Апология на книгу Судей. Часть 2

Николай Старовойтов
Апологетический комментарий: гл.4-5
Историчность Деворы и Варака
Кандидат исторических наук атеист М.Рижский пишет: «Среди пророков эпохи Судей (XIII-XI вв. до н.э.) были не только мужчины,но и женщины,и,по крайней мере,в одной из них можно увидеть реальную историческую личность.Её звали Девора (евр.«дебора»- «пчела»).Авторитет Деворы как пророчицы был настолько велик,что она была признанным «судьёй»: «И приходили к ней сыны израилевы на суд»(Суд.4:5).Однако подлинную славу принесла Деворе та роль,которую она сыграла в очередной войне израильтян со своими соседями,коалицией хананейских городов.Войском хананеев командовал Сисара,у которого было «девятьсот железных колесниц,и он жестоко угнетал сынов израилевых двадцать лет» (Суд.4:2-3),пользуясь разобщённостью израильских племён.И Девора не только бросила клич к их объединению,но и от имени Яхве назначила общего военачальника- Варака,сына Авиноамова: «Повелевает тебе Яхве Бог* израилев: пойди,взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов неффалимовых и сынов завулоновых; а Я* приведу к тебе,к потоку Киссону,Сисару... и колесницы его... и предам его в руки твои».Варак проявил малодушие,колебался и,наконец,поставил перед Деворой своё условие: «Если ты пойдёшь со мною,пойду; а если не пойдёшь со мною,не пойду».Девора пошла с Вараком,вдохновляя его: «И сказала Девора Вараку: встань,ибо это тот день,в который Яхве предаст Сисару в руки твои; Сам* Яхве пойдёт пред тобою» (4:6-14).
 Это произошло в XII в. до н.э. и было,возможно,первым проявлением солидарности между израильскими племенами в Палестине (правда,временным и частичным под знаменем Яхве»[11].
Архимандрит Никифор пишет: «Варак согласился идти только в том случае,если Девора будет сопутствовать ему,на что она ответила: пойти пойду с тобою,но знай,что... в руки женщины предаст Господь Сисару (IV,9),т.е. что честь победы будет принадлежать женщине,а не ему.События оправдали пророчество Деворы.Разбитый Вараком у подножия Киссона,Сисара бежал,потеряв всё своё войско,900 железных колесниц,и затем погиб от руки Иаили,жены Хевера,в шатре которой он укрылся от преследования Варака.Таким образом честь окончательной победы над Сисарою действительно досталась женщине.Девора и Варак прославили Бога благодарственною песнию (Суд.V),которая считается образцовым произведением Еврейского красноречия и составляет содержание пятой главы книги Судей»[12].
«Древность этой песни не вызывает сомнений.(...) судя по многим признакам,поэма была создана под непосредственным впечатлением победы; поэт как бы говорит об общеизвестных вещах,адресуясь к современникам,действующим лицам и зрителям происшедшего.Сила выражений и в похвалах племенам,принявшим участие в войне,и в проклятиях уклонившимся выдаёт человека,который,может быть,и сам был её участником.(...)
Пророчица Девора была,несомненно,личностью выдающейся.»[13](кандидат исторических наук атеист М.Рижский).
Хананейское угнетение и победа Израиля у вод Мегиддонских
В 1937 году Восточный институт производил раскопки около Мегиддо,и в слое XII века до н.э. обнаружили признаки большого пожарища.Под полом дворца было найдено около 200 изящных вещей из слоновой кости и золотые орнаменты.Один из них изображал хананейского царя,который принимал обрезанных пленников.Это служит великим доказательством поражения хананеев и их предшествующего угнетения Израиля (Суд.4:3 и 5:19).
«Когда умер Аод,сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа.И предал их Господь в руки Иавина,царя Ханаанского,который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара,который жил в Харошеф-Гоиме.И возопили сыны Израилевы к Господу.Ибо у него было девятьсот железных колесниц,и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет.»(Суд.4:1-3).Вот так вдумчиво описывает последующие события православный историк А.Лопухин: «Но вот.,когда народ уже терял надежду на избавление,и храбрейшие мужи не смели и думать о низвержении ига грозного врага,избавительницей угнетённых колен выступила женщина.В гористой местности,между Рамой и Вефилем,немного к северу от Иерусалима,жила знаменитая Девора,пророчица.Слава о её мудрости гремела по всей стране и весь народ израильский приходил на суд к ней.До неё донеслись и стоны угнетённых колен,и она мужественно выступила для их избавления.
Вёрст на полутораста к северу от её жилища,в самом центре угнетённой страны,в городе Кедесе,колене Неффалимовом,близ озера Меромского,жил некий Варак,самое имя которого- "молния",как бы указывало на его мужественный дух[14].Его-то мудрая Девора и порешила сделать вождём того воинства,которое должно было собраться по её призыву под освободительное знамя.Отправив к нему посольство,Девора именем Бога,открывшего ей надежду на избавление от врага,повелела Вараку стать во главе десятитысячного отряда воинов из колен Неффалимова и Завулонова и выступить против жестокого Сисары.Но даже и мужественный Варак смутился от такого поручения,и он не осмеливался взяться за дело,пока к нему не явилась лично Девора.Поспешая на север,она лично явилась среди угнетённого народа,и появление её не только ободрило Варака,но и пробудило энтузиазм в народе,который стал собираться под её знамя.При вести о восстании,Сисара быстро снарядил свои смертоносные колесницы и занял равнину Ездрилонскую,это главное боевое поле Палестины.Извивающаяся здесь небольшая речка Кисон,почти вся высыхая летом,превращается зимою и после дождей в бурный поток,который,выходя из берегов,наводняет всю окружающую местность,превращая её по местам в непроходимые болота.Мужественная и мудрая руководительница войска израильского,собравшегося под знаменем Варака на горе Фаворе,господствующей над Ездрилонской равниной,сразу оценила выгоду для себя этого обстоятельства и дала знать Вараку- с неожиданной быстротой ринуться на неприятеля.
Гордый своим могуществом и железными колесницами,Сисара быть может пренебрежительно отнёсся к израильскому войску,во главе которого притом вместе с Вараком стояла женщина Девора.Но это должно было тем более придать значения молниеносному натиску Варака,который сразу же смешал ряды неприятелей и обратил их в безпорядочное бегство.Дорогу бегущим преграждал разлившийся Кисон,в произведённых им топях колесницы вязли и делались совершенно безполезными,так что всё войско подверглось полной гибели- как от воды,так и от меча торжествовавшего Израиля.Сам Сисара с жалкими остатками своего войска бежал на север,пытаясь скрыться в горных проходах.Молниеносный Варак настигал его и там,и он,не видя более спасения,хотел скрыться хоть в шатре одной кенеянки,Иаили.Но последняя,будучи потомком Иофора,тестя Моисеева,и сознавая свою духовную связь с народом израильским,не пощадил грозного угнетателя этого народа»[15].

Царский хананейский дворец в Мегиддо,относящийся к началу XIIв. до н.э.,отличался куда большим совершенством,чем любые постройки богатых израильтян более поздних времён (по всей вероятности,он не уступал своими размерами и роскошью отдели дворцу Соломона).При раскопках было найдено большое количество изделий из золота,слоновой кости и алебастра,что свидетельствует о богатстве и культуре хананейского царя.Особенно,местные мастера были искусны в резьбе по кости.Ею инкрустировались шкатулки,мебель и кедровые стены «гостиных».Что было причиной разрушения города в третьей четверти XII столетия до н.э.,точно не известно.Вероятно,битва при Мегиддо,описываемая в песни Деворы (Суд.5),произошла в период после разрушения и до восстановления города.В таком случае становится понятно,почему полем битвы назван Таанах,находящийся в четырёх милях к юго-востоку,который в ту пору действительно являлся ближайшим городом (Суд.5:19).

Апологетический комментарий: гл.6-8
Археология подтвердила три детали,связанные с историей правления Гедеона: 1)широкое использование прирученных верблюдов; 2)наличие развитой письменности; 3)употребление пустых гидрий (глиняных кувшинов) со светильниками.
1.За последнее время мы получили множество свидетельств,число которых постоянно увеличивается,об использовании прирученных верблюдов на Востоке,начиная с 1200 г. до н.э.Археолог Томпсон пишет: «Изображение кочующих по пустыне мадианитян,амаликитян и жителей востока,которые были безчисленны,как сказано в Священном Писании (Суд.6:3-6),подобно саранче,вторгались в Ханаан и его грабили,в полной мере соответствует картине,которую рисует перед нами археология»[16].
2.После победы над мадианитянами Гедеон захотел узнать имена князей Сокхофа[17].Поэтому он захватил юношу из жителей Сокхофа и потребовал,чтобы тот написал ему имена вождей.Юноша выполнил приказ и передал Гедеону список князей и старейшин (Суд.8:14).Достоверность этого утверждения подвергалась сомнению,так как считалось,что письменность развилась только к 800 г. до н.э.,и,следовательно,юноша не мог выполнить требование Гедеона.Однако многие археологические находки свидетельствуют о достаточно развитой письменности ещё до времени жизни Гедеона,причём не только на территории других областей,о которых упоминается в Ветхом Завете,но и в самой Палестине.Олбрайт отмечает,что археологические находки в Лахише,Вефсамисе и Мегиддо (эти города находились в Палестине) выявляют использование еврейского алфавита в текстах,написанных чернилами,уже в XIV-XIII вв. до н.э.[18]Археолог Барроуз подтверждает: «Тот факт,что Гедеон смог найти юношу,который умел писать,обнаруживает высокий уровень образования среди населения,жившего за рекой Иордан,в эпоху раннего железного века»[19].
3.Совершенно случайно исследователи получили представление о том,как выглядела пустая гидрия (пустой глиняный кувшин) со светильником,которую Гедеон хитроумно применил в сражении против мадианитян (Суд.7:16).В погребении близ города Аммана в Иордании был найден странный сосуд с ручкой,высота которого составляла почти 25 сантиметров.Сбоку он имел отверстие примерно 10;13 сантиметров.Внутри сосуда находилось небольшое основание,на котором закреплялась свеча[20].

«Дом Милло»
В Суд.9:6 сказано: «И собрались все жители Сихемские и весь дом Милло,и пошли и поставили царём Авимелеха...»
Милло был аристократическим кварталом,в известной мере соответствующим греческому акрополю.Археологи открыли такие кварталы не только в Сихеме,но и в Иерусалиме,и в других палестинских городах.Это была земляная площадка,замощённая камнем и окружённая оборонительной стеной,за которой стояли дворцы вельмож и аристократических семейств (ср.2 Цар.5:7,9; 3 Цар.9:15,24 и 11:27).
Итак,нашёлся ключ к загадке.Прежде всего,мы узнаём,до какой степени уже в ту пору было расчленено в классовом отношении израильское общество.Из этого сообщения вдобавок неукоснительно вытекает,что монархистами были главным образом представители привилегированных слоёв и что именно они возвели на трон Авимелеха.Все сомнения в этом отношении устраняют стихи двадцать третий и двадцать четвёртый Суд.9.Там сазано,что «послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема,и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху,дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых,и кровь их обратилась на Авимелеха,брата их,который убил их,и на жителей Сихемских,которые подкрепили руки его,чтоб убить братьев своих».
Словом,бунт жителей Сихема был народным восстанием не только против узурпатора,но и против режима олигархии.Следовательно,он носил отчётливый характер социальной революции.

Разрушение Авимелехом Сихема
Ещё одно историческое событие эпохи судей,подтверждённое находками археологов,связано с храмом языческого бога Верифа (или Берифа).В книге Судей говорится,что Авимелех,властолюбивый и славолюбивый сын Гедеона,предпринял попытку захвата царской власти над Израилем,но ему помешали жители Сихема.Древний город Сихем был построен около 2000 г. до н.э.,упоминания о нём сохранились в древнеегипетских текстах.Остатки этого города были обнаружены в 1913-1914 и 1926-1928 гг. археологом Э.Сэллином,вблизи подножия горы Гаризим,вершина которой,как и вершина горы Гевал,возвышается над плоской долиной,расположенной в самой сердцевине Самарии.Здесь Сэллин нашёл напластование хананейских руин примерно 1600 г. до н.э.,сверху которого был слой времён израильтян,с признаками,что город был разрушен и оставлен с примерно 1100 г. до н.э.; он нашёл руины храма Ваала,о котором упоминается в Суд.9:4.
После того как Авимелех с войском напал на Сихем,жители города были перебиты,сам город сравняли с землёй,а место,на котором он стоял,засыпали солью.О случившемся стало известно всем,кто находился в башне Сихемской,и они собрались в храме бога Баалверифа (греч. и слав. Вефильверифа).Однако мстительный Авимелех,чтобы овладеть этим укреплением,приказал обложить дровами языческий храм и поджёг его; так сгорел храм и погибли укрывшиеся в нём люди (Суд.9:45-49).Подтверждение историчности этого события появилось в 1926 г. в результате раскопок немецкого археолога профессора Зеллина и американского археолога профессора Г.Эрнеста Райта,который в 1959 г. продолжил раскопки,начатые Зеллином.В тех местах,о которых шла речь выше,археологами были обнаружены остатки древнего строения,датируемого временем судей и отождествлённого с башней бога Вефильверифа.Ряд найденных археологами предметов из глины подтверждает,что башня была сооружена около 1300 г. до н.э.,а сохранившаяся часть храма позволяет считать,что он был разрушен в результате пожара около 1150 г. до н.э.[21],т.е. при жизни жестокого Авимелеха.Обнаруженные на месте раскопок археологические материалы свидетельствуют,что храм возвышался над стеной города,возведённой на развалинах храма,который датируется более ранним периодом- временем правления гиксосов[22].Сохранившиеся остатки храма Вефильверифа показывают также,что он представлял собой массивное сооружение размером 25;21 м,окружённое стеной пятиметровой толщины.Размеры храма позволяют в общем виде представить себе сцены культовых обрядов,происходивших в этом помещении,если припомнить то,что записано о них на глиняных табличках из Рас-Шамры[23].Можно сказать,что в передаче и этих деталей Ветхий Завет отличается удивительной точностью.

(Окончание следует...)

Примечания автора:

[*] Помеченные * слова в изд. Рижского- с маленькой буквы.
[11] Рижский М.И.Библейские пророки и библейские пророчества.М.:«Политиздат»,1987,стр.39-40.
[12] «Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора.Россия,1990,стр.188-189.
[13] Рижский М.И.Тамже,стр.40.
[14] «Имя Варак или Барак- ханаанитского происхождения,и замечательно,что это же имя носила знаменитая карфагенская фамилия Барка,из которой вышел гениальный полководец Ганнибал» (Лопухин А.П.Библейская история Ветхого Завета.М.,1990,стр.375).
[15] Лопухин А.П.Тамже,стр.185-186.
[16] Thompson J.A.The Bible and Archaeology.The Paternoster Press Ltd,1973,p.88.
[17] Сокхоф (что в переводе значит «шатры») (Бытие 33:17) находился в области,которую населяло колено Гадово (Нав.13:27).В настоящее время это место называется Телль-Аксас,находится в двух километрах к северу от Нар-эз-Зерка.
[18] Allbright W.F.From the Stone Age to Christianity.Baltimore: The Johns Hopkins Press,1940,p.193.
[19] Burrows M.What These Stones?N.Haven: American Schools of Oriental Research.1941,p.183.
[20] Thompson J.A.Op.cit.,p.88.
[21] Barton G.A.
[22] Keller W.; ;;;;;; ;; ;;;;;;; ;;;; ;;; ;;;;;;;;;;.;;;;;;,1968.;.225-226.Free J.P.Archaeology and Bible History.Wheaton-Illinois,1954,p.143.
[23] Thompson J.A.Op.cit.,p.86-87.