Олимпийскому Мише - 35!

Симион Волков
Рассказ
-------
мейнстрим
---------

"На трибунах становиться тиииише, олимпийское лето прощай!"

Вряд ли есть на территории бывшего Советского Союза люди, не знавшие этой знаменитой песни. Пел её на Процедуре Закрытия 22 Олимпийских Игр в Москве знаменитый до сих пор певец Лев Лещенко. Он пел, а мы с женой в это время сидели на Восточной трибуне стадиона "Лужники".

Мы были первыми слушателями этой песни и зрителями великолепного, хотя немного грустного праздника. Процедура Закрытия 20-й Олимпиады в Москве запомнилась нам конечно на всё жизнь, настолько всё было красиво и величаво. Конечно квинтэссенция этого торжества были проводы символа Олимпиады-80 - нашего ласкового Миши-Медведя.

Не знаю, кто это придумал - отпустить Мишку в свободный полёт в конце Процедуры. Он угадал и мы всем стадионом, кроме милиции и солдат охраны, плакали, когда он полетел в тёмнющее небо. Зрелище, подсвеченное тысячами ламп снизу, было просто фантастическим. И мы понимали - всё, праздник закончился, первая в истории Советского государства Олимпиада завершилась.

Но тот триумфальный полёт её главного символа - олимпийского Мишки заметно улучшил пошатнувшийся статус нашей державы. Конечно мы помним почему не приехали многие страны к нам, на главные соревнования в мире. Весьма пожилые руководители молодой страны Советов врюхались таки в очередную "освободительную" войну.

а этот раз танки и десантура двинулись по "горячей просьбе" соседнего "братского" Афганистана. Бог с ним, с этим Афганистаном, я лучше вспомню интересные олимпийские подробности, которые мало кому известны до сих пор. Да и мы подзабыли кое что.

И немудрено - за эти тридцать пять жизненные перепитии нас по такому серпантину
водили без страховки... Если бы не помощь Всевышнего и не наше уральское трудолюбие и упорство, не хочу даже предполагать, что могло бы произойти.
Меня, советского человека, десантировали в израильский капитализм в 1990-ом из развитого советского социализма. Ну да ладно, капитализм с "экономной" экономикой ещё нас подождут, а Процедура Закрытия уже на носу.

Еесли честно сказать, ехать в Москву в тот год мы не собирались. Зимой мы во второй раз съездили с частным визитом к друзьям в социалистичесий "Париж". Так называли в те годы польскую столицу - красавицу Варшаву. Мы впервые в жизни праздновали с поляками главный их праздник - Рождество Христово, его они называют Вигилий.

Впечатления были потрясающие, костёлы произвели на нас громадный эффект. Особо
 можно выделить Мариацкий костёл в Кракове. Кроме этого, мы сделали там отличный бизнес, как год назад. Бартер наших золотых украшений, часов, фотоаппаратов, самоваров на настоящую джинсу, меха и много другого настоящего "дефсита" одел и обул нас с женой, как московских дипломатов. В те годы ещё не было такого вала "палёного" товара из Азии.

Китайские магазины, их было всего два небольших в Варшаве в те годы лишь продавали сувениры и фарфор.Всемирный кошмар от азиатского ширпотреба и подделок фирменного товара начался лет через семь.

Но когда мне из областного профсоюза медиков предложили поехать туристом на Олимиаду в Москву, вместе с женой, мы согласились. И выбрали вторую половину Олимпиады, в которую входил билет на Процедуру Закрытия.
To, что на первое же утро пребывания мы узнали о смерти В.Высоцкого и поехали к
 театру, отдельный рассказ, очень печальный.

Много лет прошло, всех деталей не упомню, но как нас друзья провожали на Олимпиаду, не забуду никогда. Нам в дорогу надо, на вокзал ехать, а они всё подходят.

Пришли даже такие, которые и дома раньше у нас не бывали. Мы гостей всегда любили, жена столы на 30-40 человек иногда накрывала, молодые тогда были.
У нас проводы - это выпивка и поцелуи с пожеланиями. Честно пишу - мне наши уральские обычаи нравились и с друзьями поднять тост я и сейчас не откажусь.

Забуду на три часа про врачей и про их рекомендации. Вам что, не приходила в голову мысль - а чего ради мы вообще на свете живём? Ну не только для того же, чтобы таблетку проглотить, клизму сделать и внука в детсад проводить.

Помню один опоздал, примчался на вокзал и фотоаппарат принёс, просил поснимать им для него. Как можно отказать майору Фёдору Ивановичу, он мне тоже помогал иногда решать вопросы по линии безопасности. Пословица про руки, которые друг друга моют, верна будет всегда.

Мы ехали не прямо на Москву, сначала в областной Челябинск. Там нас собрали, рассортировали по группам, назначили руководителя, им стал тренер из Копейска. Но, фактическим руководителем был человек из КГБ - нам он представился Олегом. Он проинструктировал нас, как мы должны себя вести на стадионе, если начнутся провокации.

Одну рекомендацию запомнил хорошо - если кто нибудь поднимет чужой флаг или начнёт ругать наше правительство, кидаться на него всей групой и "гасить". Что значило у него "гасить", никто уточнять не стал.

Как оказалось, на Олимпиаду нас набрали целый железнодорожный состав. Вагоны были все купейные, народ спортивный. Почто двое суток до Москвы по всему поезду играли на деньги карты - в "храп", "веришь - не веришь" и в "трыньку". Ну и конечно, пили спиртное - пиво, водочку, а потом песни пели разные. Мне повезло, ехал с женой и ко мне с выпивкой в поезде не приставали.

Ну, а на Олимпиаде, в процессе двухнедельного тура по стадионам, по театрам, музеям и магазинам, мы выпивали с коллективом своей группы. Редкий случай, что подобрался хороший народ и мы почти каждый вечер у кого-то в номера собирались, делись впечатлениями, покупками и пили, в основном пиво.

Хотя во временя проведения Игр очень много москвичей выехало из города, проблема купить спиртное была даже в Москве. Вот здесь не могу забыть, как мы на нашем автобусе ездили перед игрой по магазинам, чтобы купить что нибудь на вечер выпить.

Раз зашёл разговор про автобус, надо и о нём сказать. Каждой группе был выделен автобус на весь период пребывания на Играх. Автобусы все были новенькие, Львовского автозавода, "ЛАЗ". Водитель автобуса Борис, был уралец, отличный парень из Перми и такой же отличный шофёр.

Он был команандирован в Москву на время Игр, как и все водители автобусов для туристов. Они приехали в Москву за месяц до начала Олимпиады и с ними отработали все маршруты, по которым они потом возили туристов. Вообще много было интересного и нового для нас.

Водитель постоянно был при автобусе и мы могли с ним ехать куда хотим. Причём он ехал независло от того, пришли в автобус вся группа или только мы вдвоём с женой. Это не была его инициативой, все водители так работали.

Так вот, однажды мы поехали всей группой на футбол. Билеты на все соревнования, что мы посетили во время Игр, были у нас оплачены вместе с поездкой и нам их выдали сразу все.

Матч был СССР-Югославия за 3-4 место играли на стадионе "Динамо". Мы по пути на стадион заезжали в мазины, где были "штучные" отделы. Для тех кто не знает и кто забыл - это отдел, в котором продавали спиртное, сигареты и наливали соки
 и газводу стаканами.

В нескольких магазинах нам не повезло, но на Рязанском проспекте мы увидели длиную очередь из одних мужиков. Всё стало ясно для нас - "дают" водку, надо бежать занимать очередь. Занять-то заняли, но у нас лимит времени, не успеваем на футбол. Нас всегда предупреждали - с началом соревнований стадионы наглухо закрывают в целях безопасности.

Тут я пошёл ва-банк и стал пробиваться к заветному прилавку. Но это была непростая очередь - подвипившие мужики, да ещё после работы, да ещё в очереди... Могли запросто кулаками и бока намять и с крыльца спустить. Что и началось при нашем продирании - сначала пошёл мат за наше нахальство, мы пробивались втроём.

Тут я стал просить их как футбольных болельщиков, пишу практически дословно через 35 лет! Я обратился к очереди, в которой уже забурлила фронда:"Мужики! Пропустите взять пару бутылок водки! Мы на футбол опаздываем!" Тут начался сильный рокот и наши головы уже тут могли пострадать. Из очереди заорали:Kaкаой футбол! Врут они! Все матчи чемпионата СССР отменили иза грёбанной Олимипады!"

Здесь я пошёл с козырей:"Так мы и едем на олимпийский футбол, матч за 3-е место, на "Динамо" играют." Смотрим, доверия к нам нет, но хоть грома и молнии не стало. Один умный нашёлся, заорал на весь гастроном "Билеты, бля, покажите!" Я и ещё один парень билеты достали - они были совершенно необычного формата, цветные.

Но главное, когда им сказал и показал, что билет на футбольный матч стоит аж 18 рублей, они поверии и как-то даже зауважали. А когда я сказал, что у нас есть и билеты на Церемонию Закрытия Игр, которые вообще стоят 25 рублей, очередь и вожделенного прилавка расступилась.

Толпа уважительна загудела:"Пропустите, пусть возьмут, они же свои, им на футбол!"Для меня это показалось каким-то чудом, вроде того, когда Иисус прошёл с друзьями по дну Красного моря 2000 лет назад.

А такое мужское братство выручало меня в России не раз. Добрые и с понятием русские люди, всегда помогут, только врать им не советую.
Футбол в тот раз был позорный, советская команда проиграла, но зато после футбола мы хорошо "посидели" вечером в гостинице. Одну особенность футбольного матча не могу не отметить.

В целях безопасности, а она была во время Олимпиады выше всяких похвал, милиция сояла по всей беговой дорожке вокруг футбольного поля. Но стояла она лицом не в поле, где играли 22 футболиста, а была повёрнута к нам, к трибунам.

Мало того, они были с биноклями и стояли совершенно не двигаясь. То есть каждый сотрудник смотрел в бинокль не отрываясь в свой сектор. На стадионе "Лужники" во время Процедуры закрытия меры безопасности были ещё строже, расскажу дальше.

Разместили нас в гостинице, которая называлась "Общежитие института управления".
22-х этажное общежитие, с номерами на двоих, с туалетом и ванной в номере. Таких
 условий проживания мы с женой в Москве получали редко. Да и ездили мы в те годы редко - один раз куда нибудь в отпуск, но обязательно через Москву.

Работа, работа и домашние дела - ехать было и некуда и некогда. А в первые десять лет жизни, честно скажу, ещё и не на что - она училась, я работал, потом было наоборот.

Я ещё не описал "студенческую столовку" в этом шикарном институтском общежитии. Мы в ней кушали всю нашу Олимпиаду и до сих пор это удовольствие вспоминаем.
Во-первых, всех официанток "отпустили" в отпуска. И нас обслуживали интеллигентные парни и девчата - студенты этого института.

Во-вторых, обслуживали нас тоже по-особенному, без всякой толчеи и бюрократии.
Обычно с питанием в советском туризме был страшный бардак. Вечно у старших группы талонов "не хватало". Да часто на эти талоны и взять-то было нечего.
На Олимиаде сделали питание туристов гениально и просто.

Столы были расчитаны на шесть человек и обслуживать официанты начинали стол только тогда, когда за стол усаживались именно шесть человек. Когда у нас планировалась поздняя поездка на соревнования или экскурсию, нам без волокиты выдавали сухим пайком.

В нём всё было просто супер - финская колбаса, венгерские яйца, сок из Греции, фрукты тоже не советские. Мы эти пайки получать любили и любили ими закусывать вечерами у кого нибудь в номере после возвращения в гостиницу.

Заверяю вас - на Московской Олимпиаде обслуживание и сама еда была выше всяких похвал. Кое что я запомнил - яйца были с венгерской печатью, колбаса резаная сервилат была в вакуумной упаковке.

Мы её видели впервые, как и сок и сливки в тетропаках. Хотя мы с женой до этого дважды побывали за границей, тетропаки мы поначалу тоже не знали как открывать. Некоторые применили зубы, а оказалось, что нужно всего-то трубочкой ткнуть в серебряное пятнышко на пакете. Вот так мы учились еврепейской культуре. Каждый день в обед стояла на столе ваза со свежими фруктами.

Теперь о нашей безопасности в гостинице - на каждом этаже постоянно находился солдат внутренних войск. Но главное - это проход в гостиницу, для которого нам выдали визитные карточки с нашими фото. Выдавал какой-то дядя в шатском и при выдаче нас всех строго предупредил.

Он нам сказал - визитка выдаётся только один раз, если потеряете, в гостиницу больше пройти не сможете. И что интересно - ни один турист из 22-х этажной гостиницы визитную карточку не потерял!

На пятый день пребывания у нас н лестнице образовалось биржа по продаже и обмену билетов на соревнования. Надо честно сказать - траспорт, гостиница, еда
 погода были в течении двух недель были замечательными. Чего я не могу сказать о самим соревнованиях. Западные страны из за Афгана к нам не приехали, организаторам пришлось для массовости срочно приглашать спортсменов, которым на Олимпиаде делать было нечего.

Мы ходили на соревнования по боксу в спорткомплекс Олимпийский. Так на ринг выходили такие слабые боксёрские пары из Африки, что их дисквалифицировали и удаляли с ринга. По некоторым другим видам были такие же неинтересные соревнования. Это привело к тому, что некоторые туристы-спортсмены стали продавать билеты или менять их на другие.

Ещё была одна причина продажи билетов, которые было очень дорогими на то время. Эта причина была совсем прозаическая - пьянка, которая привела к растрате денег.
Самыми дорогими и востребованными были естественно билеты на Процедуру Закрытия Игр. При цене в 25 рублей, а это были тогда большие деньги, за билет предлагали до 100 рублей. Ещё можно было продать с прибылью билеты на футбольный и баскетбольный финал.

Остальные виды спорта продавались туго и шли с дисконтом.
Процедура Закрытия оставила у нас неисгладимый след, который начался задолго до стадиона "Лужники". Безопасность была вообще непривычная для нас тогда. Такую безопасность мы через десять лет смогли увидеть уже в Израиле.

В один из дней мы с женой и с группой стояли и ждали очереди, чтобы зайти на экскурсию в Кремль. И тут совершенно неожиданно сзади меня кто-то схватил настоящей "железной" рукой за плечо. Это было очень неожиданно, я растерялся, когда увидел квадратную рожу гбешника, переодетого в голубую рубашку "дружинника".

Как оказалось ему мы с женой не понравились и он опытным взглядом определил в нас зарубежных лазутчиков. А мы с женой за полгода до этого были в гостях в Польше. В те годы в Польше были настоящие западные товары ширпотреба.

Да и одежда из кожи и джинсы сделанная в самой Польше тоже была отличного качества. На мне был кожанный пиджак - мечта мужчин того времени, джинсы, английские кожанные туфли и на груди фотоаппарат "Зенит", но полесдней модели. Жена моя тоже была вся упакована в оригинальную американскую джинсу из лучшего магазина Варшавы и валютного "Певекса".

Я промолчу уже про мою резко выраженную национальную внешность, которая всегда была подозрительна для особой "конторы". Пришлось искать руководителя группы, который успокоил усердного "дружинника". Он сказал ему, что мы на самом деле приехали в Москву из Челябинска.

Но то, что нас начали проверять и обыскивать сразу на стоянке нашего автобуса, который остановился далеко от стадиона "Лужники". И проверяли всех нас ещё дважды, искали бутылки и металлические предметы.

На самом стадионе первые ряды заняли переодетые в спортивные костюмы солдаты. А милиционеры стяли с биноклями вокруг поля и неотрывно смотрели каждый в свой сектор. Мы по дороге на трибуны проходили мимо трёх запасных надутых "Мишек". Около них стояли вооружённые солдаты и близко подойти было невозможно.

Про улетевшего в "сказочный лес" Мишку я уже написал. Но вот когда Мишка
которого изображали физкультурники флажками на трибунах напротив, пустил слезу и они начали капать из Мишкиных глаз, наши женщины тоже не выдержали. Вы могли это видеть на экранах своих советских телевизоров - вместе с Мишкой от грусти расставания плакал весь стадион.

Так по-доброму, на хорошей ноте, без всяких приключений проводили мы нашего Мишу. Конечно после возвращения в гостиницу мы устроилои грандиозный банкет. На стол были вытавлены самые экзотические напитки, которые мы смогли найти в пыстых магазинах олимпийслой Москвы. Помню, что мы выставили литровую бутылку японского виски "Сунтори Голд".

Был на нашем столе морской ром, с привкусом земляничного мыла.
Кто-то из группы достал из запасов румынскую сливовицу - она оказалась родной сестрой нашей деревеской самогонки. Попили и попели мы вечером четвёртого августа 1980 года от всей души. Такая вот была у нас Олимипада, единственная в нашей жизни и в жизни нашей бывшей родной страны.

2015 год.Август.Израиль
 Для издателей, продюсеров и литагентов:semen_v47@yahoo.com