Про кота в сапогах и сказочную несправедливость

Сергей Марковский
     В детской литературе есть свои столпы. Конечно, не такие как передача «Здоровье» на российском телевидении, но все-таки. В сказочном мире есть свои Маркс, Энгельс и Ленин. Это – Андерсен, Братья Гримм и Шарль Перро. Юридически братьев Грим, правда, двое, но мир давно уже привык рассматривать их как единый бренд, да и про Энгельса мы знаем немного (может он по ночам раздвоением личности страдал).

     Сказка «Кот в сапогах» является священной книгой. Для галдящей оравы околошкольного возраста она значит не меньше, чем тора для иудеев или строевой устав для бойцов роты почетного караула. Без успешного прохождения теста на знание этой книги детей не переводят во второй класс. Потому что человеку, не знающему про способности четвероногих млекопитающих, во взрослом мире делать нечего. Такой член обществу не нужен.

     Сама сказка проста как водород. Чередой обманов и махинаций кот приводит   своего разгильдяя-хозяина к победе и положению в обществе. Брак с принцессой – небольшая цена за внеочередное производство в маркизы, а людоеда давно пора было прикончить. Если не брать в расчет эти мелкие неприятности, в общем, конец счастливый.

     В любой сказке должен быть победитель и побежденный. Тот, кто забирает все и тот, кому не повезло. С победителем всё ясно - непутёвый тёзка Карабаса Барабаса получает всё просто в силу отцовского завещания и любви к животным. Обделенная же сторона не очевидна. Вот в сказке про репку не повезло репке. В «Курочке Рябе» плачут все. «Кот в сапогах» - вещь гораздо сложнее.

     Первый очевидный ответ – в проигрыше людоед. Мало того, что у него отобрали все его угодья, скот и крепостных, в качестве завершающего мазка кот его съел. Видимо, чтобы исключить судебные тяжбы. Но людоед понимал на что шел. Он не мог не знать, что каннибализм уголовно наказуем и дожил до своих лет по случайности. У короля просто не дошли до него руки. В конце концов, главный принцип самого людоеда «съешь сам или тебя съедят другие!» сработал без осечки. Так что конец людоеда логичен, и несправедливо обиженным его назвать нельзя.

     Можно предположить, что не повезло принцессе. Насильная выдача замуж всегда неприятна. Причем, ладно бы еще, если  в женихах ходил Орландо Блум, нет – в спутники жизни навязан недалекий проходимец с улицы, информацию о котором даже не проверила служба безопасности. Но женщины королевской семьи всегда являются жертвами политики, а личную жизнь можно устроить и так – королевский повар отличный парень, и вчера подал ей жареные грибы (явно намекает!).

     Можно было бы пожалеть короля. Монарх, узнавший, что земли за забором принадлежат «маркизу Карабасу» делает круглые глаза и удивление на лице. Судя по всему, он вообще не интересовался политикой. Может, его настоящим призванием было парикмахерское дело? Но король – баловень Судьбы! При таком бездарном руководстве страной ему просто сказочно везет - народ его ленив и к свержениям не расположен. Возможно – время еще не пришло.

     Единственная беда кота в недооцененности. Эффективный менеджер восьмидесятого уровня, проворачивающий аферы космического масштаба, меняющие политическую карту Европы, получает за услуги сапоги. Правда, кот не особо унывает и уже готовится к реализации нового проекта – чемпионат мира по футболу.

     Самому новоиспеченному Маркизу Карабасу посочувствовать можно в одном – велик риск запалиться при использовании вилок за королевской трапезой. Но при таком коте и огромной безработице на рынке преподавателей этикета проблема кажется пустяком.

     Нет, получается в сказке обиженной стороны.

     Давайте обратимся первоисточнику.

     «Один мельник, умирая, оставил своим трём сыновьям наследство: мельницу, осла и кота. С разделом недолго возились и обошлись без помощи суда, потому что судьи обобрали бы их до нитки. Старший брат взял себе мельницу. Средний – осла. А младшему дали кота».

     А теперь, давайте подумаем. Старший брат в результате бесхитростного дележа получил готовый и работающий бизнес. Младший – советника уровня «персональный конек-горбунок». Что досталось среднему? Осел! Не мешок золота, не земельный надел, а просто вьючное животное. 200 килограммов мяса, которое едят только в Китае, Корее и Республике Коми. Скотина, которая при сомнительных выгодах имеет очевидные недостатки в виде затрат на сено и ветеринара.

     Автор обладает возможностями бога. Он мог одним взмахом гусиного пера изменить любую судьбу. Достаточно было написать, что средний брат получил не «осла», а, допустим, «бабла». На одну букву больше, а какой эффект! Но Шарль Перро повел себя как гопник. Вместо того, чтобы без особых для себя затрат отпустить среднего брата с миром и с хорошим банковским счетом, он отобрал у него надежду на нормальную жизнь. Бедолаге пришлось довольствоваться судьбой и стать тем самым несчастным – главной жертвой сказки «Про кота в сапогах»,

     О судьбе среднего брата мы больше ничего не знаем. Возможно, он все-таки отправился в Республику Коми. В Сыктывкаре, говорят, есть легенда о появлении в городе как раз в те времена странного француза на осле.

     P.S. Каждому хотелось бы быть Старшим Братом, но не может же всем посчастливиться родится в семье Била Гейтса или на худой конец губернатора Вятской области. Большинство довольствуется уделом брата Среднего. Нет, удача Младшего – это прекрасно! Но в сказки уже никто не верит, а дураком себя чувствовать некомфортно.