Милан Кундера. Невыносимая лёгкость бытия

Нина Левина
Прочла роман и...
Чувства сложные.
Попытки философских исканий, очень сильная ненависть к СССР в общем, и к русским, в частности, мол, Чехословакия была порабощена русскими, они диктовали, как жить. Подробности политических репрессий, ввода танков в 1968. Главный герой пострадал – лишился работы.
Книга про любовь и про "бабников".
Проводится мысль, что «бабники» делятся на две разновидности – ищущих всю жизнь идеал, таких женщины даже жалеют, а вторые – ищут в женщинах разнообразие. К первым относится Франц, ко вторым – Томаш, врач.
И вот с этим Томашем всё довольно омерзительно по части женщин. Он – Казанова, ему в женщине не важна ни красота, ни ум. Он каждую желает лишь в качестве вскрытого мира: Томаш – скальпель, вскрывающий в женщине ещё один секрет жизни (именно в вопросе – чем женщины отличаются друг от друга). Как новая женщина раздевается, какой у неё сфинктор (да-да), как она ведёт себя в любовном акте, кричит или молчит, закрывает ли глаза или нет… и т. д., и т.п.
Рядом с Томашем живёт его жена, без которой он не мыслит жизни, жена, которая страдает от его измен, а он ничего не может с собой поделать. Не нужен ему сын от первой жены, не нужна ему работа врача, не нужны ему друзья – его интересуют только разные женщины.
Попутно "задеваются" вопросы морали, религии, Бога, политики и много чего. Начинается с Ницше и идеи вечного возвращения. Потом эта линия как-то расплывается, как след самолёта в небе. Потом идут рассуждения о том – что позитивно: лёгкость или тяжесть? не как физические характеристики, а как моральные. Мол, жизнь должна быть признана удачной для человека, если он жил тяжело или легко? Выбор делается в пользу тяжести.
Как объяснить название романа, если он весь посвящён судьбам четырёх человек – Сабины (любовнице обоих героев), Франца, Томаша и Терезы. Из всех них Сабина (предательница всех и вся) прожила наиболее легко и даже отказалась от родины, стала избегать упоминания о своей национальности.
Франц тоже не очень отягчался жизнью, но погиб в романтическом порыве в нелепой политической акции – он романтик и восторженный любовник, наиболее симпатичный. Томаш – ходок, пытающийся сочетать порядочность в общественной жизни и полную беспорядочность в быту, оправдывая себя поиском компромисса между идеальным представлением о душе человека и его телом, в котором столько мерзости. Пытающийся легализовать эту мерзость под соусом – раз нас такими создала природа, не след нам этого стесняться. Тереза – самое преданное и страдающее от Томаша существо, нашедшее свою мечту о любви и преданности в собаке.

В мире героев нет места детям – Томаш всячески избегает контактов с сыном, Тереза благодарит судьбу, что у них с Томашем нет детей.
Сны Терезы – свидетельство её страданий от многочисленных измен Томаша.
Личная жизнь. Кундера отстаивает право каждого человека на личную жизнь, ту, которой правильно или не правильно, но живёт каждый, и полное отрицание попыток кого бы то ни было покушаться на личную жизнь. Только с согласия. («Но я этого не хотела» - Тереза во сне человеку с ружьём, готового её убить, но лишь с её личного согласия. И антитеза – «Так должно быть»).
Кундера отрицает обязательства брака, отцовства, супружества, гражданства. Свобода бытия – отсюда лёгкость бытия.

Да только все эти внутренне свободные люди оказываются опутанными всякими связями, не отпускающими их даже после смерти, когда от человека уж точно ничего не получишь. Сын Томаша разыскивает после смерти отца Сабину и пишет и пишет ей письма, которые та и не читает. Жена Франца завладевает телом умершего мужа и успокаивает себя иллюзией, что перед смертью он просил у неё прощения (глазами), хотя сам Франц с ненавистью закрыл глаза, увидав около себя жену. О дочери Франца вообще – лишь упоминание.
Запутанная книга. Настораживающая книга. Этот Кундера ходит по краю со своими установками. Духовность в его книгах подвергается  крайне жестоким атакам.
Мне он не симпатичен.