Надо ли договариваться народам?

Ирина Комова
Конечно, надо. А вот как? Возможно ли взаимопонимание между народами?

Даже у русских с беларусами его нет.
На днях я написала:
«Помню 21 августа 1968 года. Мне было одиннадцать лет. СССР напала на Чехословакию. Дедушка потерянно твердил: «Этого не может быть», папуля держался за виски, мамуля плакала и твердила: «Как стыдно, ой, как стыдно…»
И мне тогда стало стыдно за мою страну – СССР. В первый раз.»

И мне ответили, что странное семейство у нас было.
Обычное. Дедушка – с высшим, конечно, образованием, еще работал. Родители – с «завышенным» даже, или мамуля защитилась на следующий год?
Мои друзья недоумевали: «Если б Германия напала на Чехословакию, и ввели войска на ее защиту, а так? Что, они не имеют права делать, что хотят? В своей стране?»
И мы поняли, что тоже не имеем права делать, что хотим, в своей стране.
Поэтому республики и вышли из Союза – это была эмиграция из СССР. Но русские до сих пор не поняли?
Мы хотим забыть о «славном советском прошлом»?
Нет, не хотим забыть, будем помнить – чтобы не допустить повторения.

Почему я пишу сейчас обо всем этом? Да просто хочется. Я не прошу никого читать, не прошу комментировать. Это нужно мне, иногда для забавы, иногда для разминки перед работой, я так мозги в кучку собираю. Иногда мне хочется разобраться. А главное – именно сейчас у меня появилось время. Ох, время! Мое время стоило дорого, и тратить его было жаль на ерунду, я работала.  А теперь сбавила обороты.

И все-таки, почему жители БССР единогласно эмигрировали из СССР в Беларусь?
Нам было стыдно за СССР. Думаю, дело в этом.

Я далека всегда была от политики. В комсомоле только взносы платила, от вступления в партию отказалась. Я вообще не командный игрок, а кошка, гуляющая сама по себе.
Если придерживаться классификации Бориса Стругацкого,  при тоталитарном режиме общество делится на дураков, палачей и прозревших. Затем прозревшие становятся или палачами, или мучениками (борцами с режимом), или сволочами (это те, кто на кухнях в тесном кругу смеется над дураками и палачами). Так я – из сволочей. Мне были одинаково противны как дураки, так и палачи. И я люблю комфорт. А прозреть угораздило в 11 лет. Я считала, что мое дело – бесстрастный анализ.

Почему же СССР развалился?
«Союз нерушимый республик свободных…». Еще в первом классе текст гимна был напечатан на тетрадке в линейку, и я спросила у учительницы, почему республики называются свободными, если союз – нерушимый? Она пожаловалась директору, а тот посоветовал подобные вопросы никому больше не задавать.

Вспоминаю 19 августа 1991 года. Дети находились на даче с моими родителями. Муж был на работе, я же была уже в отпуске, и в ожидании отпуска мужа лепила какую-то халтурку. Утром спустилась за газетами – а ящик пустой! Включаю телевизор – по всем программам «Лебединое озеро». Побежала к газетному киоску – газеты не привозились! Начали звонить друзья, все всполошились.

Поймала по радио выступление Ельцина. Похолодела.
От телевизора не отрывалась. Помню пресс-конференцию. Морды за столом – протокольные. Ни одному бы ложечку серебряную  не доверила. Даже мельхиоровую.
И все – приближенные Горбачева.
Янаева на должность вице-президента протолкнул сам Горбачев, несколько раз голосовали, мне помнится. Помню его гаденькую улыбку и трясущиеся руки.
Путчисты были ближайшим окружением Горбачева. Он сам замкнул это кольцо вокруг себя, сам.
А каким был тогда Горбачев? Трусом он был. Вилял все время. А руководитель должен быть человеком бесстрашным. Монстры Ленин и Сталин рисковать умели. И Хрущев умел. И даже Брежнев здорово рисковал, готовя хрущевский переворот. Ну а Горбачев решил обойтись без риска.
Как он жаловался, что его предали! И американцам жаловался. Но кто ты сам, если окружил себя добровольно потенциальными предателями?

И это объяснимо. Это его вина в утаивании последствий Чернобыльской трагедии, в крови, пролитой на улицах Вильнюса, Нагорного Карабаха, Баку, Тбилиси. И – сплошной густой туман из вранья и секретности. Никогда не находил общий язык с интеллигенцией – общей культуры явно не хватало. Он оттолкнул от себя всех мало-мальски пристойных сподвижников.

Да, его обидело предательство друзей, соратников-иуд. Как будто предательство не входило в кодекс советских руководителей! А сам он не предал Шеварнадзе, Явлинского, Бакатина? Пусть другой масштаб, но предательство есть предательство, не так ли?
Да, ложь хунты о болезни Горбачева было отвратительна, но сколько раз лгал сам Горбачев?  И вины своей в том не видел.

Помню жалкий лепет Горбачева, когда его привезли в Москву, что он все равно за социалистический выбор.

Как было стыдно жить в стране с таким президентом, с таким вице-президентом…
Если б в три дня все не закончилось, в БССР произошла бы революция. Просто от омерзения. Ушли бы в леса и взрывали эшелоны из СССР. Да и планы на нас были… невеселые. Типа концлагерей на стадионах.

Но неужели россиянам стыдно не было? И сейчас не стыдно?

27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Деларацию о государственном суверенитете республики. Декларация провозглашала полную независимость республики, в том числе суверенитет во всех внешних отношениях и полноту государственной власти республики в пределах территории БССР.

19 сентября 1991 г. страна получила официальное название Республика Беларусь, была введена новая государственная символика и гимн.

14 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, права и свободы граждан. Конституцией вводилась должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко.
Захотим, и еще раз выберем. И никого не касается.

Вспоминать историю необходимо, но не для того, чтобы разжигать ненависть в настоящем, и тем более не для того, чтобы пропагандировать национализм и провоцировать соседние страны. Чтобы ошибок не повторять.

Каждый год Госдепартамент США делает доклад, в котором расставляет страны по рейтингу. Речь идет о ситуации с торговлей людьми и принудительным трудом. Беларусь из 188 стран мира попала на третий - самый низкий уровень (раньше была на втором).
 Критикуется то, что в Беларуси есть декрет о «тунеядцах», отправка студентов на сельхозработы, обязательные работы для алкоголиков и наркоманов, обязательное распределение студентов-бюджетников и беларуские субботники раз в году.
 В одной компании с Беларусью оказались, например, Иран, Северная Корея, Россия, Сирия, Зимбабве, Венесуэла. Снова вместе!
Как сообщается в докладе на сайте Госдепа, президент США имеет право ввести санкции в отношении стран из третьей группы.
Так и подмывает спеть президенту США песенку российского барда Тимура Шаова (несколько последних лет с восторгом его песни слушаю): «Идите в жопу, мой хороший, идите в жопу, дорогой».  Вдруг пойдет и дойдет? А можно и по нашему: «Ідзіце ў дупу, мой добры, ідзіце ў дупу, дарагі».

Хорошо бы все-таки научиться понимать друг друга…

«Мы, беларусы - мірныя людзі,
 Сэрцам адданыя роднай зямлі, …»