Сны о моем любимом, старом Мелекессе

Игорь Казанцев 3
«Гонки на мотоциклах по вертикальной стене».
(черновой вариант).

В середине 60-х годах в Мелекессе появились зазывающие плакаты цирка-шапито: «Спешите видеть величайшее зрелище на земном шаре «Круг смерти»! Номер этот преподносился как смертельный, что очень подогревало интерес Мелекеской публики. 
Шатер цирка-шапито был расположен у здания речного вокзала. Купив билет захожу по крутой деревянной лестнице наверх шатра. Внутри шатра огромная глубокая бочка, выполненная из досок. Свет приглушенный. От бочки зрителей отделяют канатные заграждения. Публика прибывает и прибывает.
На арену выходит ведущий: Уважаемая публика!  Зрители разных возрастов! Для Вас Заслуженные артисты России, Петр и Надежда Маяцкие с сыном  подготовили новую программу «ШАР СМЕЛОСТИ». ВПЕРВЫЕ в Мелекессе.  Спешите видеть это уникальное по сложности подготовки по цирковым меркам представление, и, соответственно, удивительнейшее по восприятию яркое феерическое шоу. Мы наше представление посвящаем Вам Мелекессцы!». 
Свет гаснет, и таинство начинается. Тишину взрывает громкий рёв моторов, и начиналась бешеная гонка по внутренней поверхности бочки.  Первым  заезжает один мотоциклист, потом другой. Затем сразу пара каскадеров удивляет зрителей, когда одновременно «кружится» в бочке. Оказывается, два – не предел. В деревянной бочке свободно могут разместиться и три мотоциклиста. Артисты поднимались в бочку к мотоциклам, и начиналась бешеная гонка по внутренней поверхности. Партнёры Маяцкого — двое мужчин и две женщины — на полном ходу мотоциклов  артисты строили на движущихся мотоциклах сложные акробатические пирамиды: бросая руль, ехали, стоя на седле, перепрыгивали с мотоцикла  на мотоцикл. Ярко освещенные машины неслись по горизонтали и вертикали, на встречных виражах, выписывали восьмерки и «мертвые петли», повисая вниз головой. Во время движения машин артисты перепрыгивали с одной на другую, выполняли сложные акробатические номера. Демонстрировались также гонка с фейерверком и гонка за лидером, когда один из артистов пересаживался на велосипед и стремглав летел вслед за мотоциклом.  Разумеется, ведущим участником этих очень опасных гонок был сам Пётр Маяцкий.    Кульминацией выступления  был особенно эффектным и очень сложный трюк который заставлял зрителей следить за ним с замиранием сердца. Маяцкий несся с завязанными глазами; при этом его жена Надежда  стояла у него на плечах.   Он выполнялся в темноте, с фейерверками, которые вылетали из мотоцикла. Когда мотоциклист проезжал совсем рядом с краем то, очень запомнились голубые глаза Надежды Маяцкой. Они совершают множество оборотов. Мелекессцы поражены мастерством семьи П. Маяцкого. Смотримся захватывающе. Зрители стояли наверху прямо рядом с бочкой и страшно было нам  до ужаса. А под куполом цирка, по самому краю бочки, бесстрашный гонщик все так же кружил и кружил.  Они становились ногами на мотоцикл, ставили при этом себе пассажира на плечи, перепрыгивали с мотоцикла на мотоцикл и заставляли зрителей волноваться. Эффектно венчала номер пирамида из нескольких артистов на одном мотоцикле. Кто хоть раз видел это захватывающее зрелище, тот уже никогда не мог забыть его. Зрители аплодируют, вскакивают со своих мест, не сдерживают эмоций. Такое не везде встретишь.
(В Мелекессе П.Н. Маяцкий со своим аттракционом был 2 раза. Ждали его также в летом 1968 году, но, случилась трагедия весной Петра Никифоровича Маяцкого не стало).
Выйдя из шатра зрители не могли ни как в себя придти от запаха бензина, рева моторов, вскриков изумленной публики, которое можно выразить одним ёмким словом: героизм и отвага  во имя Великого искусства.
(продолжение следует).