Ликбез о патриотизме

Виктор Зейский
- Мы вчера заболтались, и я позабыл полюбопытствовать у тебя: "А кто у нас бабушка и тётя?" – спросил Олег Иванович, разливая чай по кружкам.
- Тётя – директор школы, Таисия Ивановна Чацкая. Ей эта фамилия не только очень нравится, но и гордится ею; и потому она не взяла фамилию мужа. Её брат - это мой отец, и мою фамилию не трудно вычислить. А бабушка, Георгина Ниловна, пенсионерка, тоже Чацкая, но по мужу. Из-за нехватки учителей продолжает учительствовать в этой же школе, преподаёт биологию и химию.
- Да, фамилия у вас редкая, но знатная. Для её сохранения можно пренебречь традицией – брать фамилию мужа, - согласился с поступком Таисии Ивановны Олег Иванович
- Тётя рассказывала, что когда-то, все здешние земли принадлежали помещику Чацкому Павлу Ивановичу. Постепенно земля дробилась по наследникам. Её прадедушка, а мой, стало быть, прапрадедушка,  оказался почти безземельным дворянином, пошёл служить в армию. Был поручиком. С начала Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года, воевал  на стороне белых. Попал в плен к красным, там его перевербовали. Был председателем уездного ЧК и незадолго до войны с немцами, попал на границу, где в первый же день войны погиб.
Тётя окончила московский пединститут имени Ленина  и взяла направление на работу сюда, в свою деревню, на землю предков. За это её называют «квасной патриоткой», а она страшно возмущается приземлённостью понятия «патриот». А я тоже её так  считаю, - «квасной патриоткой». Но, конечно, ей об этом не говорю.
- А твоя тётя напрасно не любит такое определение. Петр Вяземский, поэт, критик, сатирик, друг Пушкина, пустивший в обиход это определение, вот таким высказыванием: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом», попал в  точку.
 Что это за каста такая - "квасной патриот"? Давай, порассуждаем по-простому, как говорится, «на пальцах». Начнём с вопроса «Что и кто такой гражданин»? Гражданин – это официальное обозначение жителя какой-либо страны. Раньше, в России, он обозначался словом «подданный». Академик и мошенник, писатель и грабитель, министр и убийца, и т.д. они все граждане, пока это обозначение не снято судом и тогда они будут обозначаться по-другому: осуждённый, заключённый. И только по окончании срока заключения им возвращается статус гражданина.
Рассуждаем дальше. Граждане делятся на патриотов и соответственно… - он вопросительно глянул на Веронику.
- И антипатриотов, - продолжила она, правильно поняв мысль Олега Ивановича
 - Отлично! Но эта градация грубая и приводит к тому, что даже Великие люди  дают противоположные оценки  патриотизму, например: «Патриотизм – это великое бешенство» - так считал Оскар Уайльд, и «Патриотизм есть желание трудиться на пользу своей страны, и происходит от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможно лучше», - совсем по-другому характеризует патриотизм Николай Добролюбов. И оба правы! Это же непорядок! И я занялся изучением понятия патриотизма. В итоге, из «патриотов» я выделил ту категорию, которая позорит эту группу и, тем самым, навлекает на неё столь гневный сарказм. Эта категория давно определена и называется она националистами. Знаменитый наш филолог Лихачёв Дмитрий Сергеевич указывал, что «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим».
Эта братия неоднозначная, противоречивая, агрессивная, наносящая большой вред своей стране в мирное время, внося свою лепту в разжигание войн и в этом проявляется их антипатриотизм.
С патриотами националистов роднит инстинкт самосохранения страны - любовь к Родине и, как следствие – готовность защищать её «до последней капли крови».
По указанным выше признакам, в моей градации националисты представляют промежуточную  категорию между патриотами и антипатриотами
Теперь можно собрать все высказывания о патриотизме и отсортировать в две папки. В папку с названием «Национализм», складываем высказывания, мечущие  громы и молнии, сарказм и жёлчь в адрес патриотов.  В папку с названием «Патриотизм» складываем все остальные высказывания, то есть с панегириками в адрес патриотов.
 Но с оставшимися патриотами надо разбираться дальше. Граждан-патриотов я разделил на две группы: «истинных» и «рациональных». Истинный патриот никогда не осудит Родину, какой бы она ни была. Его девиз, надо отметить, очень субъективен, «Моя Родина всегда права, потому что она - моя Родина». Это человек, который не посчитает зазорным назвать свою страну Родиной, который встанет на её защиту независимо от того - права она или не права в возникшем конфликте, потому, что нужно  защитить небоеспособную часть населения страны и отстоять его жизненное пространство.  Истинный патриот принимает Родину такой, какая она есть: порицаемая, унижаемая, восхваляемая и чужеземцами, и своими, но полны желания сделать её лучше. Такие патриоты не кричат на каждом перекрестке, что они патриоты. Многие даже не задумываются над этим понятием. Вот именно таких и можно называть «квасными» патриотами.
Идём дальше. Рассмотрим рациональный патриотизм. Конечно, и они в годину тяжких, военных испытаний не оставят Родину в беде. Но в мирное время его приверженцы принимают решение - встать на защиту своей страны, или не встать, в зависимости от того, права или не права его страна в возникшем конфликте, гордятся они своей страной или, наоборот, стыдятся её. Рациональный патриот в оценке своей страны руководствуется не субъективным лозунгом «моя Родина права…», а чувством справедливости, законности и не остановится перед осуждением, критикой Родины. Критикуя недостатки своей страны, рациональный патриот считает, что способствует положительному имиджу страны в глазах мировой общественности. Но на самом деле, своей критикой они дают дополнительный материал для дискредитации его страны недругами. В пропагандистской войне недружественные СМИ умалчивают положительные качества противной страны, и выпячивают отрицательные, в том числе, опираясь на критический материал, преподносимый  рациональными патриотами этой страны, отчего их нападки кажутся объективными и тем убедительнее. Как здесь не привести высказывание Виктора Гюго: «Позорить своё отечество - значит предавать его».
К таким патриотам определение «квасной» не применимо, и их чувство справедливости работает не на пользу Родине, совпадая, в какой-то мере, с действиями антипатриотов. Но обе разновидности патриотов не выпячивают свою любовь к Родине и не оскорбляют патриотических чувств народов других стран.
Истинный, «квасной», патриот никогда не возьмёт гражданство страны, являющейся потенциальным врагом. Почему? А вот послушай, какую бумагу подписывает человек, принимающий гражданство США, – Олег Иванович достал из карманчика рюкзака небольшую записную книжку, порылся в ней - слушай:
«Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединённых Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних; что я буду верой и правдой служить Соединённым Штатам; что я возьму в руки оружие и буду сражаться на стороне Соединённых Штатов, когда я буду обязан сделать это по закону; что я буду нести нестроевую службу в вооружённых силах США, когда я буду обязан делать это по закону; что я буду выполнять гражданскую работу, когда я буду обязан делать это по закону; и что я произношу эту присягу открыто, без задних мыслей или намерения уклониться от её исполнения. Да поможет мне Бог».
 В отношении рациональных патриотов я не могу категорически утверждать, что они являются стойкими противниками смены гражданства.
- А как  вы объясните фразу Льва Толстого: «патриотизм – это последнее прибежище негодяев», - спросила Вероника, удивив Олега Ивановича тем, что интересуется и другой литературой, кроме художественной.
 - Для справки, - это сказал не Толстой, а английский писатель Сэмюэль. Этот афоризм толкуют двояко - кому как выгодно. Первое толкование: для негодяя патриотизм есть последний шанс стать нормальным человеком, порядочным, то есть – возродиться, спастись. Второе толкование: под негодяями подразумеваются националисты, а они не исправимы.
- А что вы скажете об антипатриотах? Кого можно к ним причислить?
Вообще-то, официально такого понятия нет. Но в действительности они существуют и оказывают большое негативное воздействие на общественно политическое положение страны и, главным образом, на её международный авторитет.  К антипатриотам я бы отнёс две категории жителей страны: «Пятая колонна» и космополиты.
Первая категория - граждане, которые под воздействием идеологической обработки противной стороной, действуют  в интересах этой стороны. Ты, наверно, слышала выражение «пятая колонна»?
- Да, конечно, и неоднократно.
- Вот эти граждане и составляют «пятую колонну». Вторую категорию составляют, так называемые, «граждане мира», по-другому, космополиты. Они не признают понятия Родина в первородном смысле, с большой буквы, и переформатировали его в понятие с маленькой буквы, то есть для них родина там, где им  комфортнее жить. Об отношении космополитов к родине ясно изложено в следующей цитате: «Мне говорят: «Умри за Ирландию», а я отвечаю: «Пусть Ирландия умрет за меня» (Джеймс Джойс). Другими словами: «Умереть за родину? Да пошла она к чёрту! Но я не буду против, если она умрёт за меня!».  Я считаю   космополитов, гипертрофированными до предела, эгоистами. Они рьяные критики патриотизма, причём, для них патриотизм и национализм – синонимы. Почему? Да потому что и патриотизм, и национализм исповедует, прежде всего, любовь к Родине, а для космополитов это слово, как для быка - красная тряпка! Этим бычьим синдромом страдают многие известные, и даже великие, люди.
Хочу ещё поговорить о националистах. Основная масса их – это шпана, про которую говорят: «Сила есть, ума не надо». Легко верят в свою исключительность, силу и правоту. Беда этой категории - отсутствие в их рядах умных людей, не говоря уже о мудрых. Да они там и не могут оказаться, ибо умные люди, потому и умные, что могут предвидеть последствия тех, или иных, действий, их своевременность или фатальность; они не могут принять идеологию национализма, сознавая её абсурдность.
В настоящее время абсурдность демонстрируют националисты Украины, совершившие государственный переворот, но не признающие сего факта, не предусмотревшие последствий этого переворота. То националистическое отребье, что оказалось в Верховной Раде, в правительстве, и в кресле президента,  действуют по принципу: «назло морозу уши отморожу». Личные амбиции ставят выше интересов страны, например, разорвали многие торговые связи своих крупных заводов с Россией, тем самым, значительно уменьшили поступление денежных средств в государственную казну. О непрофессионализме украинской националистической шпаны, захватившей государственную власть, говорит хотя бы тот факт, что им неизвестен, а ещё хуже, если они его игнорируют,  один из основополагающих принципов управления большим сообществом: «управлять необходимо не только с помощью кнута, но и пряника». История родила этот принцип, заплатив за него большой кровью.  Наглядный пример тупости, то есть, игнорирования указанного принципа,- действия националистов в отделившейся, и не только, части Донбасса. В копилку абсурда упомянутых националистов можно внести: пресловутую «мусорную» люстрацию, уничтожение людей, и потом заявлять, что они сами себя уничтожили, убийц считать жертвами, а жертв палачами, оборзевший нацик заявляется в прокуратуру, безнаказанно устраивает расправу над прокурорами. И т.д. и т.п.
Олег Иванович вдруг спохватился:
- Стоп! Я увлёкся, и меня понесло вразнос уже не в тему. Что же ты меня не останавливаешь?
- А мне это очень интересно! – похоже Вероника говорила искренне.
- Тогда продолжим в другой раз, а то Борис заждался, - Олег Иванович смёл в пустую чашку остатки пищи, высыпал на край бревна и обратил внимание Вероники:
- Сиди тихо и наблюдай: сейчас он заявится.