Об альтернативной истории Палестины

Михаил Ошеров
Жанр альтернативной истории, как жанр исторической фантастики, иногда делает простую книгу бестселлером. Можно просто написать что было бы, типа, если бы бабушка была дедушкой, – и это мало кто будет читать, кроме явных извращенцев. А можно предположить, что в 1861 году английский принц Альберт (муж королевы Виктории) умрет от своей тяжелой болезни на несколько дней раньше, и не успеет предотвратить дипломатический кризис в отношениях Англии и США в связи с "Делом "Трента", и что в результате Англия объявит войну США и высадит совместно с Францией военный оккупационный десант в Америке ... Это я пересказываю сюжет знаменитой книги писателя-фантаста в жанре альтернативной истории Гарри Гаррисона – трилогии "Звезды и полосы". В реальной истории человечества всего этого не произошло, но ведь, вроде бы, могло произойти, не так ли – предлагают нам различные авторы различных повестей и романов в этом жанре.

В израильском русскоязычном интернете, или как его еще иногда сокращенно называют, изрунете, есть несколько человек, которые периодически пишут на тему, как было бы здесь хорошо, если бы англичане в 20-годах 20 века, получив мандат на Палестину, отдали бы всю ее евреям. И что типа это было обещано в Декларации Бальфура. И что именно это толкование декларации Бальфура содержится в решениях Лиги Наций 20-х годов, в соглашениях Сан-Ремо и так далее. И что англичане, отдав арабам Трансиорданию, уменьшили территорию Эрец-Исраэль – Палестины, которая вся причиталась только евреям и так далее.

Надо заметить, что все эти писания напоминают жанр той самой альтернативной истории.

В то самое время британский министр иностранных дел лорд Керзон действовал, исходя из реальной демографической ситуации в тогдашней Палестине – 700-тысячного арабского и 70-титысячного еврейского населения. Пересказывая его слова, можно сформулировать его кредо что-то вроде "Мы разрешаем евреям создать национальный очаг в Палестине, но не на территории всей Палестины. И это не будет еврейским государством." В понимании лорда Керзона, других руководителей английской внешней политики и лидеров арабского населения Палестины, "создание еврейского национального очага - это определение места, где евреи могут селиться и развивать свою национальную культуру в рамках, как предполагалось, единого арабского ближневосточного государства - Великой Сирии. Принц  Фейсал нигде и никогда не давал своего согласия на создание еврейского государства в Палестине, а только на то, что указано выше, потому что полагал, что еврейские переселенцы помогут развитию и этой, и окрестных территорий в интересах всех ее жителей." Во всех дипломатических документах того времени – и Лиги наций, и двустронних и многосторонних документах говорится о создании еврейского национального очага "в Палестине", но не говорится о контроле над всей территорией Палестины и не говорится о передачи еврейскому ишуву всей власти на территории Палестины и так далее.

Англичане были реалистами. Все почти 30 лет британского мандата они вели дела с двумя общинами – и с арабами, и с евреями. Уходя из Палестины в конце 1940-х годов, они на международном уровне утвердили план обустройства Палестины после окончания срока своего мандата – резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН номер 181 от 1947 года, в которой решение для проживающих в Палестине двух народов сформулировано в виде плана раздела территории Палестины на два государства – еврейское и арабское. Собственно говоря, именно в этом документе сформулирована окончательная воля международного сообщества. Документы Лиги наций 20-х годов намеренно сформулированы англичанами в туманных и неопределенных формулировках – англичане были обязаны учитывать волю и интересы как евреев, так и арабов. Воля английского руководства тех лет четко просматривается из сохранившейся многочисленной переписки руководителей британской внешней политики – лорда Керзона, Уинстона Черчилля и других.

Любителям альтернативной истории можно предложить написать роман типа "Договор Сан-Ремо" в котором можно смоделировать арабское восстание на территории всей Палестины после начала проведения англичанами насильственной политики создания на территории населенной арабами Палестины государства для еврейского меньшинства. Это в реальной истории благодаря мудрости британских колониальных властей  не произошло, но многим сейчас хотелось бы, чтобы на этой земле не было бы другого народа, и что для этого нужно только воспользоваться машиной времени и доблестной британской колониальной армией, в который, кстати, павших в боях англичан и евреев хоронили вместе, в отличие от позорной нынешней практики отдельного захоронения павших за государство Израиль солдат- неевреев в нынешней израильской армии.

Вместо пустых и бессмысленных мечтаний в стиле альтернативной истории, немного напоминающих рассуждения из знаменитого романа "Золотой телёнок" - " Бриан! -- говорили они с жаром. -- Вот это голова! Он со своим проектом пан-Европы... " и выводом в конце " ... При условии, что Черноморск будет объявлен вольным городом.", то есть "великий Израиль от моря до моря", нужно один раз и навсегда понять, что на этой земле от моря до Иордана живут два народа и возможно только два решения – либо одно государство от моря до моря для двух народов, либо два государства для двух народов. Все остальные решения означают войну, конфликт, оккупацию и взаимное ожесточение душ и сердец двух народов, проживающих рядом на одной земле.