Апология на книгу Судей. Часть 1

Николай Старовойтов
Среди ветхозаветных исторических повествований центральное место занимает комплекс книг Судей-Царств.Продолжая одна другую,они излагают историю Израиля и Иуды от раннего догосударственного периода их пребывания на территории Палестины до вавилонского завоевания Палестины и изгнания иудеев.Их повествовательная манера отличается сжатостью,лаконизмом,отсутствием вычурности.Но главное,что определяет их единство,-это общая историческая концепция,которую Дух Святой последовательно проводит через весь комплекс.Это историческая концепция пророков (ср. в особенности Ис.1:2-31;5:1-30;Иер.2:1-37;Мих.1:2-16).Дух Святой стремился подтвердить обличения пророков и подкрепить их проповеди.Он излагает историю Израиля и Иуды как осуществление воли Ягве,находясь,таким образом,целиком в рамках истиннорелигиозного объяснения исторического процесса.Он стремится проследить только одно,важнейшее направление- взаимоотношения общества с Богом.Кульминационные моменты истории Израиля,с точки зрения Духа Святого,- это те эпизоды,в которых воплощается и утверждается господство монотеистической религии Ягве.Результаты формулируются во введении к книге Судей (2:10-23) как некая «закономерность»,своеобразный внутренний ритм историчнского процесса.

Книга Судей Израилевых: общее
Книга названа так по тем людям,которые за время со смерти Иисуса Навина и до начала правления Саула выступали как вожди в сражениях против внешних врагов,а в мирные времена исполняли обязанности судей.
Книга Судей тесно связана с книгой Иисуса Навина и начинается со слов «По смерти Иисуса»...
В задачи этой летописи не входило представить исторически полное,без пробелов,повествование,и ещё тем менее прославление израильской национальной гордости,а прежде и больше всего- выявить и осветить вмешательство Господне в судьбы народа.Главное действующее лицо в этой книге- Бог.
По смерти Иисуса Навина еврейский народ не имел сильного человеческого централизованного правления.Они составляли союз 12 независимых колен,объединяемые лишь верой в одного Бога.Форма правления во дни судей была теократической,то есть такой,в которой правит Сам Бог.Но народ еврейский не очень сознательно относился к Божьему правлению,и поэтому часто впадал в идолопоклонство.Враждуя между собою и окружающими их врагами,которые всегда старались их уничтожить,народ израильский не раз был в состоянии анархии,изнурённый время от времени гражданской войной,очень медленно развивал свою национальную жизнь.Раскопки,относящиеся к периоду вторжения израильтян в Ханаан,говорят о поразительном снижении уровня ремёсел,и прежде всего строительства.На развалинах ханаанских городов захватчики возводили жалкие дома без самых примитивных устройств для оттока дождевой воды.Израильские племена,разумеется,не могли приобрести в пустыне опыт строительства.Кроме того,этому мешал их патриархально-демократический строй: большие постройки в ту эпоху можно было создавать только при использовании рабского скоординированного труда угнетённых народных масс.Израильтяне ещё долгое время оставались свободными скотоводами;правда,звание старейшин в их племенах уже переходило по наследству,однако старейшины не обладали такой неограниченной властью,как правители ханаанских городов.Надо иметь в виду также,что вторжение чужих племён на земли,заселённые хананеями,должно было вызвать там глубокое экономическое потрясение.Ханаанские города процветали главным образом благодаря международной торговле.Поэтому едва захватчики отрезали караванные пути,как начался застой в торговле и неотступно за ним следующее общее снижение благосостояния.Последствия краха экономики давали себя чувствовать ещё несколько веков.Когда Соломон приступил к строительству Иерусалимского храма,он был вынужден пригласить ремесленников,художников и строителей из финикийского Тира.Только благодаря настойчивости и энергии этого царя оживилась торговля и наново расцвели города,а некоторые из них,например Иерусалим,смогли в конце концов соперничать даже с городами Сирии и Египта.Израильский народ не стал сильной нацией до тех пор,пока не был объединён в государство во время Самуила и Давида.

Период времени
Книга охватывает события периода упадка и раздора,который последовал за смертью Иисуса Навина и кончается с гражданской войной с сынами Вениаминовыми.
Точное время периода судей неизвестно.Общее время угнетения составило 111 лет,а правления судей с периодами мира- 299 лет; таким образом,в совокупности получается 410 лет.Но некоторые из этих чисел могут перекрывать одно другое.Иеффай,который был судьёй в конце этого периода,считал,что время судей до него было всего 300 лет (Суд.11:26).
В отношении летосчисления период от завоевания земли Обетованной до учреждения царской власти «крайне смутен,особенно по причине безначалия времени судей.Но есть основание думать,что он продолжался не менее 350 лет.Основанием для такой цифры служит указание,что храм Соломонов начал строиться в 480 году от исхода израильтян из Египта (3 Цар.VI,1).Если из этой цифры исключить 40 лет странствования по пустыне,80 лет правления царей Саула (совместно с Самуилом) и Давида и 3 года царствования Соломона до основания храма,то остаток и будет служить определением от смерти Моисея до помазания первого царя»[1].
По мнению Апостола Павла от разделения Израильтянам в наследие земли Ханаанской до пророка Самуила прошло «около четырёхсот пятидесяти лет» (Деян.13:19-20).
Кандидат исторических наук атеист М.Рижский датировал эпоху судей «XIII-XI вв. до н.э.»[2].
Академик Даниэль-Ропс в книге «От Авраама до Христа» остроумно пишет,что «история Израиля в этот период распадается на ряд историй по числу племён».
Раскол израильского народа на двенадцать враждующих меж собой родов был тем более опасным,что Иисус Навин только частично завоевал Ханаан.В самом сердце страны сохранили независимость могучие ханаанские племена,которые безраздельно владели укреплёнными городами и самыми плодородными долинами.Израильтяне вначале селились на малолюдных гористых участках,где в качестве скотоводов вели полукочевую жизнь.Они не строили там каменных домов,а жили в шатрах и деревянных шалашах.Лишь в редких случаях они с помощью оружия захватывали территории; по преимуществу же это было постепенное,мирное проникновение кочевников-скотоводов в чужую землю.
Отдельные израильские племена,предоставленные самим себе,разумеется,не могли вступить в борьбу с властителями соседних маленьких ханаанских государств.Чтобы получить разрешение поселиться в расположенной поблизости местности,они сплошь и рядом должны были признать гегемонию ханаанских царьков и платить им дань.Экономическая и политическая зависимость часто перерождалась в полное рабство.
Книга Судей и есть,по сути дела,сборник повествований об угнетённых израильских племенах,которые на протяжении долгих лет терпели рабство и в конце концов поднимались на освободительную войну под водительством своих национальных героев,именуемых судьями.Книга Судей подробно рассказывает о шести выдающихся вождях и упоминает ещё шестерых,менее значительных,о которых,помимо их имён,почти ничего из ветхозаветного текста не узнаём.
Судьи назывались по-древнееврейски «шофетим»,от глагола «шафат»- «судить».Но их обязанности не ограничивались только судейскими функциями.Это существовавшее ещё издавна у семитов звание присваивалось высшим чиновникам администрации.В финикийских городах каждый год выбирали так называемых суффетесов- наместников для колоний.Когда Карфаген откололся от своей финикийской метрополии и стал суверенной торговой державой,во главе его по-прежнему стояли суффетесы,которые избирались каждый год торговой плутократией.Иногда,в период междуцарствия,их выбирали также в городах-государствах Финикии.Так,в Тире им доверили бразды правления в 563-556 гг. до н.э.
В книге Судей о израильских судьях говорится несколько иначе- они выступают в ней главным образом как доблестные вожди восстаний или партизаны и лишь случайно в качестве гражданских администраторов.Это были скорее военные диктаторы,которые благодаря своим личным достоинствам приобретали большой авторитет среди своих соплеменников и в соответственный момент вели их на борьбу за свободу.Власть их по преимуществу не переходила за границы одного племени,хотя некоторым судьям удалось сколотить временные коалиции нескольких племён для борьбы с ханаанскими угнетателями.После возвращения независимости судьи в качестве национальных героев осуществляли власть до конца своих дней,но после их смерти племена,которыми они управляли,в большинстве случаев снова попадали под иго хананеев.

Апологетический комментарий: период времени
Ксенийская семинария и Американская школа в 1926-1928 гг.,под руководством Кайла и Олбрайта,производили раскопки около Кириаф-Сефера и в пласте эпохи судей обнаружили много скрытых зернохранилищ,что указывает на заботы людей того времени скрыть своё имущество от врагов.

Составитель
Предание приписывает составление этой книги последнему из судей,именно пророку Самуилу,который написал её к концу своей жизни.Во всяком случае из часто повторяемой фразы:
«В те дни не было царя у Израиля(...)»(17:6;18:1;21:25)
-можно заключить,что во время написания книги в Израиле была уже царская власть.То,что судьи были действительно историческими личностями,подтверждается цитатами и ссылками в Ветхом и Новом Заветах: 1 Цар.12:9,11;2 Цар.11:21;Пс.82:10-12;Деян.13:20;Евр.11.Иудаистская и христианская традиции подтверждают подлинность книги.

Содержание
Книга показывает нам неустанную милость и милосердие Бога,всегда готового простить впавший в грех,но раскаявшийся народ и снова принять его.История времени Судей служит доказательством,что народ Божий может обрести мир и благосостояние только посредством полной отдачи себя Богу и соблюдением Его заповедей.
«Из кн.Судей мы видим постоянное попечение и Промысл Божий о Своём народе,Его милосердие и долготерпение и т.д.История Евреев под управлением Судей служит разительным подтверждением великого теократического принципа,изречённого пр.Исаиею в позднейшие времена в следующих словах: «Если захотите и послушаетесь,то будете вкушать блага земли.Если же отречётесь и будете упорствовать,то меч пожрёт вас: ибо уста Господни говорят»(I,19-20)»[3](архимандрит Никифор).
Основной фразой,характеризующей состояние Израиля в этот период,следует считать:«каждый делал то,что ему казалось справедливым»(17:6;21:25).Подбор судей иллюстрирует изречение пророка Захарии (4:6):«Не воинством и не силою,но Духом Моим,говорит Господь Саваоф»,а также и слова Ап.Павла:«Посмотрите,братия,кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти,не много сильных,не много благородных»(1 Кор.1:26).
В книге описаны 7 военных поражений Израиля,7 порабощений его 7 языческимии народами и 7 избавлений.
Ключевое слово: анархия

Символика
Судьи
- слово «судья» может быть переведено также как «спаситель»- несмотря на свои несовершенства,судьи-«шофетим» служат отблесками грядущего Освободителя-Христа.
Ангел Господень
В эти смутные времена Судей он появляется три раза: в Бохиме (2:1),Гедеону (6:11) и Маною (13:11).
Этот Ангел,имя которого «чудно» (13:18,ср.Ис.9:6)- Сам Христос,Который всегда посещает народ Свой,если тот в опасности.
Жизнь Самсона
представляет собой вкратце историю Израиля.
Уже до его рождения Бог открыл его родителям,что их сын посвящён Богу и совершит избавление.Так же открыл Бог Аврааму,что из семени его произойдёт народ,который будет свят и породит Великого Освободителя.
Самсон всё больше отдалялся от Бога и грешил.Израиль также постоянно впадал в ослушание и идолопоклонство.
Каждый раз,когда Самсона связывали враги,Бог даровал ему освобождение.Точно так же Бог даровал каждый раз Израилю освобождение,когда угнетаемый народ возопиет к Богу.
Но однажды чаша грехов Самсона переполнилась,и Господь предал его в руки врагов его,взявших его в плен.Так же и грехи Израиля приводили к неизбежному суду и наказанию: к пленению.В конце своей жизни Самсон ещё раз обратился к Богу,Который услышал его и снова проявил Себя в нём.Так же и Израиль обратится,и послужит орудием Бога для прославления Его (ср.Рим.11:13-32).

Особые признаки
Круговорот событий
Ослушание: «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа» (3:7).
Наказание: «и предал их в руки...» (3:8).
Раскаяние: «Тогда возопили сыны Израилевы к Господу» (3:9).
Спасение: «и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым» (3:9).
Противоположности
Политическая анархия,нравственная и общественная испорченность,религиозное отпадение от веры находятся наряду с блестящими победами и прославленными откровениями (напр. гл.13).
Великие поучения
В корне всякого политического и общественного непорядка лежит безбожие.Преимущественные права не являются никакой гарантией против заражения злом.
Плохое общество портит добрые нравы.
Кто не побеждает грех,становится его рабом.
Ослушание заповедей Божиих ведёт к неизбежным последствиям.
Господь всегда внемлет отпавшему,если тот снова обращается к Нему.
Если Господь дарует освобождение,то всякая человеческая слава исключается; это только Божья милость.

1:10.В 1-й главе книги Судей упоминается о двух хананеях,очевидно,правителях города Хеврон,носивших имена Ахиман и Фалмай (Суд.1:10).Эти же имена встречаются в текстах табличек из Рас-Шамры[4].По мнению Олбрайта,это лишний раз доказывает,что приведённые имена связаны с историческими событиями периода судей.

Апологетический комментарий: железо в Палестине
В Библии сказано,что лишь потому,что ханаанеяне и филистимляне пользовались железом,израильтяне не могли их изгнать (Суд.1:19 и 4:3;Иис.Н.17:16-18;1 Цар.13:19-22).И только после поражения Саулом и Давидом филистимлян,в Израиле стали использовать железо (2 Цар.12:31;1 Пар.22:3 и 29:7).
В земле филистимлян при раскопках обнаружено немало железных изделий,относящихся к ок.1100 г. до н.э.,но ни одного в палестинских холмах до ок.1000 г. до н.э.Также в земле филистимлян в ходе раскопок обнаружены литейные мастерские.Их нашли в городе Гераре в окрестностях Газы.Недавно были найдены литейные мастерские и в Телль-Казиле,неподалёку от современного Тель-Авива.В названных местах производилась переработка как медной,так и железной руды.Стало известно также,что филистимляне применяли сельскохозяйственные орудия из металла и изделия из железа (гвозди,оружие и т.д.) раньше,чем осевшие в горных районах израильтяне[5].Священное Писание правдиво свидетельствует о том,что после того как филистимляне проникли в горные области Ханаана,они запретили израильтянам производить изделия из железа.Иными словами,они присвоили себе исключительное и монопольное право на обработку и продажу изделий из железа,чтобы воспрепятствовать израильтянам изготовлять оружие.В богодухновенном тексте читаем:«Кузнецов не было по всей земле Израильской,ибо филистимляне опасались,чтобы евреи не сделали меча или копья.И должны были ходить все израильтяне к филистимлянам оттачивать свои сошники,и свои заступы,и свои топоры,и свои кирки» (1 Цар.13:19-20).

1:21.О нерадивости Израиля в деле изгнания из Иерусалима обитавших в нём язычников в книге Судей говорится следующее: «Но иевусеев,которые жили в Иерусалиме,не изгнали сыны Вениаминовы,и живут иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня» (Суд.1:21).Этот факт подтверждается и свидетельствами табличек из Телль-эль-Амарны.Из них нам стало известно,что царь Иерусалима продолжал сохранять верность фараону Египта[6].

1:22-25.В результате раскопок археолог Олбрайт обнаружил слои,доказывающие,что Вефиль в период с 1200 г. по 1000 г. до н.э. был разрушен четырежды[7].Эта цепь непрекращавшихся разрушений,по мнению археологов,подтверждает преобладание политической нестабильности в этот период в Палестине.

Свобода поступать по справедливости (на текст Суд.2:11-23)
«каждый делал то,что ему казалось справедливым»- мысль эта проходит через всю книгу Судей.Само собой разумеется,что когда израильтяне служили Богу,то преуспевали,а когда отступали от Бога,то они терпели нужды.Все причины их страданий состояли в том,что они не покорялись Богу.Они не хранили себя от идолов.Не уничтожили вокруг себя идолопоклонников,как им было велено Богом,поэтому-то у них постоянно возникали войны за владение землёй.
И сегодня многие люди,даже из тех,кто называет себя христианами,не обращают внимания на то,что Бог ясно говорит о Себе в Слове Своём.Им кажется,что они могут сами себе придумывать бога по своему вкусу и сами решать чего этот придуманный бог может от них требовать.Попав под влияние безбожного окружения,они живут в своём маленьком мирке,считая себя центром этого мирка и поступая так,как кажется справедливым им самим.Результат- моральные и духовные «пробки».
Если же мы хотим показать миру пример свободы во Христе,свободы,которая имеет не относительные,а абсолютные критерии справедливости,мы должны воспринимать Слово Божье всерьёз.
Свобода даёт нам право поступать не так,как хочется нам,а так,как хочется Богу.

Апологетический комментарий: обычай тайной аудиенции (к тексту Суд.3:(15-)18-25(-30)) 3:19:«(...) и сказал [Аод,второй судья]:у меня есть тайное слово до тебя,царь.Он [царь Моавитский] сказал: тише!И вышли от него все стоявшие при нём».В конце XIX века архимандрит Никифор пишет:«Обычай передавать конфиденциальные известия тайно,с глазу на глаз,кажется был так общим,что царедворцы Еглона тотчас же удалились из царских покоев,лишь только узнали о желании Аода.По словам путешественников,означенный обычай сохраняется даже доселе в восточных странах: как скоро делается известным,что посланный имеет сказать что либо тайное властелину,то аудиенц-залу тотчас же оставляют все,кроме прибывшего»[8].

Что могут одиночки (на текст Суд.3:31 и 7:19-23)
«После [Аода] был Самегар,сын Анафов,который шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас Израиля»(3:31).
Бог часто совершает великое и могучее через горстку немощных людей.Тогда хорошо видно,чего стоим мы,а чего- Бог,и ни у кого не возникает сомнений,что великие победы одержаны лишь благодаря Его силе и водительству.
Самегару,например,не на что было надеяться,кроме как на свой воловий рожон и на Господа.Рожон- это всего лишь длинная палка с железным[9] острием,которой подгоняли волов и другой скот.Но Самегар не искал отговорок,а доверился Богу и одержал великую победу,лишив жизни 600 филистимлян.
Когда Ной строил свой ковчег,он был один- но победил.Когда Иосифа братья продали в Египет,он был один- но победил.Когда Гедеон с тремястами воинами напал на мадианитян ночью,разбив кувшины со светильниками,и обратил врага в бегство,их было совсем немного- но они победили.
Вы тоже просто человек,но вы можете творить великие дела.И хотя вам и кажется,что вы ничего не можете,но от вас этого и не требуется- всё может Бог.Ваше дело- покориться Его воле и Его Духу.
Так что не вешайте носа и не груститк,что вы маленький человек.Помните,что великое совершают те,кто полагается на силу Божью.
На фоне наших ограниченных сил ещё лучше видна безграничная сила Божья.

4:2.По свидетельству книги Судей,царём хананеев,притеснявших израильтян,был Иавин,столицей которого был город Асор (Суд.4:2).Находки археологов засвидетельствовали,что город Асор действительно существовал во времена правления судей,а гораздо раньше- около 1800 г. до н.э.- город достиг зенита своего могущества[10].

(Продолжение следует...)

Примечания автора:

[1] Лопухин А.П.Библейская история Ветхого Завета.М.:«Книга Принтшоп»,1990- репринтное воспроизведение изд.1887 года,стр.214(первое заграничное изд.-Монреаль,1986).
[2] Рижский М.И.Библейские пророки и библейские пророчества.М.:«Политиздат»,1986,стр.39.
[3] «Библейская энциклопедия»(автор-архимандрит Никифор),издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры,1990 (репринтное воспроизведение московск.издания 1891 года: «Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия»),стр.679.
[4] Keller W.; ;;;;;; ;; ;;;;;;; ;;;; ;;; ;;;;;;;;;;.;;;;;;,1968.;.225.
[5] См.: American Journal of Archaeology.T.XLIII,N3,p.458ff.
[6] Free J.P.Archaeology and Bible History.Wheaton-Illinois,1954,p.141.
[7] Keller W.; ;;;;;;... ;.225.
[8] Там же,-у архимандрита Никифора,-стр.52.
[9] Ср.1 Цар.13:20-21.
[10] Allbright W.F.The Old Testament and Archaeology//Old Testament Commentary/Alleman H.C.Flack E.E.Philadelphia: Muhlenberg Press,1948,p.145.