В День ВМФ

Евгений Медем
Человек не может не думать. Сегодня думы о флоте.
Флот это не только корабли, подводные лодки, самолеты и военно-морские базы, прежде всего это люди. И опять же не только на тех самых кораблях и базах – есть много других причастных к флоту, его создающих и определяющих его суть. Расскажу об одной из них.
Сорок дней как ушла из жизни Инна Давидовна Рожанская, профессиональный психолог и социолог. Многие в Израиле ее помнят как организатора службы абсорбции, первой встречавшей переселенцев из России.
В конце шестидесятых годов прошлого века, когда кибернетика уже перестала быть лженаукой, автоматизация достигла управления вооружением и военной техникой ВМФ. Не обошла она и средства боевой подготовки: в 24 ЦНИИ образовалось два тренажерных отдела – для надводников и подводников. Я был молодой специалист в отделе подводников и включился в создание гаммы тренажеров для операторов ГКП строящейся пла пр. 705. А Инна Давидовна Рожанская работала у надводников.
Инна Давидовна приобщила нас к человеческому фактору в техника вообще и в тренажеростроении в частности. Она убеждала нас, что тренажер это не просто устройство для отработки реалистичных действий на модели управляемого объекта с целью формирования навыков и умений управления им. Это средство преобразования личностных психофизиологических свойств и характеристик индивида в направлении их позитивного проявления в подобающих обстоятельствах, в том числе, при управлении тем или иным объектом или процессом. Позже именно исследования этого направления я положил в основу своей диссертационной работы.
Тогда же для нас, инженеров-прагматиков, это было откровением, но глубоко легло в сознание. Многие специалисты тех лет продолжили и расширили работы в этом направлении, и их трудами созданы и поставлены в учебные центры и военные училища системы тренажеров, включая оперативно-тактические тренажеры для командного состава кораблей, соединений и штабов. Тогда же руководивший рядом работ контр-адмирал Ю.В. Алексеев показал, что каждый такой тренажер вносит в совокупный боевой потенциал флота не меньше, чем новый крейсер или подводная лодка. Поэтому я обосновано и с гордостью надену в праздничные дни медаль «Адмирал Горшков», вручаемую создателям могучего Российского Флота.
Но продолжить придется не об этом.
По случаю Дня ВМФ я оказался причастным к ряду встреч ветеранов, сослуживцев, тянущейся к флоту молодежи. Так вот, среди воспоминаний прозвучали слова о политработниках и замполитах, причем, зачастую, в критически-юмористических тонах, с явным негативным оттенком. И политинформации надоедливые, и соцсоревнование нелепое, и стенгазеты натянутые, и самодеятельность принудительная («первая шеренга хор, вторая – танцоры, третья – драмкружок»). И вообще это никчемное занятие и лишние люди на корабле (подводной лодке, дивизии, училище).
 Но глянем немного глубже. Тогда же Инна Давидовна познакомила нас понятием из глубин психологии – перцептивной антиципацией, которая играет в психике ту же роль, что и подсознание в интеллекте. Она не осознается явно, но имеет определяющее влияние. К сожалению, этот раздел психологии человека спрятан где-то в глубинах науки. Перцептивная антиципация незримо и непреложно отражает присущие личности устремления, установки, предпочтения, соотношения между своим и чужим, хорошим и плохим, личным и общественным, добром и злом, а также готовность, настрой эти предпочтения и устремления реализовать и защищать.
Так вот, в минувшие времена перцептивная антиципация формировалась в направлении любви к родине, предпочтения общественного над личным, равенства и братства всех людей и, главное, нацеленности на созидательную деятельность. От школьных сочинений до постановлений партийных съездов и пленумов все было ориентировано на результат, созидание, служение с конкретной целью создать, построить, добиться, достичь.
А что мы видим сегодня, когда во главу всего и вся поставлено получение прибыли? Полное изменение установок перцептивной антиципации в отношении дела (которое теперь просто бизнес): допустимо все, что способствует извлечению прибыли. И что, мы имеем счастье?
Как тут не вспомнить добрым словом политорганы и политработников, которые помогали нам ощущать страну необъятной и неделимой, народ дружелюбным и отзывчивым, труд почетным, Родину великой и несокрушимой. И быть уверенными в светлом будущем. Есть, о чем сожалеть, не правда ли!