До чего людей доводит нищета 2

Татьяна Гармаш
Поскольку вся наша жизнь состоит из мелочей, о них, о мелочах, и пойдёт речь.

На днях случилось у моей родственницы, сестры бывшего мужа, день рождения. Козе понятно, какая она мне родственница, поскольку мы с мужем давно в разводе. Но моему сыну она всё-таки приходится родной тёткой, и никуда от этого не денешься, и никак это не опровергнешь...

А у тётки два взрослых сына с жёнами и маленькими детьми, которые моему сыну приходятся двоюродными братьями. Вся беда в том, что между собой они мало общаются и видятся очень редко. А меня, как человека советских времён, когда человеческое общение для людей очень много значило, это очень беспокоит. Надо им, думаю, как-то объединяться, мы то не вечные...

Помню, когда моему сыну было лет пятнадцать, все дружно вместе собирались. А потом жизнь всех потихоньку развела, хоть и живём в одном городе. Последний раз собирались вместе года два назад, как раз на её день рождения. К тому времени уже и мой сын обзавёлся невестой.

А тут вроде не зовут, дата не юбилейная. Но позвонить и поздравить, думаю, надо.
Звоню, поздравляю. Она очень рада моему звонку, благодарит, что не забыла. Выкладывает новости. И под конец разговора сообщает, что мальчишки её уже приехали. Мы прощаемся.

И вдруг звонит мой сын. Я ему, конечно, напоминаю, что у его тётки сегодня день рождения.

- Может, заедем, поздравим, - говорю я ему. - Да и с братьями своими пообщаешься, ведь раз в год видитесь. Поедем без приглашения.

- Конечно, - отвечает он, - я через час к тебе заеду.

- Хорошо! Тогда может я ещё успею в магазин за подарком сбегать. Хоть и родственники, а с пустыми руками не пойдёшь.

В промтоварный магазин до 19 часов я уже не успела. В "Миндаль" бежать далеко, поэтому заскочила в "Прайс", который работает до девяти вечера. Второпях не знала что купить. Решила взять две безделушки в расчёте на тёткиных внучек. Возвращаюсь домой, а сын уже подъехал и ждёт. Садимся в машину и по дороге выясняется, что ему надо ещё за женой заехать.

- Вот те на! Я же думала, что ты просто позвонишь и предупредишь, что задержишься.

- Я обещал её с собой взять. Ведь она тоже почти нигде не бывает.

Ну что тут скажешь? Его прекрасно можно понять. Младшие братья уже с детьми, правда все три - девчонки. А у моего жена вот-вот родит, но зато сына...
Заехали за женой, едем уже втроём. По дороге говорю:

- Тогда надо что-то и к столу купить. А то явимся оравой, да ещё без приглашения.

- Как без приглашения? Ты мне ничего не говорила.

- Как это не говорила? Слушать надо внимательно, а не в пол-уха.

Останавливаемся у магазина "Пеликан". Я выхожу из машины. Спрашиваю:

- Что купить? Торт, конфеты, пирожные?

Оба молчат. Типа: я организатор, мне и отдуваться.

- Может, кто-нибудь со мной прогуляется?

- Выбирай сама! Мы тебя тут подождём.

Иду одна. Захожу в магазин. А в магазине, как мне недавно стало известно (раньше сама не догадывалась!) хлеб и вся выпечка умышленно в самом дальнем углу находится. И тут, у самой кассы, мне попадаются на глаза арбузы. Ну я и хапнула арбуз. Мы, как люди бедные, деньги на ветер не бросаем (бросать нечего) и арбузы в июле месяце не едим. Но раз случай представился, почему же не взять? Никто не откажется попробовать. Какой-то молодой человек даже помог мне его выбрать.

Теперь, для ясности, я должна поведать, что всю жизнь наша семья находилась в категории "бедных родственников". Я выходила замуж без приданого (нас с сестрой воспитывала одна мама и имели мы одну двухкомнатную квартиру), а у родителей  мужа была не только трёхкомнатная квартира, но ещё и частный дом. Одним словом - "куркули". Только после смерти родителей ничего из этой недвижимости сыну не досталось, по завещанию всё отошло дочери, то бишь тётке, к которой мы и ехали на день рождения. В тот самый частный дом.

После такого несправедливого раздела имущества, когда сын получил в наследство от родителей только улья с пчёлами (отец его много лет занимался пчеловодством), брат с сестрой основательно разругались. Он в сердцах назвал их "сволочами" и прекратил с ними всякое общение. Но поскольку отец есть отец, то я не могу даже после развода запретить ему общаться с сыном. А с его сестрой у меня на протяжении 35 лет всегда были нормальные отношения. Поэтому, мы умудряемся дружить и с теми, и с другими. Однако, находимся, что называется, "между двух огней".

Итак, мы втроём неожиданно и без приглашения заявляемся в гости. Вся семья (кроме хозяина - он в отъезде) в зале за столом, Нам вроде как рады, почти гостеприимно сажают за стол. Мы без претензий едим то, что осталось. Наш арбуз остаётся на кухне, поскольку таковой на столе в разрезанном виде уже имеется. "Дети" какое-то время общаются, чему я больше всего рада. Но время уже позднее, малышей пора укладывать спать и, не дождавшись чая, двоюродные братья разъезжаются в машинах по домам. А мы, как припозднившиеся и не наговорившиеся гости, остаёмся на чай.

Хозяйка, единственная в компании "принявшая на грудь" пивка (остальные "за рулём" и непьющие) приносит нам чай и выкладывает на стол коробку с конфетами.
Глядя на эту коробку, у меня возникает мысль, которую я не стесняясь озвучиваю:

- Коробки вроде те же, а конфет в них меньше... Зато цены как выросли. Всё у них там продумано...

Мой сын с женой уже встали из-за стола и разглядывали кучу мягких игрушек, которые тётка накупила для своих внучек. Сидя на вахте во Дворце Культуры (где мы раньше вместе работали) она натаскала их из автомата с игрушками. Это, как оказалось, целая наука, чтобы за копейки вытащить хорошую игрушку. Я в это время допивала свой чай, но третью конфетку из коробки взять так и не решилась. И вот когда мы собрались уходить, мой сын потянулся к коробке за конфеткой, так сказать "на посошок".

Все знают, что мужчины как дети, они не задумываются над многими нюансами. А зря... В результате получил от хозяйки выговор:

- Может, хватит конфеты есть! Мои мальчишки ещё не пробовали.

Наш несъеденный арбуз "мальчишки" сначала хотели забрать с собой, но потом передумали и решили оставить на завтра, поскольку на следующий день обещали приехать к матери, чтобы выполнить какую-то работу по дому. Мать можно понять: она всегда заботится о детях, какими бы великовозрастными они не были.
Однако, она не этом не успокоилась и следом добавила:

- Тебе что ни дай, всё съешь!

Тут у нас троих едва челюсти не отвисли. А я подумала - когда это мой сын свою тётку объел?... Он и меня-то никогда не объедал. Далеко не обжора. Мы, конечно, на этой почве не поругались, не сделали вид, что обиделись. Мы лишь извинились и сказали, что коробка конфет за нами.

Но когда ехали домой, на душе у всех было гадко. Ударить по руке нашкодившего малолетку - это одно, а сказать такое 35-летнему мужчине, да ещё при любимой женщине, это совсем другое. И ведь по сути, за какую-то конфетку... Жена сына  призналась, что съела тоже только две конфетки. Оказывается, надо было только по одной... Сидя за рулём сын с усмешкой сказал:

- Уж если выложил коробку на стол, скажи ей "прощай"! - И уже серьёзно добавил, - Теперь я хорошо понимаю отца!

Даже когда я была уже дома, все мысли были об этих злосчастных конфетах. В первую очередь, я, конечно, винила себя. Нечего было ехать без приглашения, на нас не было рассчитано. Просто мы всегда привыкли думать: свои ведь, не чужие. Оказывается, "свои - это те, которые по телу ползают".

Пусть мы "бедные родственники" - коробки конфет покупаем только по праздникам. Но ведь и они недалеко от нас ушли, при их домах (всё ведь родительское, никто из нас ни одного квадратного метра жилья не заработал), так же считают свои копейки, так ещё и за конфетку удавятся. Одним словом - нищий народ, нищая страна.

В тот же вечер я отправилась в "Миндаль" (он работает до 24 часов) и купила обещанную коробку конфет. Но отвезти её так и не решилась, ведь это будет выглядеть тоже унижением, только в обратную сторону, типа - возьмите и подавитесь.

***

Для чего я всё это пишу, спросите? Чтобы всем послужило уроком.