Суламита, причастная Тайнам...

Борис Сударушкин
Сударушкин Борис Викторович

/Суламита, причастная Тайнам...


               




Представляете ли вы себе,  друзья мои, степень могущества древних царей в восточных царствах?   Уверен, что  представляете, даже если специально не  занимались изучением  истории...


Заинтригует ли вас сюжет, в котором    мужественный,  мудрый,  и  уже не юный  царь  Израиля,  выйдя  весенним  утром  в  поле  на  свидание с девушкой из простой семьи,  вдруг содрогнётся в тревоге  в момент  её появления  из-за холма, потрясённый  то ли её  красотой, то ли силой  собственных  чувств к ней,  и невольно оглянется  на  всадников своей охраны, ждущих  в  ближайшей роще?


И  кто  на  самом  деле была ОНА - эта юная  героиня знаменитой  Ветхозаветной  Песни  Песней,  имя  которой лишь дважды упоминается  в Библии,  но о которой, по свидетельству многих востоковедов, известно гораздо больше из других разделов  Священного  Писания?

Мне было бы  малоинтересно  просто  пересказывать  библейский сюжет и    гипотезу о том,  кем  была  возлюбленная  царя  Соломона...Я  напишу в  жанре  расследования   драматических событий, связанных с  ней, но напишу исходя из того, как  могли бы быть прочитаны  книги  Ветхого Завета, если  бы мы  приняли  гипотезу  историков о личности Суламиты...




Итак,  что  вкратце  говорят нам   учёные  об этой девушке:


википедия :" Суламита (ивр.шулам(м)и;т) — так по месту происхождения называется в книге Песнь песней возлюбленная царя Соломона. Это слово в тексте Библии встречается лишь дважды, причём только в одном стихе (Песн. 7:1). В дословном переводе с иврита из канонического (масоретского) текста этот стих начинается так: «Вернись, вернись, „хаш-шуламмит“, вернись, вернись, и мы посмотрим на тебя». Свойственное некоторым старинным переводам восприятие слова «хаш-шуламит» как имени собственного грамматически некорректно из-за артикля, указывающего на то, что это имя нарицательное, обозначающее «жительницу селения Шулем (Шунем)». Как имя нарицательное это слово переведено и в части греческих рукописей. В русскоязычных источниках имя героини встречается также в форме Суламифь.
Наиболее часто слово «Суламита» считают производным от топонима Сунем (Сунам), в частности, существуют гипотезы, отождествляющие Суламиту и Ависагу Сунамитянку."


Стало быть,  Суламита - это Ависага  Сунамитянка?...

Давайте теперь почитаем подробнее об Ависаге,  попробуем  осмыслить эту версию  и  посмотреть,  какие выводы пришли бы нам  на  ум, если бы мы читали Библию с уверенностью в том,  что Ависага и  Суламита - это  одна  и  та же девушка... Сразу скажу, что уверенности в их тождественности  у меня лично нет  и, следовательно, я придерживаюсь традиционной  церковной  православной точки зрения  на  Книгу Песнь Песней - но цель данного текста порассуждать о том, к чему бы нас могло привести  вышеупомянутое  предположение  об идентичности обеих персонажей ... 


"(3Цар. 1:1-4).Когда царь Давид (отец Соломона - прим.автора) состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. 2. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним — и будет тепло господину нашему, царю. 3. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. 4. Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; НО  ЦАРЬ  НЕ  ПОЗНАЛ  ЕЁ."


Итак, персонажи нашего "детектива" названы - Суламита и Ависага,  которых востоковеды  считают одним лицом, а богословы это тождество оспоривают...  В  чём же интрига и сюжет?... Давайте для  начала вспомним   предысторию драматических событий, в  центре   которых суждено было оказаться  нашей  героине, старому царю Давиду  и  его сыновьям - Соломону и Адонии.   Обратимся для этого к сайту otveti.org, где  строки Библии  изложены  простым языком. Я  должен  упомянуть этот  сайт,  ссылаясь  на их материал (таково их требование), хотя  материал этот  есть  просто  пересказ   Библейского текста и его краткое толкование ...

Далее привожу длинную (но необходимую для тех, кто плохо помнит Ветхий  Завет) цитату с этого  сайта, сокращая подробности, которыми можно пренебречь, и добавляя  свои комментарии:   


" 1. ДАВИД В ПРЕКЛОННЫХ ЛЕТАХ (1:1-4)

3-Цар. 1:1-2. Царь Давид умер примерно в 70 лет (2-Цар. 5:4). Из того, что сказано о нем в 3-Цар. 1:1-4, следует, что незадолго до смерти он крайне ослабел. Очевидно, по причине плохого кровообращения царь постоянно мерз, и вот, слуги его приняли решение найти для него молодую девицу, которая согревала бы Давида теплом собственного тела, лежа подле него на ложе его, и обеспечивала бы необходимый уход за больным.

3-Цар. 1:3. Для царя следовало найти девственницу, отличавшуюся здоровьем и красотой, и искали ее по всему Израилю, и нашли… и привели… к царю… Ависагу из города Сунама, находившегося километрах в десяти на северо-запад от Назарета, у подножия горы Фавор, на территории Иссахара.
Необычайная красота Ависаги привлекла к ней и сердце Адонии, сына Давида

(2:17). Полагают, что Сунамитянка в несколько измененной транскрипции может быть прочитана как "Суламитянка", или Суламита, т. е. тождественно имени невесты в Песне Песней (Песн. П. 6:13 или 7:1); существует предположение, что это - одна и та же женщина." (конец  цитаты)


Вот и  здесь Ависага отождествляется комментаторами сайта otveti.org с невестой из Песни Песней.
Напомню,  что   невеста в Песне  Песней   - это  и  есть Суламита - возлюбленная Соломона, младшего сына  царя Давида...Итак, [по НЕ церковной  версии] круг замкнулся - старый  царь и два  принца,  его  сыновья , претендующие  на  престол  Израиля, связаны чувством  по отношению к одной юной девушке...Продолжим  цитировать  сайт otveti.org :


"3-Цар. 1:4. При той степени близости, в какой находилась к царю Давиду Ависага, он, имевший некогда целый гарем и не устоявший перед соблазном отнять Вирсавию (мать его  сына - Соломона) у её мужа Урии Хеттеянина,  Ависагу НЕ  ПОЗНАЛ, т. е. не вступил с нею в интимные отношения - по причине старости своей и крайней немощи." (конец  цитаты)



Таким образом, по  гипотезе востоковедов (не  Церковной) мы  видим  умирающего царя  и  двух принцев, которые  борются за престол (так  как  вопреки  традиции  престол  обещан Давидом младшему сыну - Соломону, а не  старшему - Адонии) - и между ними девушка, девственница, чистая и прекрасная. Отношение  Царя  к ней  очевидно, они спят в одной  постели, НО  ЦАРЬ  НЕ ПОЗНАЛ  ЕЁ. 
А   Соломона  (сына   царя)  с ней  вообще  связывает любовь, благословенная от Господа (это  по версии востоковедов - Церковь, как  мы должны  помнить, не  отождествляет  Ависагу и Суламиту)...Но   вот и  старший брат  Соломона  (Адония) возгорелся страстью к  Суламите-Ависаге (по  востоковедной версии) , но страсть эта никакой  взаимности с её стороны не вызывает и  от Бога  благословения не  имеет...

Но в  Библии всё  имеет смысл - любовь Соломона и Суламиты  трактуется в христианской теологии  как прообраз Любви между Богом и Церковью (Церковью  как  совокупностью верующих в данном контексте ). Но мы  вынуждены  рассматривать эту  историю как реально произошедшую, так  как  взяли  за основу  тождественность  Суламиты  и Ависаги  Сунамитянки,  доказываемую  нам востоковедами и  исследователями  Библии... ...

С  точки  зрения  теологии  любовные поползновения Адонии   можно было бы наверное  трактовать  как некое искушение не от Бога, - как страсть, являющуюся противоположностью Боговдохновенной Любви, которую переживали  Давид и Соломон по отношению к Суламите-Ависаге...ведь разве  может идти  речь о чувственности инстинкта перед той, что является Соломону (согласно тексту  Песни Песней) "как  Иерусалим", да ещё при этом идёт ему навстречу будучи "ГРОЗНА  КАК  ПОЛКИ  СО  ЗНАМЁНАМИ" ... Такого рода впечатление от  красоты - это  то, что ВСЕВЫШНИЙ  являет сердцу человека, а не то, что инстинкт диктует животному началу...


Но  что знала обо всём этом, и о производимом ею впечатлении сама Суламита? (Если взять за основу востоковедную версию о  её  тождественности  Ависаге). Какова была её миссия? В чём суть тех  страшных и  кровавых событий (о них  речь ниже),  через которые её КРАСОТА  прошла так  ГРОЗНО?...Я исхожу из того, что  промысел Божий, явленный в Библии, должен иметь непреходящее значение - и познание  его всегда поучительно... Я постараюсь  сам  себе  ответить  на  эти  вопросы чуть позже в этом  рассказе... 


Итак, продолжаем цитировать  сайт otveti.org :

"3-Цар. 1:5-6. Адония был четвертым сыном Давида (2-Цар. 3:4) и, может быть, старшим из братьев, живших на то время . Из текста следует, что в своем желании захватить трон отца Адония руководствовался лишь эгоистическими, честолюбивыми мотивами. 

3-Цар. 1:9-10. И заколол Адония овец и волов и тельцов, но не с тем, чтобы принести их в жертву Богу; Адония устроил пиршество для всех, кто поддерживал его, однако, пригласил и всех тех из царского окружения, кого рассчитывал перетянуть на свою сторону, включая и всех братьев своих, за исключением Соломона.

3-Цар. 1:11-12.
Заговору Адонии решительно противостал пророк Нафан, вероятно, подвигнутый на это Богом.

Вирсавия (мать Соломона) пользовалась особым расположением Давида... И вот пророк побуждает ее обратиться к царю  и известить его о планах Адонии.

в. Вирсавия идет к царю (1:15-21)


3-Цар. 1:17-21. Не преувеличивая и не приукрашивая, Вирсавия поведала царю факты… Она призвала Давида публично объявить о том, кому предстоит наследовать престол после него...

г. Вмешательство Нафана (1:22-27)

3-Цар. 1:22-26. Как и обещал Вирсавии, Нафан… вошел в спальню к царю, когда мать Соломона была еще там. Он подтвердил все сказанное Вирсавией и подчеркнул, что пиршество, устроенное Адонией, происходит теперь, в этот самый момент. Пророк хотел побудить царя к немедленным ответным действиям.


д. Обещание Давида (1:28-31)

3-Цар. 1:28. Очевидно, как только пророк начал говорить, Вирсавия вышла, оставив мужчин наедине. Но, выслушав Нафана, царь вновь позвал ее, и она вернулась.

3-Цар. 1:29-30. ........ Быстрая и решительная реакция Давида свидетельствует, что при всей его телесной слабости он все еще хранил ясное сознание и твердость воли. Итак, царь повторил свое обещание, что именно Соломон, сын Вирсавии, будет царствовать после него." (конец цитаты)



Теперь,  внимание ! Начинается самая  настоящая  драма...Нафан  позаботился о том, чтобы весть о воле  царя стала  моментально  известна  всем. Какова была реакция Адонии  и  его  приближенных? Читаем дальше сайт otveti.org :


"3-Цар. 1:49-51. Тогда испугались () все приглашенные Адонией и поспешили разойтись, и пошли каждый своею дорогою, чтобы не подвергнуться той же участи, какая, несомненно, ожидала его... Сам же Адония, охваченный страхом, поспешил к скинии и встал там, ухватившись за роги жертвенника."

Но, на этот  раз  всё  обошлось... Читаем дальше :

"3-Цар. 1:52-53. ...и Соломон явил Адонии милость. На протяжении всего своего царствования старался он быть милостивым. От своего брата новый царь лишь  потребовал быть человеком честным и лояльным ему. Адония обещал, и Соломон сказал ему, чтобы, ничего не опасаясь, шел в дом свой." (конец  цитаты)



На этом скажем  спасибо сайту otveti.org,  и дальше обратимся к  тексту  Ветхого Завета  сами:

Вот  что произошло вскоре, уже после воцарения Соломона,  когда  Суламита-Ависага (по  востоковедной  версии) вновь  появляется  в  Библейском  сюжете:
 

Третья книга Царств, Глава 2,  стихи 13-25 :

"13. И пришел Адония () к Вирсавии, матери Соломона, (и поклонился ей). Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром. 14. И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори. 15. И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему; 16. теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори. 17. И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену. 18. И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю."

Здесь  внимание ! По востоковедной  версии ( в которой  Ависага=Суламита)  Адония  просит  у своего  брата - царя Соломона - отдать ему  в жены его (Соломона) ВОЗЛЮБЛЕННУЮ !!!
 
Не  слАбо? Не  пропало желание прочитать,  что было дальше?

Читаем :


19. И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его 20. и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе. 21. И сказала она: дай Ависагу Сунамитянку Адонии, брату твоему, в жену. 22. И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин - друг.

23. И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово; 24. ныне же — жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом... — ныне же Адония должен умереть.
 
25. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его (Адонию) , и он умер."

-


Вот так...  Как говорил один классик  - "отпели  соловьи"  по старшему сыну  царя  Давида ... ... ...


-


Но у  меня  возникает  вопрос - а существовал-ли этот второй  заговор  в планах несчастного принца?...Или человек просто  обезумел от  страсти  и потерял  чувство  самосохранения?


 Почему  для Адонии  было  не  очевидно, что просьба отдать ему сунамитянку в жёны  приведёт  к  подозрению в заговоре и  казни? Официальная  версия  понятна, но разве не мог царь  просто  приревновать девушку  к брату?  Ведь согласно рассматриваемой (но  не обязательно разделяемой) нами  версии, Ависага - это Суламита (возлюбленная Соломона). Мог ли знать Адония о взаимоотношениях своего царственного брата  с  девушкой ? - это большой вопрос, учитывая, что в период, когда она была рядом с их отцом Давидом,  Соломон  просто должен был держать свои  чувства в  тайне...

Вообще,  Библия , отдавая дань уважения  Соломону, весьма  критически  относится  к  его  поведению в более зрелом возрасте, когда царь  стал без разбора  брать в  жёны  иноплеменных  женщин-язычниц  и  позволял строить для  них капища ...Тогда Господь через пророка сказал ему:(3 Цар. 11:11-13)
"И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему..."

И  Израильское царство действительно  распалось вскоре после смерти  Соломона... И только лишь благодаря  последующему его Покаянию [по церковному  преданию] в святцы Православного календаря включено имя Соломона, царя израильского, и память его совершается в Неделю Святых Праотец...


Так не была  ли  казнь Адонии  результатом  ревности  царя,  и  не  явилась ли  она  началом  падения Соломона с  высот божественной  любви  в  бездну тёмных  страстей   и  мести? Мы  не  знаем  последовательности  событий Песни Песней (даже  если бы они  действительно  происходили, а не являлись аллегорией,  как учит Церковь). То есть эпизоды Песни  Песней - это  то, что было до казни  Адонии  или после, или происходило практически одновременно?

 Следуя  логике  востоковедов ( которые, ещё раз напомню, в  отличие  от Церкви  трактуют Песнь Песней как  сюжет о  влюбленных, а не как  сюжет о  союзе Бога с  Народом)  Соломон, увидев  Суламиту,   идущую ему навстречу  с любовью,  осенённой  благословением  свыше, испугался   потерять  её чувство. От  этого  страха ему тогда  и  показалось , что  девочка - "грозна  как  полки  со  знамёнами".
Взять силой и  заставить - это он  мог без труда, - но испугался  лишиться  вдохновенной любви  Суламиты , так  как  знал свои  грехи  и   видел , что  девушку  именно Господь подвигнул на любовь. Иными  словами,   Соломон ощутил  трансцендентность  происходящего между ними,  почувствовал присутствие Бога , взиравшего  на  них...


В эссе профессора Михаила Эпштейна  "Онтология любви: Эдем в Песни песней"  Песнь  трактуется даже не  как иллюстрация отношений между Богом и Церковью, а  как иллюстрация Богодухновенной Любви  между  Адамом  и Евой в  садах Эдемских  ДО  ГРЕХОПАДЕНИЯ, когда секс, как физиологический  аспект Любви уже приносил им экстатические переживания и ощущения, но был ещё лишён греховности, привнесённой в отношения между мужчиной и женщиной преступлением ОСЛУШАНИЯ  Бога  ...

На  контрасте  с вышесказанным, беря за  основу   не-церковную, а   востоковедную  версию,  эпизод, когда Соломон отдавал приказ  казнить Адонию (то есть  соперника в любви), решив  земной   властью  "подправить"   судьбу  своих отношений  с  Суламитой/Ависагой  ценой крови  человека, можно расценить КАК?...Есть ли в данном эпизоде элемент аллегории?
Можно и усмехнуться над этими "возвышенными" рассуждениями  помятуя о грубости  нравов  тех далеких времён,  но  от  текста Песни  Песней не  удастся  спрятаться  за циничными объяснениями - такие это тексты... 

Не знаю, нужно ли  было казнить Адонию для  сохранения  трона, но  саму Суламиту (да и Ависагу)  Соломон при  себе не  сохранил - она/они  больше  не  упоминаются  в   Библии , а наличие многочисленных  жён, которыми  царь  обзавёлся впоследствии, свидетельствует о  том, что  никогда больше в  его сердце не  было  такой гармонии  как  при  общении  с  сунамитянкой...


В восьмой  главе  Песни [как и во всех других частях текста] есть строки, которые можно было-бы отнести  и  к  реальной жизненной  истории, и  к образному  описанию любви  Бога  и  Церкви;  вот  посмотрите:
 
"Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. ..."

Эти слова о РЕВНОСТИ в  цитате могут  относиться к тем  аспектам Песни , которые  аллегорически рассказывают о любви  между Богом  и  Церковью в церковном  понимания  слова "ревность"(как христианин  я заставляю себя подчиниться Церковной  трактовке  текста) - а   вот  для исследователей-востоковедов, отстаивающих  версию идентичности Ависаги и Суламиты, это  сказано о   конкретных  людях  (по крайней мере о  троих, если  речь идёт о ревности - и их имена  уже  названы  выше)...

А может быть  в    Песне  Песней  смыслы переплетены и все три  толкования  верны ? - и аллегорическое о Любви Бога и Церкви, и буквальное (историческое), и  даже онтологическое [по версии  проф. Эпштейна] о мечте вновь обрести Эдем или , как Адам и Ева до грехопадения, воссоединиться под Божьим благословением в Царстве Небесном (?) - и Господь вдохновил авторов Песни создать  текст, показывающий в перечисленном выше взаимосвязь?  Может в Песне Песней мы видим сон  Суламиты (?) во  всех  оттенках  чувств, и запахов, и  красок? Вот её слова  - Песн.5:2."Я сплю, а сердце мое бодрствует"...и знаменитый рефрен, повторяющийся  трижды(!) в самые эмоциональные моменты описываемых сцен: "Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будИте и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно"...
Не  является ли  Песнь Песней изложением  вещего сна? И  вообще,  можно ли считать Откровение (полученное как  сон) - историческим  фактом?... или аллегорией?... или обетованием?... Где  граница, отделяющая одно от  другого  в  таком  тексте  как  Песнь Песней?...
Вслушиваясь в такую  аллегорию никому не  посоветую я пытаться  отнять  церковь у Бога...И в этой  связи, думаю, что  личность Суламиты зашифрована в Библии не случайно - всегда найдутся "умники" , которые  попытаются свести Откровение о благословенной Богом  Любви к сюжету дешёвого романа со  скабрезными подробностями и вопросами типа "а  откуда авторам Ветхого Завета известно, что царь НЕ ПОЗНАЛ её?" .
Как Боговдохновенный текст, Библия  знает  кому дать ключ к  разгадке, которая ещё глубже раскроет красоту образа,  а от кого  скрыть тождественность  имён, чтобы соблюсти  своё же  правило :  " Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас." «Библия Мф. 7:6» 

При чтении текста Песни Песней мне подспудно хочется наш земной "основной инстинкт"  как-то облагородить, возвысить до Небес, увязав эстетическое восприятие взаимоотношений  Суламиты и её избранника с неким ангельским действом исполнения  Божественной воли. И в этом есть опасность низведения Небесного к земному в  восприятии  данного текста - сопоставить  собственный опыт с прочитанным,   ощутить себя чуть ли  не Ангелами Небесными и впасть в тот же грех, который низверг Люцифера с Небес. Это объясняет  запрет  церкви толковать Песню как историю конкретных лиц.

Но почему же тогда сам сюжет провоцирует нас на такое буквальное  его понимание? Не потому ли, что будучи слабы Духом, мы эмоционально восприимчивы только к своим желаниям и мечтам, основанным  на животных инстинктах? Мечтаем лишь о том, чего хочет наше бренное тело, даже если животный инстинкт замаскирован психологическими или эстетическими переживаниями...

И всё-же, с тех времён, когда наши праотцы ещё  не были изгнаны из Рая, в нас осталась генетическая память об абсолютной Правде Божественной Любви - к ней стремимся, но  не можем преодолеть обретённую изгнанием греховность. Из сострадания к этой нашей слабости Господь вдохновил авторов Песни Песней на использование знакомого каждому из собственного жизненного опыта  сюжета в качестве  своего  рода   "музыки", "мелодии", которая, опираясь на понятное всем, возносит избранных к Тайне - не к постижению Тайны, но к предчувствию погружения в неё - "А Тайна сия  велика есть".

Эта фраза о  "тайне"  в Послании Апостола Павла идёт в следующем порядке: "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви".«Библия Ефес. 5:23-33» ...
Здесь можно  привести  цитату из Новой Философской Энциклопедии, где даётся определение такому подходу к рассуждению и к тексту. Вот эта цитата : "АНАЛОГИЯ СУЩЕГО, аналогия бытия (лат. analogia entis) – понятие в философии и богословии, означающее особый тип отношения между объектами или же особый тип предикации, при котором основанием соотнесения предметов являются не принципы тождества или различия, а принцип их подобия своему иноприродному источнику."

Итак, если ввести фразу Апостола Павла о Тайне в поисковик, то компьютер выведет вас на сотни страниц её толкования величайшими Учителями  Церкви - и я рекомендую вам прочитать это  самим, так  как моя задача в другом - я просто хочу предположить, что "историчность" или "не историчность" текста Песни Песней и её персонажей совершенно не меняет  смысла текста . Все востоковедные изыскания по идентификации личности Суламиты и Ависаги на самом деле не меняют НИЧЕГО в понимании сути этого откровения, которую  только Церковная богословская традиция  помогает нам осознать...

Вообще, к сожалению,  есть тенденция  при  анализе  Песни уделять повышенное  внимание  её  "эротическим" аспектам, хотя сам текст  всё время  пытается  нас приподнять  над  таким  восприятием  и  подчеркнуть,  что  главное  для  влюблённых просто БЫТЬ  ВМЕСТЕ, заботиться друг о друге - вот, например, строки, где чувства героини  доходят  до такого исступления, что о сексе даже и  мысли быть не может - Песн.5:5-8  "5. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. 6. Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне.7. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены.8. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви" ...

Существует постановление V-го Вселенского Собора [553 год от Р.Х], которое анафематствует тех, кто учит, будто бы «Песнь Песней» говорит об  отношениях между мужчиной и женщиной, а не  использует  образы  этих  отношений  как аллегории  для  описания любви  Бога  и  Церкви ... Прямым  логическим результатом  этого  является  неизбежность трактовки эпитетов/метафор/аллегорий,  употреблённых в  тексте [в  том числе самых чувственных подробностей],  как угодных  и  ВЫСОКИХ в  глазах  Всевышнего в их буквальном[изначальном] понимании в брачных отношениях людей - ведь  боговдохновенный текст не  может  использовать непотребное в  очах Господа в качестве  метафор для описания  отношений Бога и  Церкви... Не мне  судить о целях Епископов  на пятом  Вселенском Соборе, но Промысел Божий их  руками  возвёл  описания  физических ласк влюблённых в ранг  своего рода освященных Богом  - ведь  если  бы не было  этого решения  Вселенского Собора, то можно было бы говорить, что Песнь  включена в  Библейский Канон в  качестве примера чего-то  неподобающего в отношениях [как  некоторые сюжеты других   книг Библии] и  это "неподобающее", мол , впоследствии  довело Соломона  до его грехов [ведь  Библия  нам  повествует и о грехах царя] ...Но  Вселенский  Собор методом  метафорического переноса  провёл  параллель брачных  отношений людей c Любовью Бога  и  Церкви и, тем самым,  дал  оценку употреблённым эпитетам, метафорам  и  образам [превратив метафоры в метаболы]  и, следовательно, установил  критерии для  восприятия, отвергнув брезгливое  отношение начётчиков к "эротическим"  моментам  Песни, и [вольно или невольно] логически  неизбежно оправдав как Богоугодные все интимные сцены текста в  буквальном их восприятии относительно  брака мужчины и женщины - для  тех  времён это было впечатляюще ,  хотя  я  не  уверен, что все  Епископы  понимали  что  делают - промысел Божий часто не  нуждается в  понимании  тех, чьими  руками  он  осуществляется ...

Хотите  скажу вам  ещё больше? - я  сомневаюсь в правильности  вывода, процитированного мною  с  сайта otveti.org , о причинах того, почему  царь Давид не  познал Ависагу. Авторы  сайта пишут, что   якобы  ПО  НЕМОЩИ он  не  познал  её - а я  думаю, что он ( как  и  Соломон во время своих отношений с  Суламитой, которые могли  быть вещим сном ) просто  НЕ  СМЕЛ  нарушить целомудренное и Богом  данное чувство её заботы, когда она "ходила за ним и  согревала его"  под    одним одеялом, и посчитал невозможным  низвести ЭТО к тому, что диктовал  инстинкт - а  вернее и  инстинкт-то  был заглушен неопаляющим пламенем ниспосланным свыше...Во всяком случае мне хочется так думать...

Господь, зная о скорой смерти Давида,   коснулся   сердца старого царя через Ависагу, и  царь, уже имевший  откровения о  Вере, о Жизни, о Страданиях, о Тщете усилий  и  Смерти - так вдохновенно изреченные им  в Псалмах - на краю жизни  получил  ещё  одно Откровение  от Господа - о не  материальном, не  основанном на животном инстинкте, но о божественном  источнике Любви ... о той   чистоте  Любви, каковой она  пребывала от  Дня Творения до  грехопадения Адама и  Евы, когда те  ещё не видели, что наги...

Думаю,  что в   ночные часы, когда царя Давида мучила старческая бессонница, он  всматривался  при  свете  Луны в  прекрасные  черты невинной сунамитянки,  мирно спящей рядом,   и  вслушивался в сияние звёздного неба - ибо о чём можно думать в  такие  минуты? Только лишь слушать  тишину...
Как  в  известной песне из времён моего детства  "Ты - это музыка любви, звучи во мне, во мне  живи," - а затем главные строки,  повторяющиеся   рефреном,  как иллюстрация к описанной выше  сцене - "А  Тишина  на то  дана, чтобы  Ты во мне слышна  была -  как шелест  трав, как шум  листвы - музыка Любви..."


_

 

 Есть ещё один ключ к пониманию Песни Песней  в  самом  её тексте - вот это место :

7:1 "Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, - и мы посмотрим на тебя". "Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?"

Вот это отрицание  необходимости  смотреть на  неё  как на хоровод Манаимский очень важно для понимания того, что говорит нам текст.

Есть такая  область  теологии - апофатическое  богословие.  Википедия даёт простое  определение этой богословской дисциплине -   "богословский метод, заключающийся в выражении сущности Божественного путём последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых ему..."

Применив  это к тексту,  мы  можем многое понять.

Что-же такое этот "хоровод Манаимский", который Песня Песней  не  рекомендует сравнивать в Суламитой ?

Востоковеды и гебраисты сбились с  ног - во  всей истории  Израиля  нет сведений ни  об одной  известной  традиции как-либо упоминающей Манаимский  хоровод... Что же  это  такое?...   

Вот  что писал  в  1891 году в своём  труде  «Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия»  архимандрит Никифор (в миру Алексей Михайлович Бажанов 1832—1895) — духовный писатель и настоятель Высокопетровского монастыря:

"Манаим или Маханаим, город в Галааде, лежащий к с. от ручья Иовона, по ту сторону Иордана. Название города означает два лагеря или два воинские полка, так как Иаков, по возвращении из Месопотамии, встретил здесь ополчения ангелов. Выражению в кн. Песнь Песней Манаимский хоровод толкователи Библии дают различные объяснения. Одни находят здесь указание на хоры или лики ангелов, явившихся Иакову в Маханаиме. Другие думают, что в воспоминание означенного явления ангельских хоров Иакову, в Маханаиме происходили торжественные хороводы, которыми славился этот город." 

Так  как о  хороводах в Маханаиме  "в воспоминание" о явлении ангелов  Иакову  никаких сведений  в  истории  нет, то  из этих двух  догадок архимандрита  Никифора только  одна безусловно подтверждена:  убегая со  своей любимой женой  Рахилью от  Лавана,  Иаков получил благословение  от Бога, описанное  в Библии следующим  образом   Быт.32:1-2 "А Иаков пошел путем своим. [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим." ...

Вот  он - хоровод Манаимский - ангельское ополчение, ниспосланное Богом как благословение Жениху и Невесте в минуту опасности.

И  что говорит  нам  текст  Песни Песней? - не  нужно смотреть  на  Суламиту  как  на  ангела,  что-ли ? - а  дан ли  нам совет  как  на  неё  смотреть? - читаем  ещё раз:
  7:1 "Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, - и мы посмотрим на тебя". "Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?"  7:2 "О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника;" ...и так далее ...пропускаем  эпитеты , и  , наконец, апофеоз всему - 7:7 "Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью!" 7:8 "Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти."... и  дальше прямым текстом - 7.9 "Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков;"...

Это как понимать? ... Если мы  всерьёз подчиняемся решению Вселенского собора по трактовке  Песни методом метафорического переноса, то  это автоматически  превращает   метафоры текста  в  метаболы [см. мета<б>олы]  для нашей  грешной  действительности, и  тогда для меня прямым  текстом  сказано : смотри  на неё [Суламиту] не  как  на  небожителя, и НЕ ТОЛЬКО как на образ Церкви, или НЕ ТОЛЬКО как  на воспоминание о Еве до грехопадения  в  садах Эдемских - оторвись, Борис, от  компьютера, поверни  голову к окну,  и вон  там  она   чистит  машину  от  снега, вот изогнулась как  стройная  пальма, чтобы поднять стеклоочиститель, а  потом  вдруг поправила капюшон на  голове обеими руками , не  выпуская  щётки  из  рук , и  взглянула в  твою сторону ... ... Но я  с нею  не знаком...  А  ведь  кто-то   на много лет моложе меня,  думает про неё  почти также как написано  в  Песне Песней  :  "Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами." ... 

Не  поймите  меня  буквально -  я не о конкретной девушке говорю - это я  сейчас  придумал на  минутку для иллюстрации...

А  ведь сколько их - Лены,  Тани, Оли и  Оксаны - и все они могут в браке стать для кого-то и частью Образа  Церкви [как Суламита в  Песне],  и её же сном об утерянном Евой Рае, и, конечно, самой  дикой природой ,  которой  Господь дал способность через  Любовь возвратиться в  Эдем...

То, что поначалу воспринимается как нечёткость "сюжета и мысли" в тексте, при  внимательном прочтении оказывается  гениальным ходом, который  увязывает  в  одно целое все толкования  Песни - и  аллегорическое,  и  онтологическое,  и  буквальное, и историческое, и душеспасительное для нас  здесь и  сейчас.

Господь хочет, чтобы у каждого жениха  была своя "Суламита", зовут ли  её  Лена, Маша или  Вика - но  одни могут ею стать в духовном смысле , даже лишь в  снах  иногда [ если  не  сбылось   наяву], и сохранять в  себе этот дар даже в  монастыре  в 90-летнем  возрасте,   а другие так и  не  смогут ...


Если  выйти на  улицу  [на  свежую голову]  и посмотреть вокруг, то  сразу видно,  что отвлеченные и  "тонкие" рассуждения  о "высоком", касательно брака, любви и секса  в  плане того, почему Господь  придумал  именно такую "текстуру"  самого ощущения  вожделения в присутствие  Любви или в её отсутствие - всё  это   довольно далеко от  насущных  наших проблем. Болезни, смерти , мучающиеся  неизлечимо больные  дети,  несчастья, усталость, войны, предательство, элементарное хамство и  зависимость от нежелательных лиц  и  обстоятельств   - это всё кажется  нам гораздо  важнее  рассуждений о соотношении брака  и секса с замыслом  Бога  о  том, каким же этот  секс и прочие  отношения в  браке  должны  быть  с Его[Бога] точки зрения ... Бог же нас  всё  равно ,наверное,  видит на брачном ложе   как мы  видим  умилительных хомячков  при  спаривании - но Он НЕ СМЕЁТСЯ  над  нами...

Святая  Тереза  Авильская в  своих комментариях  к  Песне   отмечала, что Суламита будто определяет [употребляя грамматические  категории 2-ого и 3-его лица] самогО Всевышнего, как источник  ласк,  отделяя Его от персонажа [Соломона], который эти ласки  оказывает : "Да лобзает он [3-е лицо] меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои [2-е лицо] лучше вина."  Конечно,  ласки Св.Тереза  трактовала аллегорически,  но почему Бог внушил  авторам Ветхого Завета   так  красиво о  нас  сказать в Песне Песней, используя аспекты брака  мужчины  и женщины  в  качестве  метафор и аллегорий  для горнего? 

Он [Бог]  Сам,  сложнейшими  химическими  реакциями  в нашем  теле и  мозге  программировал в  нас конкретные  ощущения - все  их  этапы в многовариантных  цепочках событий, перетекание  одного ощущения  в  другое - начиная  от впечатления, производимого этой её  походкой в  обтягивающих джинсах, и те  мысли и  образы, которые  прорываются  при  этом  в наше сознание... И дальше, и  дальше... Это всё не  случайно - Он  программировал  все  последствия всех  вариантов  нашего  свободного выбора  ещё до появления первых  людей, включая вариант нашего соприкосновения с нашей-же собственной  животной  сущностью, открывшейся  в  нас  в  момент, когда мы  ослушались Его в  Эдеме...

Но  где же цель? - Творец  ведёт  нас, заставляя вспомнить  круг  нашего грехопадения... Но после   пика  животного  экстаза ,  когда мы  лежим  умиротворенно и уже не  хотим ничего от  инстинкта,  мы разве не  летим  куда-то?  - Куда? - Если  ты  лежишь с "суламитой",  то  ты летишь  к Богу - она  должна  приблизить тебя к Богу как результат вашего секса и  вашей любви, она  должна  преобразить оргазм  в катарсис, и сделать  это, воспользовавшись твоим животным  инстинктом, который в тебе проснулся ещё в  результате грехопадения  в Эдеме ...

 А как было в  Эдеме до грехопадения и до ЖИВОТНОГО  инстинкта? - какова  была "текстура" вожделения  и удовлетворения  ТАМ ? - Ведь Бог сказал "плодитесь и размножайтесь"  ДО  ТОГО как  Ева, ослушавшись Его,  съела  плод с  Древа Познания, тем самым  совершив грехопадение... Грубо  говоря: с точки зрения "текстуры" ощущений - каким  Господь  хотел сделать  секс  и  любовь  Адама и  Евы  в  Эдеме ?

Это  одна  из  Тайн, которую  мы  не  знаем... Но,  профессор  университета Эмори и почетный профессор Даремского университета Михаил Эпштейн считает,  что именно  об этом  Песня  Песней , вернее -  и  об  этом  тоже...


-



...Настало время  вернуться к нашей  теме  и  к ранее  поставленному  мною вопросу - а что-же сама  героиня?  Если по  востоковедной (не  Церковной)  версии она действительно  существовала в одном  лице (и  Ависага и Суламита),  то понимала-ли она  свою роль,  оказавшись по Божьей  Воле в  центре  драматических  событий между тремя царственными  особами  Израиля и олицетворив  своим  примером  столько Откровений для нескольких религий? ...


Зачем нам мудрствовать  на  эту тему (?)  - давайте спросим её саму... Пусть Суламита  сама скажет нам, что  знала она о себе и о той  роли, которую уготовал  ей  Господь... Вот он,  наш  вопрос, изложенный  самим  Священным Писанием в тексте Песни Песней:


"8-9. Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная - она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и - превознесли ее, царицы и наложницы, и - восхвалили ее.

10. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?"


...И  в  следующих двух строчках девушка  отвечает нам из глубины тысячелетий и из грядущей Вечности:


"11. Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась  ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?

12. НЕ ЗНАЮ, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего... ... ..."











.