Сражение при Саламине

Николай Тернавский
Сражение при Саламине
Она вошла, представилась: - Меня зовут Ксения Игнатьевна Метелица. – И спокойным уверенным голосом продолжила: «Тема  сегодняшнего урока  «Сражение при Саламине».  Мы поговорим о важном событии Персидских войн, когда над  Грецией нависла угроза порабощения. Вы уже знаете о подвиге спартанцев во главе с царем Леонидом под Фермопилами, о том, что персидский царь Ксеркс собрал огромную армию и устремился на Балканский полуостров... Летом и в начале осени 480 года до нашей эры персидский флот, двигаясь вдоль побережья Эллады, брал один за другим  греческие города. Персидские войска вскоре заняли и Афины. Под угрозой порабощения греки собрали войска, выставили все военные суда, но и объединенный флот эллинов значительно  уступал персидскому. Поражение казалось неизбежным, но если навязать захватчикам сражение в тесном проливе, то его численное превосходство становилось не таким определяющим. Среди союзников шли споры, некоторые соглашались с избранным главнокомандующим  Фемистоклом – сражение нужно дать в проливе, другие возражали и требовали отхода части кораблей. Чтобы предотвратить раскол, Фемистокл отправил Ксерксу лазутчика с посланием, что греческий флот намеревается бежать, и если тот  желает нанести ему поражение, то следующим утром, 28 сентября, должен  атаковать греков».
Она размеренно ходила перед доской, плавно жестикулировала, показывала на карте расположение флотов, движение эскадр, а мы как завороженные внимали ей. Ничего важнее, чем исход сражения  для нас в то время не было. Перед мысленным взором проплывали корабли, сражались на стенах городов-крепостей воины, горели разграбленные  врагом Афины и отчаянно спорили флотоводцы. Затем последовал ожесточенный бой, и радостные крики тонущих греческих моряков возвестили победу эллинов над персами. Следует добавить, и к нашему восторгу.
Пожалуй, это был самый интересный и яркий урок за всю мою учебу в  школе. Я не помню, кто тогда преподавал у нас историю и кого замещала Ксения Игнатьевна, но я до сих пор считаю,  это подарком судьбы.
Кто такие эти греки?.. Что значило для нас их поражение персам? .. Их победа над ними… Зачем нам было знать подробности того сражения?.. Какой-то Фемистокл ?.. Все эти вопросы теряли смысл.  Я не знаю, какой след в памяти  остальных одноклассников оставил урок, как отразился на их интересах и судьбе, но я был потрясен. После него я открыл для себя историю, я перерыл и перечитал по Древней Греции все книги в школьной и сельской библиотеке, добрался до краевой. Начал со сравнительных жизнеописаний Плутарха, прочитал «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, «Пелопоннесскую войну » Фукидида, перешел на диалоги Платона, «Историю» Геродота, «Энеиду» Вергилия…
Ксения Игнатьевна, представшая передо мной на том уроке гречанкой, некой Афиной Палладой, оказалась нашей станичницей, жившей на соседней улице, хорошей маминой знакомой. Она была приветливой и ровной в отношениях со всеми. К ученикам у нее не было никакого снобизма и предвзятости. В этом я убедился, когда судьба свела нас еще раз.
Работая в районном доме детского творчества, мы с женой решили создать при школе студию. Ксения Игнатьевна пришла  к нам сама и предложила создать театральную секцию. Честно говоря, я не верил в успех, но почему бы и нет. Невероятно, к ней на просмотр ежедневно выстраивались огромные очереди из учеников. И она, не считаясь со временем, всех смотрела и слушала. Когда же театральная труппа была сформирована, начались долгие кропотливые репетиции. Я все еще сомневался в успехе предприятия, но удивлялся ее настойчивости, терпению и пониманию детей. Она не кричала, не делала никаких заявлений, во всем была видна любовь к детям, желание помочь им раскрыться. Для воспитания и образования этого достаточно, но для искусства мало, нужен талант. И каким же было мое удивление, когда через месяц на первую постановку  в актовый зал собралась вся школа. Директор и завучи с преподавателями расположились на первых рядах, ученики сидели на полу в проходе, толпились в дверях. Ответственность, волнение - и такой оглушительный успех. Хохот, аплодисменты не смолкали почти час. А ставили ученики, под руководством Ксении Игнатьевны пьесы по рассказам кубанского писателя Николая Канивецкого. Особый успех имела пьеса «Контрабандный чай», показывали ее не раз, в том числе и на конкурсе самодеятельных любительских  театров. И там был фурор: как школьники и так играют…
Позже я узнал, что отец Ксении Игнатьевны, казак нашей станицы  в 20-х годах играл в театральной труппе и был репрессирован как классовый враг. Вероятно, от отца у нее осталась тяга к самодеятельному театру. Удивило и другое: директор школы, рукоплескавший вместе с другими на поставке, на мое предложение премировать  Ксению Игнатьевну за работу, отмахнулся: «Денег на ремонт нет, а ты с премиями…»  И тогда я решил написать заметку в газету о театральной студии, постановках, заслуге старой учительницы. При встрече поделился с ней замыслом и услышал в ответ:
-Да Вы что… Ни в коем случае, не надо!
-Но почему?..
-Да меня выживут, живьем съедят.
Мы оставались добрыми знакомыми до самой ее смерти, случившееся несколько лет назад от инсульта. Умерла на крыльце своего  дома от инсульта. Светлая память настоящему учителю, скромному и талантливому человеку !