Ё калэ мэнэ

Галина Мажейкина
Мужик ввалился в электричку пьяный, от него разило трехдневным перегаром, и такое соседство было до отвращения противно пассажирам,  чьи места были рядом с его местом. Электричка была фирменная скоростная, из тех, что курсируют экспрессом между губернскими городами. Казалось, что мужик попал на этот рейс случайно, видимо билетов  на дешевый пассажирский не было, он был весел той пьяной  веселостью куража, когда весь мир прекрасен, и ты доволен, что пьянка дала тот заряд бодрости и веселья, не доведя до состояния нестояния.
Наши места были рядом и, соответственно,  он первым делом обратился ко мне: «Девушка, присмотрите за сумкой, а я сбегаю курнуть, пока поезд стоит».
 «Девушка» окинула его проницательным взглядом и ответила строго: «Сумку открой, тогда решу смотреть за ней  или нет. Вдруг там бомба, ты, что не знаешь, что в стране происходит, с Луны свалился?  Война идет, всякое может быть в твоей поклаже».
Мужик вылупился на меня и недовольно изрек известную причиталку: «Ё калэ мэнэ». Любопытно,  сможет ли кто-нибудь перевести это выражение на иностранный, но нашему  русскому или бывшему советскому  человеку понятен смысл  сего сленга. Пока мы перекидывались фразами, электричка тронулась.
«Не понял, - сказал Мужик, а чё это она так скоро поехала, здесь по десять минут  поезда стоят. А что это за поезд?».  Мне пришлось объяснять.
 – Ё калэ мэнэ,  - опять   сказал он,-  в первый раз на такую попал.
Видимо это была та самая  приговорка, которая встречается в речевых оборотах, провоцируя замену  ненормативной лексики, вполне приличным, как кажется  иным -тем, кто не знаком со  смысловым значением этого словесного  оборота. 
Здесь хочу сделать небольшое отступление от весьма интересной беседы, которая сопровождала  наш рейс до прибытия к пункту назначения. Почему некоторых особей мужского пола мы сразу называем, товарищ, других господин, третьих сударь, четвертых мужчина, а вот таких как мой сосед по электричке мужиком? На мой взгляд, это особая разновидность русских или славянских мужчин Среднерусской возвышенности, обладающих той непонятной и ничем необъяснимой брутальностью, свойственной  гендеру, когда сразу чувствуешь, этот парень знает себе цену и имеет цель, несет ответственность за тех, с кем по жизни  или по  работе связан. Такие мужики прочитываются мгновенно.
-А что, «девушка», за книжку читаете, роман любовный? -   сосед явно хотел продолжения беседы.
-Увы,  ты ошибся, браток, я бульварных романов не читаю, серьезная американская литература,   Ирвина Шоу читаю. Слыхал о таком?  Облом?
-Слушай, как тебя зовут?», вдруг спросил он. Я – Кирилл, я представилась.
-А ты умная, это редкость, в основном дуры пустые», -  изрек он.
-А с чего ты решил, что я умная? - подкололась я, подражая его манере разговора.
-А говоришь то как, так простые бабы не гуторят. А я люблю тоже хорошую литературу,  - сказал Мужик. Ильфа и Петрова, Булгакова «Мастера и Маргариту». Классная книжка, я читал и перечитывал раз пять.
Тут пришла очередь удивиться мне.
-А ты кем работаешь? Спросила я.
-Плотник-  я,и хороший плотник, - с достоинством сказал Кирилл.
-А пьешь то зачем, хороший плотник.
-Да так, настроение было, я не алкаш.
-Ага, пьяница, стало быть? - уточнила я.
-Ну да,  - согласился он,
-Я для веселья пью, кураж люблю и хорошую компанию.
-Ну и ну, а как ты домой с такой рожей появишься перед очами жены своей?
-Ничего, я ей деньги везу, калымил я, она все простит. Мальчишек у нас трое, старшему - двадцать три, он вообще не пьет, институт закончил и булавой махает  в сражениях с ребятами, спортом занимается. Забыл, как это сейчас называется? Игры такие в историю.
-  Историческая реконструкция сражений – подсказала я.
-Точно, - обрадовался Мужик.
-А двое других погодки  десять и девять лет. Полные балбесы, не  читают, только в компьютере сидят. Ненавижу  я эти компьютеры, мы читали много в их возрасте и гоняли   мячи по полю.
- Вот, Ильф и Петров или Пушкин с Есениным, как пишут, как по маслу, я хохочу каждый раз, когда  «Золотого Теленка» читаю, сколько раз читал, а всё как в первый раз.  Гении! Всё,  как в жизни, а рифма, как у Есенина ложится, а Высоцкий, как  ножом по сердцу режет. Я, когда экзамены по литературе сдавал, сочинение писал по «Капитанской дочке», на пятерку написал- похвастался Мужик.
Я больше молчала, слушала его исповедь, другие мысли роились у меня в голове.
Простой парень, на вид не больше пятидесяти, а может быть и сорок пять только. Симпатичный, типаж актера Валерия Приёмыхова, с тем же непреклонным характером, прямолинейностью в поступках и   высказываниях, простой и  Настоящий, прямо из фильма «Пацаны» Динары Асановой. Я сравнивала  его и мое окружение, тех мужчин, с которыми приходилось встречаться по работе и в компаниях,  и  ощущала  его привлекательность, он явно был душой компании и нравился женщинам, несмотря на любовь к выпивке. Какая-то  защищенность, внутренняя сила  шла от  облика героя моего рассказа. Кирилл постепенно трезвел, видимо беседа о литературе его заинтересовала.
-Вот  у Булгакова я не все понял, особенно беседы Раши с Понтием Пилатом…
-Иешуа? - уточнила я.
-Раши – уверенно произнес Кирилл.
-Откуда ты взял это имя, у Булгакова его нет.
-А ты знаешь  о египетском Боге Ра? - спросил он.
И далее начал обосновывать свою идею о том, что  Иешуа – это   воплощение главного египетского божества Ра.
Аргументы, которые приводил Кирилл, были  гипотезой и версиями  популярных  телевизионных передач  типа «Очевидное-невероятное», «Территория заблуждений» и им подобных.  Я не стала спорить,  мне нравилось быть в этой ситуации слушателем, а не рассказчиком. Кирилл явно мне нравился своей непосредственностью и искренностью, что было редким качеством в моем окружении ученых, аналитиков,  художников, актеров. Эти страдали саркастическим взглядом на мир и  суждения других, всё и всех подвергая анализу и пропуская через призму своего образа мира.  Мужик был из другого мира, но этот мир мне нравился всё больше и больше.
-А сколько тебе лет? - вдруг спросил Кирилл,
-Я же тоже не такой молодой, как кажусь, старшему сыну вон уже 23, и девушка у него есть.  Моя жена говорит мне, что я как мальчик и силен как мужик. Не вру, правда, - стал хвастаться он
Следующий вопрос был о том, где я живу в том  конечном пункте, куда приходила электричка.
- Может быть, я провожу тебя, я такси возьму, а потом домой поеду?  Вопросы сыпались один за другим.
Как же всё просто у него было. Разговорился, познакомился и вот не прочь и пофлиртовать, а там как Бог пошлет.
Я не хотела и не стремилась  касаться моей профессиональной сферы деятельности и  семейных обстоятельств. Меня интересовала личность, которая  раскрылась совершенно      с неожиданной стороны. Я поняла, что в таких простых мужиках скрывается тот природный ум, который в народе зовется мудростью, и исконно русское пьянство – это не порок, а уход из опостылевшего мира вранья, сопровождающего нас теперь повсеместно.    На таких мужиках страна держалась в самые тяжелые времена, и эти Мужики взваливали себе на плечи непосильную ношу, оставаясь, прежде всего, Человеками по отношению к семье, Родине и своим идеалам.
Однако, мы подъезжаем, большой  губернский город сиял огнями, отраженными в огромных лужах, ливень с грозой. Поезд подошел к низкой платформе. Кирилл поймал меня на руки с высокой ступеньки вагона и потащил мой чемодан к такси. Он за три часа беседы протрезвел окончательно.
-Ты знаешь, почему я пью? -спросил он меня,  и не дождавшись ответа  продолжил: Я впервые за многие годы ТАК ГОВОРИЛ С  ЖЕНЩИНОЙ.
 Что-то изменилось в его взгляде. Мы простились…