Непосаженные деревья

Павел Морозовв
Непосаженые деревья.

       Жил в России один человек, сажавший деревья. Сажавший везде, где придется. Вначале он хотел взять в аренду землю на это, как ему казалось, благое дело, - но ему отказали. Тогда он взялся обсаживать неудобья, склоны оврагов, глубоких балок и другие подобные места.
      Летом копал лунки, а осенью засаживал их деревьями. В начале это были клены, но они в засуху 2010 года все засохли (а было их более 5 000 штук).
       Тогда этот немолодой уже человек решил сажать исключительно ясени. Работа была трудной: он установил для себя норму 100 лунок в день. Работал обычно с раннего утра  до 3 часов пополудни, в среднем, 2 дня в неделю.
       Человек этот был не местным, и на юге Самарской области, где происходили эти события, его и его помощников, помогавших в заготовке саженцев (в окрестных лесопосадках и на заброшенных полях) как только не называли: и отщепенцами, и сектантами, и дураками, и людьми, не умеющими жить. Но не это было самым печальным в этой истории: за 8 лет проведения этих работ трижды устраивались поджоги, и все зеленые саженцы сгорали. Пару раз их скашивали вместе с травой на корм скоту, несмотря на стоявшие таблички с уведомлением о посаженых деревьях.
       Во время копки лунок иногда проезжавшие по соседней дороге легковые автомашины останавливались, из них выходили люди и интересовались, что здесь происходит, чья это земля, и кто дал указание делать эту работу. А когда узнавали, что никто – то сразу теряли интерес к происходящему, и с укоризной замечали, мол, все равно ничего никогда здесь не будет, никакого леса, потому что посаженные саженцы уничтожит либо длящаяся не один год засуха, либо люди.
       Человек, сажавший деревья, вздыхал и с грустью спрашивал: «Как же так, люди, почему они это делают?». «А просто так! Я вот тоже так поступаю!» - открыто и с вызовом сказал один из таких заезжих и, заканчивая разговор, добавил: «Не забывай, что ты живешь в России».
       Наверное, он так выражал свои патриотические чувства. Но человеку, сажавшему деревья, от этого становилось нестерпимо больно и стыдно; он молча брал в руки свою старенькую латанную-перелатанную лопату и продолжал работать дальше.
      Знавшие его близкие, друзья да и просто знакомые говорили ему: «Оставь ты это дело, для кого стараешься? Все равно сожгут, скосят или сломают!». Но этот человек продолжал делать свое дело, практически в одиночку.
       И тут случился последний пожар, унесший жизни более 10 000 уже подросших молодых деревьев. Но человек, увидев это, не опустил руки, он вновь с утроенной силой, стиснув зубы, продолжил свою работу. За то последнее лето он успел накопать более 2 000 лунок, когда у него прямо в поле остановилось сердце…
       …Лунки эти так и остались незасаженными, ставшие немым укором всем тем, кто остался жить. И лишь полтора десятка молодых деревьев, чудом выживших в разных местах некогда большого участка, остались живой памятью об этом человеке, жившим с великой ВЕРОЙ в большое и светлое будущее своей страны России, с этой ВЕРОЙ и умершим…
20 июля 2015 г.

P.S.: И только наступивший иссушающий все зной от безжалостных горячих суховеев из Казахстана, вызвавших эрозию некогда плодородных почв, породил страшное опустынивание в некогда благодатных землях…Но куда страшнее оказалась мера опустынивания в душах тех, кто так и не понял, почему человек сажал деревья до последнего удара своего уставшего сердца...
 ***