Сны о моем любимом, старом Мелекессе

Игорь Казанцев 3
Мелекесская низшая ремесленная школа.
 
30 августа 1897 года в посаде Мелекесс, Ставропольского уезда Самарской губернии, открыта низшая ремесленная школа по обучению слесарно-токарному ремеслам.
В Центральном государственном историческом архиве (г.Санкт-Петербург) в фонде Отдела промышленных училищ Министерства народного просвещения имеется Рапорт попечителя Казанского учебного округа управляющему Министерства народного просвещения от 2 сентября 1897 года, в котором указывается: «Мелекесский посадский Голова телеграммой от 30 минувшего августа сообщил мне, что того же 30 августа, с полною торжественностью, в присутствии директора и инспектора народных училищ, гласных Думы и многих почетных гостей открыта низшая ремесленная школа в посаде Мелекесс Ставропольского уезда Самарской губернии».
Инициатором открытия ремесленной школы был посадский Голова Константин Григорьевич Марков, который на протяжении 20 лет (1897 - 1917гг.) являлся Почетным смотрителем и подписывал все важные документы и аттестаты об окончания учебного заведения. Заведующий: Гавриил Михайлович Песоцкий.
Законоучитель. Протоиерей  Порфирий Васильевич Высоков. Мастер техники: Владимир Петрович Котельников. Учитель Алексей Ефимович Никольский. Врач Владимир Гаврилович Сироткин (данные на 1909 г). В 1901 году состоялся первый выпуск слесарей по металлу и столяров.
Многие выпускники стали специалистами высокого класса:
Сиваков И.К. – главный механик мельниц фирмы Марковых,
Федоров А. И. - главный механик мельницы А. Таратина,
Наумов К. М. - лучший токарь льнопрядильной ткацкой мануфактуры,
Братья Плисовы Семен Андреевич и Василий Андреевич - преподаватели этой же школы.
В 1909 году был назначен в  Мелекесскую низшую ремесленную школу талантливый педагог Александр Николаевич Гордеев (1883 – 1941 г.г.). Его страстным увлечением было фотографирование. Он фотографировал Мелекесс и его живописные окрестности, делал панорамные снимки, снимки отдельных объектов. К сожалению, большая часть его фотоархива утрачена.

Для ремесленной школы было построено кирпичное здание с печным отоплением и освещалось керосиновыми лампами. Имелось два учебных класса с партами на 30 учеников в каждом. После 1912 года построен второй этаж, где разместился чертежный класс с большими чертежными столами. В этом же двухэтажном здании находились и квартиры для работников.
В другом одноэтажном здании (ближе к Земской больнице) были мастерские - слесарная, токарная, столярная, кузница и машинное отделение. Имелось подвальное помещение, где находился колодец с буровой скважиной.
Слесарная мастерская имела верстаки с тисками и ящиками для хранения инструмента на 60 рабочих мест. В токарной - два сверлильных станка с ручным приводом, три токарных станка с ножным приводом, к ним была подведена ременная передача от паровой машины, один фрезерный станок и один строгальный, точило для заточки инструментов. Кузница имела три горна.
Ежегодно школа принимала по одной группе не более 30 человек на слесарно-токарное отделение  и 20 человек - на столярное отделение.
Курс обучения в школе 4 года. Первые три года ученики занимались ежедневно по четыре часа в классах, изучая теорию, и четыре часа в мастерских на практических занятиях. Весь четвертый год обучения ученики работали в мастерских, закрепляя умения и навыки по изготовлению инструментов, деталей сельхозмашин и орудий, плугов, молотилок и конных приводов для них, а также по ремонту различной сельхозтехники, выполняя заказы от населения.
Программа для слесарей предусматривала изучение предметов: слесарное и токарное дело, технология металлов, Закон Божий, арифметика в пределах начальной школы, русский язык, счетоводство в пределах ведения книги учета прихода и расхода материалов и документов, связанных с этим; черчение.
На черчение отводилось 2 часа в неделю. Ученики должны были научиться читать чертежи, по которым слесарь или токарь выполняет работу. На первом году учебы занимались рисованием орнаментов (развивались глазомер и навыки рук). На втором году изучались геометрические построения и проекционное черчение, а на третьем - выполняли сложные чертежи на детали машин, станков и других механизмов.
На практических занятиях в мастерских особое внимание уделялось точности изготовления детали по чертежу с соблюдением размеров и качества отделки. Деталь сдавалась заведующему школой, который, приняв работу, ставил оценку по пятибальной системе. На каждой детали ставился номер, закрепленный за учащимся.
Готовая продукция продавалась через магазин купца Петра Михайловича Коробова, у которого покупались материалы и необходимые инструменты.
В период первой мировой войны ученики выполняли заказы по изготовлению чугунных стаканов с крышками для снарядов, шкворни и чеки для военных тачанок. Литье получали с чугунно- литейного завода, в прошлом крестьянина, а ныне хозяина завода А.Ф.Греченко.
Ученики имели специальную форму одежды, которая приобреталась ими за свой счет. Столовой не было. Жили на частных квартирах. Школа обеспечивала учеников материалами, инструментами для практических занятий, а в чертежном классе - бумагой, карандашами и резинкой.
Выпускники получали аттестат помощника мастера, а после практической работы на производстве - аттестат мастера того или иного ремесла. Тем, кто учился на отлично, выдавалась Грамота и ценные подарки в виде технических книг.
Окончившие школу, устраивались работать на предприятиях Мелекесса и в сельском хозяйстве Самарской губернии.

(продолжение следует).