Ликбез о карельских языках, и ещё кое-что

Братислав Либертус Новинки
"ЛИКБЕЗ О КАРЕЛЬСКИХ ЯЗЫКАХ, И ЕЩЁ КОЕ-ЧТО"
(статья-ликбез)

   Итак, поскольку речь зашла о защите ливвиковского языка от языковой дискриминации - то тогда уж проясним кое-что и о так называемом карельском языке, диалектом которого некоторые русские доныне называют ливвиковский язык. О том самом карельском языке, которым доныне (по неграмотности или по неуважению, что суть одно и то же) называют не только собственно карельский (он же северно-карельский язык, и он же язык беломорских карел), но также скидывают в одну кучу малу ещё три языка, близкородственных собственно карельскому, а именно: уже упомянутый ливвиковский, а также людиковский, и тиверский (он же ещё тиверско-карельский, или язык тверских карел).

   Итак, начнём с того, что различия между этими языками так же огромны, как, по аналогии, огромны различия между восточно-славянскими языками, которых тоже четыре: русский, белорусский, украинский и русинский. Давайте вспомним, каких-то две сотни назад все эти четыре языка называли наречиями русского, а те три языка, которые сегодня уже твёрдо называют белорусским, украинским и русинским - раньше называли "простолюдинскими русскими", и - ещё как только не обзывали, стараясь их все соединить в "единый русский язык", - точно так же, как сейчас (кстати, кто, как не русские?) всё ещё пытаются говорить о создании "единого карельского языка", - при этом не выучив ни единого слова по-карельски....

   Как эти четыре языка можно вообще соединить в один, я не понимаю? Если у них даже манера построения речи разная, разная манера словобразования путём склонений, и даже разная фонетика, не говоря уже о лексике?... Я понимаю, что можно говорить о создании единого ливвиковского языка, путём обогащения общей лексики из числа говоров всех ливвиковских деревень, - потому что у них единая манера построения речи, словообразования, и единая фонетика, - но нельзя никак говорить о создании единого карельского, - потому что это то же самое, что говорить о создании единого восточно-славянского: то есть, значит, уничтожить фонетику и способ словообразования в других соседних языках, позволив жить только одному языку, и за это повесить себе медаль на грудь. Не стыдно?...

   Далее. Очень многие из русичей, проживающих в нынешней Карелии, - из числа же поборников возрождения малых языков Карелии, в том числе и вепсского языка, - разделяют языки Карелии лишь на два: на (потенциально единый) карельский и на вепсский, - подразумевая под словом "карельский" также ливвиковский и людиковский языки, вместе с тверским диалектом, - и, если им не лень, то иногда уточняют: "ливвиковский диалект карельского языка", "людиковский диалект карельского языка", "тверской диалект карельского языка", и, конечно же (молочное молоко) - "собственно карельский диалект карельского языка". А, если лень каждый раз уточнять - то тогда просто говорят: "карельский".

   То есть, чётко, раз и навсегда, разделить эти языки на четыре коротких названия - не дано. Проще всякий раз тянуть кота за хвост, пытаясь выговорить длинное предложение, похожее на какой-то затейливый рассказ с завязкой, развязкой, лихо закрученным и раскрученным сюжетом, и неожиданным концом. Загадочная русская душа...

   То есть, болтая о возрождении языков, они и не собираются не то что учить их - они даже не собираются вникать в различия между ними. Они могут только болтать о том, что, мол, "языки и так в малом числе, зачем их разделять", или "сами же карелы понимают друг друга", и т.п.. Замечательно. Но, понимать язык и говорить на нём - это совершенно разные вещи, вообще-то. Если россияне так-сяк понимают белорусов, украинцев и русинов, - то, это ведь не значит, что они способны говорить на их языках, - ибо этого им не позволяет недостаток гениальности. А вот белорусы, украинцы и русины - почему-то свободно говорят на двух языках, что характерно. Им гениальность позволяет, как видно.

   Так что, я очень сомневаюсь, что те из русичей, которые болтают о понимании четырёх карельских языков, - готовы на самом деле учить все четыре языка, да ещё и плюс вепсский. Это же только Братислав Либертус у нас гениальный полиглот, ибо ему не лень всю жизнь учить языки, и не лень ещё выучить сколько угодно языков, - было бы только ради кого учить их, чтобы на них общаться.

   То есть, этим псевдо-поборникам возрождения карельских языков на деле абсолютно всё равно, на котором из так называемых диалектов карельского языка не говорить, потому что все эти языки для них на звук одинаковы: все эти языки для них одинаково не русские. Посему и вытекает вывод, что администрируют они эти форумы и сообщества элементарно из тщеславия: ведь, прославившись как якобы поборники бла-бла-бла-бла - они набирают себе рейтинговые очки в глазах людей. Поднимают себе социальный статус, чтобы чувствовать свою значимость. И, конечно же, пользоваться благами, сопутствующими высокое социальное положение.

   Но, ведь понятно же, что все эти их речи - это лишь мыльные пузыри в глаза. Ибо занимать такую позицию, как выбрали себе они - это всё равно, что видеть кого-то нуждающимся, и говорить: "Надо помочь", а самим при этом ни пальцем не пошевелить, чтобы реально помочь, а только говорить: "Надо помочь, надо помочь". Ведь, чтобы учить язык - нужно шевелить и мозгами тоже, а не только языком. А кто из русичей настолько гениален, чтобы освоить ещё один язык? Если большинство из тех, кто называет себя русичами, на деле даже по-русски пишут с ошибками. Но, при этом гордо называют себя русичами.

   Что из этого вытекает? А то, что русичи, ленясь выучить даже собственный язык (но, при этом имея большие имперские замашки, с охотой захватывая земли соседних государств), - чтобы увеличить число своего стадного поголовья, - приняли решение чуть меньше, чем сто лет назад, уничтожить огромное число других народов, заставив их тоже говорить по-русски. Прошло чуть меньше, чем сто лет, и поголовье скороспелых русских (с нерусскими фамилиями, но, с окончаниями на русский манер) увеличить удалось. Но, процветающей от этого нация не стала. Потому что не может ни одна нация процветать на костях других наций. Процветание быть только там может, где есть свойство трудиться, а не лениться. А значит - шевелить мозгами и учить языки, начиная со своего собственного.

   И - договариваться с другими народами по-человечески, - если одна нация хочет дружить с другой, - а не объявлять о так называемой "дружбе народов", под страхом смерти. Заставлять людей предать свой народ и свой язык - значит, сколачивать поголовье своей нации из числа предателей и трусливых лгунов. Кому нужны такие друзья?...

   Мне - не нужны. Я это понял уже. Понял, что, несмотря ни на какие бла-бла-бла уверения, я никогда не смогу быть уверен в том, что такие друзья и меня однажды не предадут. Потому что свойство их натуры, впитанное с молоком от таких же родителей - прогибаться под обстоятельства, и следовать путём наименьшего сопротивления. Следовать путём говна по течению реки. Нет, таких друзей мне не надо... И я таким тоже выглядеть не хочу. Я хочу плыть своим собственным путём, даже пусть это будет поперёк или против течения. Поэтому и уважать я буду только тех, кто тоже способен сопротивляться течению.

   И, что касается языка общения, но я хочу общаться не только на неродном мне русском, - которым я всего лишь отлично владею, но никогда не назову его родным, - а предпочту говорить на нескольких, в первую очередь - на том, который считаю родным, хотя и владею им на данный момент, не так хорошо и свободно. И мне всю жизнь стыдно за это. За себя стыдно, стыдно за своего отца, не научившему меня ливвиковскому языку, и стыдно за свою бабушку, чистокровную ливвиковку, прежде всех предавшую свой народ и язык. Мне стыдно за своих предков. Но, если свой позор предательства они уже унесли с собой в могилу - то я пока ещё живой. И я не хочу стыдиться ещё и за за себя, не хочу стоять в одном ряду с предателями своей нации. Я хочу собой гордиться: не только на словах говорить о своей национальности, - но и подтвержать это свободным владением языка. Иначе тогда я так и закончу свою жизнь со стыдом на своей совести, как и некоторые мои предки. А я так не хочу.

   Вот поэтому и не имеет значения, на каком языке, кроме одного только русского, будет говорить мой друг: ибо я готов выучить языки всех тех, кого уважаю и люблю. А русский язык - пусть он остаётся международным. Но, кто не знает ни единого языка, кроме русского - для меня всё равно, что живущий с клеймом на лбу: либо "угнетатель-фашист", либо "предатель своего народа". Я таких друзей себе не хочу... Я хочу дружить только с теми, кто уважает самого себя и уважает свои собственные корни. Ибо, кто имеет привычку уважать самого себя - тот будет уважать и других рядом, в том числе и меня. Вот таких друзей хочу себе я.

   И, раз уж Российская Федерация является Федерацией многонациональной - то будет справедливо, если она будет также и многоязычной, чтобы языки этих самых национальностей получили равную с русским языком государственность и обязательное изучение в школах, - так же, как является обязательным изучение русского. Вон, посмотрите: в маленьком Дагестане - шестнадцать государственных языков! А в большой Российской Федерации - государственный язык почему-то только один? Все остальные языки хвалёной многонациональной Федерации существуют почему-то нелегально. Что же, выходит, что россияне тупее дагестанцев, раз не могут выучить ещё несколько языков - хотя бы из числа тех народов, с представителями которых живут на одной площадке, работают на одном предприятии, и учатся в одном и том же учебном заведении, и общаются изо дня в день? А ещё называют себя великороссами... И нечего обижаться, когда факты говорят сами за себя, господа...

   Так что, пора кое-что менять, если хотим, чтобы нас уважали те, с кем общаемся. Если, конечно, хотим иметь настоящих друзей, и сами хотим быть настоящими друзьями.

   С уважением -

Братислав Либертус Публицист
30.07.2015