Крещение и Украина-Русь

Страницы Русской Истории
             Сегодня вторник, 28 июля - День Крещения Руси. В нынешнем году особенное, ведь это и День тысячелетия смерти князя Владимира - Человека, который Русь крестил. 28 июля православные христиане отмечают День крещения Руси и день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, с июня 2010 года ставший государственной памятной датой.

                Историки стараются изучать многие материалы, которые хоть косвенно относятся к этому событию, например, записки иностранных историков, а также легенды, былины и сказания. Дело в том, что текст летописца Нестора, рассказывающий о Крещении Руси и о Св. кн. Владимире, был написан примерно через 100 лет после знаменитой даты Крещения Руси. Отсюда и гипотезы, и предположения, вызывающие разногласия. Этому событию посвящены труды больших историков М.С. Соловьева, В.Н. Татищева, Б.Н. Сергеевского, К.И. Зайцева и других.

         Согласно историко-географическим сведениям славянские племена раскинулись на огромных просторах по берегам больших рек, что содействовало народному и государственному единству.  Можно предположить, что предки современных русских, украинцев и белорусов не ссорились за землю, которой было так много и по которой можно было так просторно расселиться без обиды друг на друга. Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства, гостеприимство. Некоторые из путешественников хвалили обхождение восточных славян с пленными, которым оставляли жизнь, и отмечали, что у славян пленные не работали целый век, как у других народов, но, после известного срока, их освобождали. Славяне стойко воевали, защищая свою территорию, способны были на большие жертвы, но никогда не были агрессивны по отношению к соседям, или жестоки к ним. И эта черта проходит через всю дальнейшую историю Российского государства.

                Святой равноапостольный великий князь Владимир Красное Солнышко (ок. 960-1015) был сыном Киевского князя Святослава, который являлся внуком Рюрика и внуком святой равноапостольной Великой княгини Ольги. Нужно отметить, что  первые пять князей до Владимира - князья Рюрик, Олег, Игорь, Ольга и Святослав - были неоспоримыми историческими личностями, но по своему  поведению значительно отличались от князя Владимира и его потомков. Эти князья стремились к походам, к завоеванию соседей и  более сурово относились к подданным.  Возможно, более вдумчивый и государственный взгляд стал формироваться у Владимира еще и потому, что он был сыном наложницы князя Святослава - ключницы  правящей княгини Ольги, т.е. хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей. И хотя мать воспитывала сына  молодого князя при дворе, стараясь подчеркнуть его княжеское происхождение, он, с годами осознавая что рожден женщиной из гораздо более низкого сословия, научился размышлять о многом, особенно, по части государственных дел.

          Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, - землю Древлянскую, а младший, Владимир, - Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным князем Руси. Жизнь князя Владимира делится на два периода - до и после крещения. Первый период был очень коротким (до 25-летнего возраста). Это время Владимир жил, как язычник. Но он быстро духовно зрел. Во второй период (до самой старости) он, как отец, заботится о духовном и материальном благе своего отечества.

             Оживленная торговля привлекала "гостей" из Царьграда, с которыми порой велись религиозные беседы, заставлявшие князя глубже задуматься над духовными вопросами. В 983 году князь Владимир Святославич совершил удачный поход на ятвягов. В 987 году он захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп.

             Из последующих событий надо полагать, что кн. Владимир размышлял о вере, о сути и разнице религиозных учений своего времени, о коренном вопросе: какой Бог истинный и какая вера правильная. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

               В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского, и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией.

            По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы.
Крещение Руси произошло в 988 году. Это ключевое историческое событие связано с именем святого князя Владимира. Историки называют Владимира Великим, церковь - святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко.

        Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками.Но церковное почитание святого князя Владимира началось на Руси значительно раньше. Святитель Иларион, митрополит Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина Великого, и сравнивает его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.

                +     +    +

В День крещения Руси лидеры России и Украины в своих речах по-разному истолковали роль князя Владимира. Владимир Путин говорил об истоках уникальной российской цивилизации, Петр Порошенко — о европейском выборе монарха.

          Накануне президент Путин посетил отреставрированный Князь-Владимирский храм при Московском епархиальном доме, восстановление которого было приурочено к празднованию. «Его [князя Владимира] выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации… Русь окрепла, возросла могуществом и авторитетом в глазах близких и дальних соседей, на равных вела разговор с народами и Запада, и Востока… Эти духовные истоки и сегодня питают братские славянские народы России, Украины и Белоруссии», — заявил Владимир Путин на торжественном приеме в Кремле по случаю тысячелетия смерти князя Владимира. В завершение своего выступления Путин поздравил гостей с Днем крещения Руси.

          Президент Украины Порошенко во вторник принял участие в божественной литургии во Владимирском соборе.  «Владимир более тысячи лет назад сделал не только религиозный, а цивилизационный, действительно европейский выбор… Болгария и Грузия, Греция и Кипр, Румыния и Сербия имеют независимую автокефальную церковь. Чем Украина отличается? Почему мы должны быть исключением из правила?» — написал на своей странице в Facebook Петр Порошенко, поздравив пользователей «с Днем крещения Украины-Руси!».*

         Торжественные мероприятия в России регламентированы особым распоряжением правительства от сентября 2014 года, его исполнение курирует специальная президентская рабочая группа.** В нее входят церковные и государственные деятели, в том числе министр культуры Владимир Мединский, президент РЖД Владимир Якунин, протоиерей Всеволод Чаплин, мэр Москвы Сергей Собянин и другие.  Мероприятия включают в себя, помимо прочего, праздничные концерты, крестные ходы, восстановительные работы религиозных объектов. 

            На Украине торжества скромнее: во вторник после литургии состоялся крестный ход c cемью чудотворными иконами от Владимирского собора к памятнику святому Владимиру.  Порошенко примет участие в торжественном заседании Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций «Закон и благодать Земли Украинской». На вечер запланирована праздничная программа на Михайловской площади, где в ходе мультимедийного действа будут исполнены хоровые произведения украинских авторов.


                Елена Грислис. 28.07.2015



_____________________________


* В украинской исторической науке термин Русь-Украина или Украина-Русь используется наравне с традиционной для российской историографии Киевской Русью.

** Из 85 мероприятий в 66 РПЦ является единственным или одним из исполнителей. В начале июля стоимость торжеств выросла на более чем 111 млн руб., достигнув 769,3 млн руб. Из них 274,5 млн руб. выделяют федеральный и региональные бюджеты, а внебюджетные источники должны принести 494,8 млн рублей.