О творчестве и деньгах

Александр Богранд
Отчасти это ответ на произведение одного автора. Но, так как затрагиваемая тема касается многих, особенно начинающих авторов, я решил ее раскрыть здесь в виде отдельной статьи так, как я ее себе представляю. Хотя могут быть и другие мнения.

Я чувствую,  вы честный, порядочный  человек и поэтому вышли, как и многие на вопрос о соотношении и взаимодействии творчества, авторства и справедливого вознаграждения за результаты. Я не о «возмездии Вселенной» для, как Вы пишете, "мародеров", грабителей текстов, не о прямом плагиате или модификации текстов. И я не любитель использовать эмоционально заряженные слова, т.к. они затрудняют понимание вопроса. 
Надеюсь,  Вы читали, знаете или слышали об авторских правах, о плагиате, о  копирайтерстве, о рерайдерстве и т.п.? Об этом можно почитать в Википедии и других источниках. В конце этого текста я приведу цитаты из нее для ознакомления с этой терминологией.

Я перечислил только малую часть терминов и понятий. На самом деле эта тема столь многоаспектна, что я бы даже сказал - она философская и мировоззренческая. Ведь в природе многое подобно друг другу. И там никто от этого особо не страдает. Наоборот, с точки зрения Природы, сохранения и развития, важно как однообразие (количество), так и разнообразие (качество). Программисты, да и все кто пишет на компьютере, включая меня, без конца используют метод «copy-past» и никто не обращает на это внимание.
Вы с понятным нам всем возмущением пишете о том что, например в Австралии кто-то выдает ваши или чужие произведения за свои, регулярно издает сборники и получает за это деньги.  Да, это возможно. Обратитесь к адвокатам и все вас поддержат. Плагиат наказуем в любой стране. Возможно, затратив свое время и деньги, вы проучите кого-то, да и еще заработаете на этом. А возможно вы проиграете дело и потеряете свои деньги.

Но! Есть детали, которые значат иногда существенно больше, чем картинка, которая нам представляется.
 
Если Вы искренне хотите чем-то помочь людям, сделать ваши произведения широкодоступными для всех, то тогда Вам не стоит опускаться до уровня собственника, строить свой забор и отстреливаться, а так же требовать и собирать деньги за них, пусть даже и заслуженные. Потому, что любая деятельность, в которой начинают играть роль  деньги, подчиняется совсем другим правилам и законам. 
Допуская свое произведение для всеобщего свободного распространения, Вы можете стать популярным!  А ваши идеи, ваш вклад в развитие людей, групп, обществ, государств и т.д. может быть чрезвычайно значительным! В моей жизни случались почти фантастические  случаи, когда случайно встреченные мной люди во время наших разговоров что-то цитировали, не зная при этом, что произведения, из которых взяты цитаты, написал я. Я был просто счастлив от этого!

Другое дело, если Вы хотите на этом заработать! К сожалению, пока нигде в мире нет «автоматической» системы вознаграждения никаких авторских работ.  Нигде! Польза от чего-то оценивается только по месту его применения. Чем бы Вы ни занимались, что бы не делали своими руками, своим голосом, своим умом и т.д., никто не заплатит вам ни копейки, ни цента, пока ваше творческое произведение не будет оценено, как товар и продано кому-то конкретно! Т.е. соответствующим образом оно должно быть оформлено, подано куда надо (на рынок), защищено, «упаковано» именно как товар, отделяемый от автора и т.п.  Главное, пока не будет оформлена сделка, не будет денег.

И теперь посмотрите на всю нашу писательскую деятельность с точки зрения издателя, не обязательно бумажного, возможно электронного, т.е. для публикации в интернет, но не просто так, а за деньги.  Издательство, это тоже бизнес. А бизнес - это регулярная деятельность по извлечению дохода.  Здесь два ключевых слова: доход и регулярность (ежедневная, ежемесячная, ежегодная , периодическая и т.д).

Остановимся на регулярности. Какие могут быть регулярные деньги, если  создаются творческие произведения по вдохновению? А? Сегодня Вы классно написали, а завтра вы гарантируете, что так напишете? Знаете, это как у спортсменов – стабильный или не стабильный игрок. Стабильный игрок стабильно показывает хорошие средневысокие результаты.  Хороший писатель, создающий произведения для «рынка»,  тоже должен регулярно показывать хорошие средневысокие результаты. Он должен быть выносливым в писательстве, не бояться шельмования, выдерживать конкуренцию с другими, уметь защищаться, где надо выступать, но главное – регулярно писать, писать и писать.  Или написать однажды, сразу и много, что редко бывает. Если Вы творческая личность, если вам есть что сказать читателю, то Вам просто необходимо открыть  свой «родник». Родник вашего изобилия. Иначе ваша творческая  «чакра» может расстроиться, а организм даже  потребует лечения. Но нередко бывает так. Пишете произведение в нескольких частях и где-то публикуете части ежемесячно. И вы не можете, не имеете права прервать публикации, потому что интерес читателя может пропасть, раствориться в суете его собственных дел. А если и идеи закончились, и автор "исписался"? И тогда некоторые из писательской братии идут на всем известные "технологии". Например, используют технологии рерайтинга, несанкционированный перевод и модификация текстов и т.д. На прямой плагиат сейчас почти никто не идет. Ловится он легко, почти автоматически.
 
А теперь о деньгах. Вначале не особенно обращайте  внимание на то, что Вас кто-то копирует, или трансформирует, или пользуется вашими идеями и т.д..  Пишите и публикуйтесь где только возможно!  И тогда поверьте, издательства найдут вас, поверят в вас, раскрутят вас, защитят вас (и себя, кстати, тоже) и деньги пойдут. Не продавайтесь задешево и сразу, но и задорого вас маловероятно, что купят, особенно вначале.  Многое в издательском деле давно отрегулировано.  А деньги, что! Они будут идти регулярно только тогда, когда вы будете регулярно поставлять свою продукцию с учетом рыночного спроса.  Может быть вначале понемногу. Но, если вы решили «монетизироваться», то вам тоже придется писать и действовать по другим, уже рыночным правилам.  И как я ранее писал, вопросы нравственности, морали применимые к отдельному человеку, для групп, обществ и вообще всяких систем - не применимы в принципе.  Там другие правила и законы. В частности, если у кого-то из нас сложилась система «Автор + его произведения + издательство», то подходить к ним с вопросами этики, морали, нравственности уже бессмысленно. Это производство и коммерция. Там действуют другие законы и правила: конкуренция, госрегулирование, юридическая защита, корпоративные принципы, неписаные правила рынка,  регулярность поставок товаров на рынок и т.д. Вам, например, придется закрыть свободный доступ к своим произведениям, нужно будет сразу сдавать их в издательство, и т.д.. И вас попросят еще поездить и выступать перед потенциальными читателями. И вам надо будет знать, что им говорить, а что нет. Это часто заранее расписывается. И это уже будет как шоу.  А вам сейчас на вашем уровне это надо? Вы уже исписались?

Как итог. Если Вы нашли прямой плагиат у кого-то, получите реальные доказательства, сходите к какому ни будь  адвокату или же даже просто обратитесь сюда, на прозу-ру.  Кроме того я советую публиковать открыто ваши произведения, где только это возможно и в тот же день, может в ту же минуту, на разных сайтах, в блогах и т.д. Возможно даже в Австралии на русскоязычных сайтах.  Проза-ру все это не ограничивает. Хотя как самоокупаемая коммерческая организация  ООО «Литературный клуб» тоже действует по законам и правилам рынка товаров и услуг со своими корпоративными правилами, этикетом и т.д. Но, именно она, тем не менее, поддерживает эту площадку, за что ей отдельное спасибо.

Поберегите свои нервы. Главное, пишите больше и интереснее, публикуйтесь в интернете, в бумажных изданиях, где захотите и сможете.


И, да будет с вами счастье!



==============================




ПРИЛОЖЕНИЕ.

Используемая терминология.

Из Википедии:
«Авторское право — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно. Английский термин копирайт (англ. copyright, от «копировать» и «право») не идентичен по смыслу выражению «авторское право», которое часто означает только права авторов, но не смежные права.

Плагиат — умышленное присвоение авторства чужого произведения искусства или достижения науки, технических решений или изобретений. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность. С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие каких-либо видов интеллектуальной собственности, например, в математике и других фундаментальных научных дисциплинах.  Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе является не плагиатом, а другим видом нарушения авторского права, часто называемым «пиратством». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом авторства. Подражание, пародия, заимствование идей (без копирования конкретных технических решений или фрагментов произведения, поскольку сами идеи не могут являться объектом авторского права), эмуляция и цитирование плагиатом не являются. Так же от плагиата следует отличать соблюдение канонов и традиций, работу в рамках стилистических стандартов и использование шаблонов. С плагиатом не следует путать идейную, художественную или научную преемственность, развитие или интерпретацию произведений творчества или интеллектуальной деятельности. Следует понимать, что все произведения науки и искусства в той или иной степени основаны на ранее созданных произведениях.

Смежные права — совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности:   исполнений артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;   фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;   сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;  базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;  произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений

Копирайтинг (англ. copywriting от copy — рукопись, текстовый материал + write — писать) — профессиональная деятельность по написанию рекламных и презентационных текстов. Таковыми можно считать все тексты, которые прямым или косвенным образом рекламируют или популяризируют товар, компанию, услугу, человека или идею. Специалистов, которые занимаются копирайтингом, называют копирайтерами. В английском языке слово «копирайтинг» является неологизмом и в словарях не представлено. «Копирайтер» (copywriter) трактуется как «писатель рекламных и пропагандистских текстов» (a writer of advertising or publicity copy). В Рунете под копирайтингом иногда понимают создание текстов для нужд SEO или написание статей нерекламного характера.  Копирайтинг не имеет никакого отношения к термину «копирайт» (англ. copyright), также пришедшему из английского языка, у которого совершенно другое смысловое значение.

Рерайтинг (rewriting) — переписывание чужого текста своими словами. Специалистов по лексическому изменению оригинальных текстов называют рерайтерами.  Рерайтинг используется, во-первых, для того, чтобы избежать обвинений в нарушении авторского права, путем изменения исходного текста до уровня оригинального текста. Услуга востребована в условиях лавинообразного наполнения Интернета всё новыми сайтами и наполнения контентом уже имеющихся сайтов. Рерайтеры предлагают свои услуги с помощью специализированных бирж статей. Основные приёмы и методы рерайтинга.  Использование синонимичных слов. Перевод речи из прямой в косвенную. Перемещение абзацев.  Упрощение текста за счёт удаления слов и словосочетаний, не несущих смысловую нагрузку, изменения грамматического строя предложений и т. п.  Переписанный текст должен обладать тем же или меньшим объёмом информации оригинальной статьи при условии сохранения соответствия смысловому содержанию оригинала. Но также может содержать комментарии экспертов при условии вынесения их в отдельную часть текста»