Дипломатия и творчество. Интервью

Игорь Агафонов
ДИПЛОМАТИЯ И ТВОРЧЕСТВО

Журнал «Эffect», Владивосток, июль 2015 г.

(Темы номера:  Азия во Владивостоке (круглый стол), представители консульского корпуса, побратимы Владивостока)

-----------------------

Дипломат, востоковед, поэт, прозаик и музыкант Игорь Агафонов рассказал о том, какими качествами должен обладать человек на дипломатической службе, подчеркнул роль творческой составляющей в работе и поделился своей идеей о счастье.

------------------------

***

«РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕ ДОЛЖНО ПРЕРЫВАТЬСЯ, ИНАЧЕ НАСТУПАЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРАХ».

***

- Существует ли в дипломатии простор для творчества?

- С одной стороны, работник дипслужбы – это не свободно мыслящий и выбирающий по своему личному разумению то или иное решение индивид. Он участник конкретного процесса выработки и реализации государственного решения. Он исполняет обязанности в рамках действующего закона и внешнеполитической доктрины государства, полученных рекомендаций, действующих правил и инструкций.

При этом он действует в рамках системы четкого административного подчинения. Каждый шаг, каждое слово, каждое его действие должны быть соответствовать нормам международного права и  российских законов, способствовать формированию наилучших условий для социально-экономического развития страны.

В то же время, тот - не дипломат, кто не способен к творчеству.

На консульских участках общаться приходится с разными людьми от президентов до преступников и женщин, как говорится, тяжелой судьбы и легкого поведения. Нужно быть готовым контактировать с любым собеседником в любой ситуации. Люди за границей попадают в беду. Часто это связано с трагическими событиями. Человек под влиянием стресса, психологического аффекта может действительно бросаться на дипломата, консула, но нужно помнить, что, кроме тебя, ему не поможет никто и нельзя переходить на ответную грубость или агрессию. Приходится входить в шкуру этого человека, пропускать его боль через себя и находить в себе силы ему помочь и физически, и духовно. Консульский работник зачастую должен выступать таким вот «доктором», «целителем», «лекарем». Это не легко. Это требует усилий. Постоянных усилий. Тут без творчества никак.

Не обойтись без творческой «составляющей» и в информационно- аналитической работе. Нужно уметь найти источник информации, конкретного человека, правильно построить с ним отношения доверительности. Как без творчества? Не говорю уже о процессе эпистолярной обработки информации. Обладание литературными способностями – серьезнейшее качество.

Поэтому мы видим, что в жизни ряд дипломатов, являющих глубоко творческими личностями в плане профессиональной деятельности, выступают, как творцы в своей более широкой социальной ипостаси. Кто-то рождает стихи, кто-то прозу, кто-то поет, кто-то музицирует, кто-то ваяет, кто-то пишет полотна. Примеров – достаточное количество.

Ваш покорный слуга – тоже не исключение. Вот буквально месяц назад в издательстве «Русский остров» у меня вышла очередная, уже седьмая авторская  книжка, сборник стихов и прозы «Из Обреза». Размышляю о том, когда и где собрать друзей и провести презентацию. В другом издательстве (также в планах на текущий год) готовится выпуск четырехтомника под общим названием проекта – «Бухта Круглая» (отдельно по томам - стихи, проза, ритмическая проза, миниатюры), в планах – запись очередных музыкальных рок-альбомов (материал готов давно, осталось выбрать время, которого категорически не хватает, на студийную работу).

-----------------------------

* Справка (из литературных обзоров): 

АГАФОНОВ Игорь Владимирович. Владивостокский поэт, прозаик, музыкант, востоковед, дипломат. Член Союза писателей России. Изданные книги – «Туда. Сюда. Нельзя» (2001), «Буча» (2002), «Красавицы лёгки, братишки суровы» (2007), «Слёзы России» (2007), «В излом ракушек» (2008), «Листая жизни Календарь» (2008), «Вышел амфибий на берег» (2009), «Танцуй мне свой лавани» (2011), «Из обреза» («Пятнадцатый блокнот», 2015).
Публиковался в периодических изданиях, в т.ч. и зарубежных – журналы «Мост» (С-Пб), «Литературный Владивосток» (Владивосток), «Московский перманентный журнал» (Москва), журнал «Спасибо» (Финляндия), журнал «Зарубежные задворки» (Германия) и др.
Наряду с литературой автор работает на музыкальном фронте: студийные альбомы (рок-музыка) - «Танцуй мне свой лавани» (2011 г.), «Третье насекомое» (2012 г.), «Восьмой лепесток» (2013 г.), «Без парашюта» (2015 г.), «Джанни» (2015 г.). За литературную деятельность награждён дипломами ряда писательских Фондов и Ассоциаций. Ведет общественную и просветительскую деятельность. Постоянно проживает в г.Владивостоке. По оценкам критиков, творит в стилистике "авангарда", что можно отнести как к поэтическим, так и прозаическим работам автора; жанры – юмор, военная тематика, любовная лирика, гражданская поэзия и проза, детская литература, философские и исторические эссе. 

------------------------------

- Каковы ваши режим работы и расписание рабочего дня?

- Если говорить о правовой стороне этого вопроса, то тут всё просто. Существуют Правила внутреннего трудового распорядка для работников центрального аппарата внешнеполитического ведомства. На их методической основе вырабатываются правила применительно к конкретным подразделениям, будь то дипломатическое представительство (посольство) в той или иной стране, консульское учреждение (генеральное консульство, консульство), представительство при международной организации, территориальный орган (представительство в субъекте Федерации; где имеются). Эти правила определяют порядок приёма и увольнения работников, их основные обязанности, рабочее время и его использование и т.п.

Стандартный, зафиксированный в нормативном документе режим: в центральном аппарате рабочий день устанавливается с 9 часов по 18 часов, с перерывом для обеда и отдыха на 45 минут; окончание рабочего дня в пятницу – в 16.45; накануне праздников продолжительность работы сокращается на один час.

Однако это – бумага.

Де-факто же можно говорить, что работа дипломата не нормирована. Визиты делегаций, приёмы, конференции, характер консульской работы и информационно-аналитической деятельности, встречи, беседы, выезды на разборы чрезвычайных происшествий, протокольная практика и т.п. показывают, что оперативно-дипломатический сотрудник может находиться «при исполнении» с раннего утра и до поздней ночи, часто переходящей в утро.

-------------------------------------

«ПРИХОДИТСЯ ВХОДИТЬ В ШКУРУ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРОПУСКАТЬ ЕГО БОЛЬ ЧЕРЕЗ СЕБЯ И НАХОДИТЬ В СЕБЕ СИЛЫ ЕМУ ПОМОЧЬ И ФИЗИЧЕСКИ, И ДУХОВНО».

--------------------------------------

Обычной практикой является служба в выходные и праздничные дни. В частности, на консульском участке «форс-мажоры» - регулярная обыденность: невозможно предугадать, когда с тем или иным гражданином случится какая-либо неприятность, инцидент, трагичное происшествие. А помогать своим гражданам, защищать их – обязанность консульского работника.

Такой по сути «армейский» режим деятельности особенно проявляется в долгосрочных загранкомандировках. В специфике посольства или консульства дипломат (консул) находится в постоянной боевой готовности – и ночью, и днем, и в будни, и в праздники.

От себя отмечу с улыбкой. Жены дипломатов, находясь в условиях российской специфики (работа в центральном аппарате или в территориальном органе) часто думают – «ну вот, совсем не вижу мужа, круглыми сутками на службе, вот поедем в долгосрочную зарубежную командировку, будем в посольстве жить-служить, и суженый всегда – под присмотром, рядышком». Выезжают. Ан нетушки. Реалии, они Вам не гипотетика какая-нибудь красивая в фантике – как ушел «ни свет ни заря», так и не известно, через сколько дней появится во плоти муженёк.
Режим жесткий, в общем. Романтика ещё та.

- Основные черты дипломата?

- Наша работа в целом, по сути, творческая, если человек себя сам не загнал «в футляр», не сосредоточился только на бумажной, бюрократической составляющей работы.

Дипломат, на мой взгляд, должен обладать такими качествами, как просвещенный патриотизм, профессиональная культура, глубокое знание и чувствование настоящих российских интересов. Он должен не просто выполнять указания сверху, но и, объективно оценивая ту или иную политико-экономическую составляющую, сам предлагать что-то руководству страны. Нужно уметь соизмерять активную внешнюю политику и реальные ресурсы и возможности государства.

Профессионал в дипломатии готовится годами. Процесс обучения перманентен и неостановим – это и непосредственно учеба (вуз, академия, курсы повышения квалификации, постоянная языковая подготовка),  и оттачивания навыков в ходе практической работы. Нельзя раз отучиться и сказать: «всё, я – дипломат»! Нет. Развитие и совершенствование не должно прерываться, иначе наступает профессиональный крах. Мир меняется, движется постоянно. Меняются, соответственно, и совершенствуются и дипломатическая, и консульская службы.

Личные и служебные качества, если кратко суммировать, следующие.  Дипломат должен:

- глубоко понимать цели, задачи и особенности внешнеполитического курса России,

- быть способным к стратегическому видению,

- уметь грамотно, доходчиво и убедительно выражать мысли как в устной, так и в письменной форме; быть способным вырабатывать компетентные рекомендации по вопросам, им курируемым,

- знать современные информационные технологии,

- быть проницательным, уметь увидеть главное и определяющее, критически оценивать получаемые сведения (а получение информации – одна из основных задач оперативного дипломатического сотрудника), делать правильные выводы и формулировать конструктивные предложения (дипломат – не просто «добытчик» сведений, он – един, он призван получить те или иные интересующие руководство страны факты, оценки, материалы, качественно проанализировать их, проверив информацию, сделать выводы и на их основе представить руководству конкретные, вытекающие из представляемых данных, предложения, на основе которых позже могут быть приняты те или иные управленческие (внешнеполитические) решения.

- быть стрессоустойчивым,

- уметь определять приоритеты,

- быть организованным, уметь сосредотачиваться,

- быть ответственным.

Это общие качества.

Частные, специфические:

- высокий образовательный и культурный уровень,

- умение устанавливать и поддерживать доверительные деловые отношения с окружающими (основа для получения качественной информации),

- совершенное владение иностранными языками (не менее двух),

- опыт протокольной работы, знание специфики протокола той или иной (особенно, Восток) страны,

- умение профессионально водить автомобиль (подчеркиваю – умение, а не обладание водительскими правами),

- способность выдерживать длительные физические и психологические нагрузки (речь не просто о желании и готовности трудиться в интенсивном режиме и совершать подвиги, а об обладании отличной памятью, крепким здоровьем, физической выносливостью.


- Кто из дипломатов за всю историю человечества наиболее вами уважаем и почему?

- Вопрос не прост. Пожалуй, царевич народа хунну по имени Модэ. В частности, за то, что он отказался выполнять требования «восточных кочевников» о передаче им куска пустой земли, которая служила границей между ними и хуннами. Это была пустыня на востоке Монголии, и некоторые из хунну считали, что эта земля не нужна, ведь на ней никто не живет. Но Модэ сказал: «Земля - основание государства. Землю нельзя отдавать!» И отрубил им головы. После этого приказал воинам немедленно двинуться в поход на «восточных кочевников». И победил их.

- Самое большое достижение и самая большая удача?

- Все достижения важны. Пусть они и видятся кому-то малыми. Ведь часто мы не знаем, не можем ответить правильно, вот в данный конкретный момент, - а что же на самом деле по-настоящему большое и важное. Иногда малое событие, малое, казалось бы, действие, безо всяких фанфар и красивых обёрток, может предоставить  бешеную фору внешне помпезному и украшенному яркими фантиками «мероприятию». Жизнь – вот главное. Жизнь разная, со всеми её сложностями, приятностями и несуразностями. Во всех ее аспектах – и в бытовых, и в служебных. Это – самое большое.

А удача? Это люди. Люди. Близкие, друзья. С кем-то мы – с рождения, с кем-то нас свела судьба. Это именно те люди, с которыми нам хорошо, именно – хорошо, не комфортно, а хорошо – душевно, чувственно, вольно. 

---------------------------

«ГЛАВНОЕ – УМЕТЬ ПОЙМАТЬ ТУ СЕКУНДУ, КОТОРАЯ И ЕСТЬ НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. НЕ УПУСТИТЬ. И СВЕТ, И СВЕЖЕСТЬ, И СОЛОВЬИ ТОГДА С НАМИ БУДУТ НАВСЕГДА.
НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ, ЧТОБ МЫ НЕ СЛЫШАЛИ СОЛОВЬЁВ».

----------------------------

- Ваша идея о счастье?

- Вопрос не прост, а с, другой стороны – прост.
Счастье в своей сжатости и, в тоже время, неимоверной шири, это - воля; воля - как свобода, и воля - как стержень, способный придать этой свободе настоящесть и не загубить тот стих, ту песнь, что на сырых и хладных полатях рождались и жили, жили, жили, куда-то в выси бесконечные бросая нас...

На самом деле, счастье, оно – везде, во всём. Не все это понимают. Часто именно потому, что «одеты не по погоде», и «песни не те поют», и «шеи сломя бегут».

Давит бытовуха, давят рекламные акции, давит псевдоактивный англосаксонский образ жизни. А светлое-то рядышком… И всё – по погоде. И соловьи сквозь свежую листву – рядышком. Главное – уметь поймать ту секунду, которая и есть настоящее счастье. Не упустить. И свет, и свежесть, и соловьи тогда с нами будут навсегда.

Нельзя допускать, чтоб мы не слышали соловьёв.


- Какие качества в людях вам наиболее симпатичны?

- Доброта. Не обязательно она должна быть нарисована на лице. Внутренняя доброта. Настоящая. На деле. Тут не в резиновой искусственной улыбке суть. А в глазах. Через которые чувствуешь сердце. 

- Ваше любимое изречение?

- Таких, наверное, много. А, с другой стороны, вот такого, чтобы прямо вот совсем-совсем любимого – нет.
Ну раз нужно определиться, то… «Не сотвори себе кумира» , - Моисей (Исход, 20, 4).

- Ваше настроение прямо сейчас?

- Крайне рабочее и творческое. Хочется одновременно успеть многое. Прямо сейчас. Не откладывая. И по работе, и по семье, и по творчеству, и по быту, и по жизни, в целом. Как в походе, который тяжел и всё не кончается и не кончается. И не видно, когда привал, и не видно, когда будет достигнута цель. И пусть не видно, пусть не кончается. То, что сурово и нелегко, то не страшно, главное – идёшь, и имеешь возможность чувствовать запахи, руки друзей, слышать тех самых соловьёв…