Запах

Галина Заславская
Мне недостаточно одного только слова «запах». Я не про синонимы и антонимы: запах - аромат - вонь. И не про описание аромата: ванильный, горячий, радостный. Мне нужно хотя бы ещё одно слово, чтобы понимать способ определения запаха!

Есть запахи, которые мы чувствуем, когда нюхаем свою еду, Вдыхаем её аромат снаружи – В нос. А есть запахи, которые ощущаем, когда еда уже во рту и мы не Вдыхаем эти запахи, а ВЫдыхаем, но нос-то их чует. ВЫдыхаемые запахи бывают сильнее, или слабее, чем унюханные Вдыханием, они бывают совсем иные, чем Вдохнутые. Бывает, что они просто вдруг есть, хотя наружное Вдыхание почти не принесло никаких результатов . Запах розового перца, например, раскрывается изнутри, на ВЫдыхании, просто изумительным букетом свежести! А апельсин? Полученный изнутри, его запах теряет пронзительность сладкой горьковатости цитруса и приобретает мягкие, лаково-грушевые оттенки с легчайшей (на порядок нежнее банановой) ацетоновой ноткой. Или, бывает, глотнёшь нечаянно ртом на вдохе аромат парфюма, и нос выдаст изнутри совершенно неожиданный сюжет знакомого вроде бы запаха!

Запах снаружи, Вдыхаемый – почти голо-информационен. Он фактически о том, можно, или нельзя; хочется, или не хочется; знакомое, или новое. Внутренний, ВЫдыхаемый запах если и несёт информацию, то второстепенную, подтверждующую или опровергающую первоначальную информацию. Потому ли, что рецепторы в глубине носа чувствительнее тех, что ближе к кончику носа? Я не физиолог, могу только предполагать. Зато знаю по опыту, что ВЫдыхая мы, как бонус к более подробной информации, получаем богатейшую и чуть иную гамму, палитру (назовите, как вам нравится) запаховых ощущений от еды и питься!

ВЫдохнутые запахи можно расслоить на множество подтекстов. Когда еда только попала в рот, когда смакуем, глотаем, когда ощущаем послевкусие (поручик Ржевский, молчать!) Вспомните дегустацию вин. Ага, Вот то-то и оно!

Может, и даже наверняка, я не в курсе, у профессионалов запахо-дегустаторов есть такой термин, возможно и не один. Но я не буду наглеть, мне бы хотя бы ещё одно слово. А то уже мозг в узел завязывается подбирать слова: оттенок, привкус, запашок, ощущение… И, главное, что всё это НЕ ТО! Неточно…