажный фон, который был написан неаполитанским мастером Вивиано Кодацци, поскольку Артемизия так и не успела взять уроки перспективы у Агостино Тасси.
   
     В 1637 была приглашена ко двору Карла I, где работала вместе с отцом над группой полотен для королевского дворца в Гринвиче. В 1642 году вернулась в Неаполь и жила там вплоть до своей смерти в 1652г. Последние годы Артемизии не были безоблачными : картины уже не имели большого успеха . Ей приходилось продавать их практически за бесценок, постоянно испытывая при этом денежные затруднения .

     Интерес к живописи Артемизии Джентилески возник сравнительно недавно. Хотя еще в 1916 году крупнейший исследователь Караваджо итальянский искусствовед Роберто Лонги справедливо подчеркнул роль художницы в распространении караваджизма в северной Италии, долгие годы ее искусство рассматривалось лишь с точки зрения воинствующего феминизма.

     Роман об Артемизии был написан в 1944—1947 итальянской писательницей Анной Банти, в окончательной версии он приобрел форму дневника, имел большой успех, переведен на несколько языков. Затем биография Артемизии легла в основу драмы американской писательницы Венди Вассерштайн «Хроники Хейди» (1988) и пьесы «Жизнь без подсказки» канадской писательницы Салли Кларк (поставлена в 1988, 1989, 1990, 1991). В 1997 фильм «Артемизия» был снят французским кинорежиссером Аньес Мерле (в заглавной трели Валентина Черви).

          В 1998 роман о художнице был написан французской писательницей Александрой Лапьер. В 2002 стал международным бестселлером роман американской писательницы Сьюзен Вриленд «Страсти по Артемизии», он был немедленно переведен на 20 языков.

Галерею работ талантливой художницы можно посмотреть здесь.
http://maxpark.com/community/6782/content/1723040