Об авторстве некоторых песен

Вадим Элефантов
ОБ АВТОРСТВЕ ПЕСЕН "ГОРОД ЗОЛОТОЙ", "ОЧАРОВАНА, ОКОЛДОВАНА" И "ПОРУЧИК ГОЛИЦЫН"

1)ИСТОРИЯ ПЕСНИ: «НАД НЕБОМ ГОЛУБЫМ...»/ГОРОД ЗОЛОТОЙ

В 1987 году вышел на киноэкраны фильм «Асса», а вместе с ним обрела широкую известность эта мелодия в исполнении БГ. Впрочем, как выяснилось, существовала эта песня и до БГ. Мотив ее долгое время приписывали средневековому итальянскому композитору лютневой музыки Франческо да Милано, а слова — самому Борису Гребенщикову, который не потрудился авторства отрицать. Таким образом, народной молвой песня приписывалась всем, кому угодно, вплоть до средневековых евреев (!!! - это заговор).

Любопытное состоит в том, что в случае с «Городом...», очевидное — ни есть истинное. А настоящая история этой песни уходит своими корнями в 1972 год, когда советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает альбом «Лютневая музыка XVI-XVII веков» с именем Владимира Вавилова на обложке. На пластинке 10 произведений и лишь три из них исполнены Вавиловым. Среди них такие известные сейчас, как «Аве Мария» Джулио Каччини и «Ричеркар» Николо Негрини. Лишь три композиции действительно, исполняет В. Вавилов (лютня). Так почему же только его фамилия на обложке?..

Да-да, именно Владимир Вавилов — настоящий автор «средневековой лютневой музыки». В советские времена композитор без высшего музыкального образования предпочел выяснению отношений с худсоветом невинную мистификацию, состоящую в приписывании собственных мелодий малоизвестным музыкантам эпохи Возрождения.
И так родилась эта мелодия… Через год после выхода пластинки 11 марта 1973 г., умер ее настоящий автор Вавилов. Примерно в это же время не выходит эта музыка из головы поэта с инженерным образованием, автора песен Анри Гришевича Волохонского. Гуляя по Питербургу, то и дело навещая известного в то время ленинградского художника Бориса Аскерольда (Акселя), который в то время работал над панно «Небо», Андрей Волохонский однажды сочиняет (а точнее, «записывает за 15 минут») строчки, ложащиеся на мелодию Канцоне Вавилова.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/delgita/post131381061

2) ИСТОРИЯ ПЕСНИ: «ПОРУЧИК ГОЛИЦЫН»

Михаил Звездинский является зарегистрированным в Российском авторском обществе автором песен «Поручик Голицын», «Очарована, околдована», хотя в некоторых случаях его авторство вызывает веские сомнения – и не только этих песен.
Из Википедии: «Первым датированным исполнением песни «Поручик Голицын» можно считать запись Аркадия Северного в середине мая 1977 года в Одессе с ансамблем «Черноморская Чайка». Текст песни подготовил друг и звукооператор Владислав Коцишевский.
С песней связан ряд взаимоисключающих легенд: что она возникла в среде первой (белогвардейской) эмиграции и была популярна уже до Второй мировой войны (некоторые приписывали её даже Марине Цветаевой); что она была написана Георгием Гончаренко, известным под псевдонимом Юрий Галич; что она была написана или Звездинским, или другими бардами — его современниками (М. Гулько, А. Днепровым, А. Дольским или А. Розенбаумом). Известно, что её нет ни в каких сборниках аутентичных белогвардейских песен, эмигранты старшего поколения в 1970—1980-е годы её не знали. Однако она, возможно, существовала в 1960-х — поскольку 1967 годом датируется посмертно опубликованное стихотворение Вадима Делоне «Моя роль в революции», которое является её переделкой.
В 1974 году была опубликована повесть Н. Самвеляна «Послесловие к жизни Кольки», в которой один из героев, «бывший деникинский подпоручик» Василий Николаевский, поет строфу этой песни:
Четвёртые сутки пылают станицы,
Исходит дождями Донская страна.
Раздайте патроны, поручик Голицын,
Корнет Оболенский, налейте вина…
В 1980-х годах в устах различных исполнителей появилось много вариантов «Поручика», где изменены слова и целые строки, сокращено количество строф. Известны также разные варианты музыки.
В советском пропагандистском фильме «Заговор против страны Советов» (фильм № 1) 1984 года (режиссёр Е. Вермишева, Киностудия ЦСДФ), в качестве «звуковой иллюстрации» к кадрам, показывающим русскую эмиграцию первой волны, был использован фрагмент песни «Поручик Голицын» в исполнении Аркадия Северного.
В 1990-х годах появились вариации на ту же тему, отсылающие к эмиграции уже не из России, а из Советского Союза:
О, русское солнце, великое солнце!
Мне режет глаза ослепительный луч.
Поручик Голицын, а может, вернемся
Туда, где меня запирали на ключ…
В последние годы пропагандируется утверждение украинского исполнителя Василя Лютого (псевдоним — Живосил Лютич) о том, что «Поручик Голицын» есть переделка песни «Мій друже Ковалю», якобы написанной в 1949 году неким Миколой Матолой из УПА.[5] Независимых подтвержений этого утверждения (а также самого существования как подходящего Миколы Матолы, отличного от закарпатского поэта М. Матолы 1952 года рождения, так и текста песни «Мій друже Ковалю» до Василя Лютого) нет».

3)ИСТОРИЯ ПЕСНИ «ОЧАРОВАНА, ОКОЛДОВАНА».
Другая песня, якобы музыка которой написана Звездинским – романс «Очарована, околдована» по стихотворению «Признание» Николая Заболоцкого (1903-1958). Кто только не пел эту песню: и группа "Санкт-Петербург», и Михаил Звездинский, и Александр Малинин и т.д.
По материалам из интернета:
В процессе поиска полной версии песни, обнаружил, что музыка оказывается питерского барда Александра Лобановского(р. 1935). Прошерстил все альбомы Лобановского, но этой песни ни в одном не обнаружил. И только недавно нашёл эту песню в исполнении Лобановского. Правда немного отличающегося от привычного исполнения – в ней не четыре, а пять куплетов. Лично для меня авторство не вызывает сомнений.
В 1990 Лобановский обратился в ВААП с просьбой в судебном порядке подтвердить свое авторство песни "Очарована, околдована", а также еще шести песен, присвоенных Звездинским – «Сгорая, плачут свечи», «Проститутка Буреломова», «Шёл я в ночь», «Увяли розы», «Сенокос» и «Нерусь». Суд подтвердил авторство Лобановского.
А вообще у шансонье Звездинского ( настоящее ФИО - Михаил Михайлович Дейнекин ) примечательная биография: в детстве несколько раз изгонялся из школы, а потом в 1962 году по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР на один год лишился свободы за кражу машины и драгоценностей. Повторно был осуждён в 1966 году на три года за дезертирство. В 1973 году получил ещё три года за изнасилование иностранной гражданки. В 1980 году получил шесть лет за дачу взятки и частное предпринимательство. В общем провел в неволе 12 лет (по другим данным даже 16). Дед его и отец были расстреляны за антигосударсвенную деятельность, мать тоже репрессирована – в общем яблочко от яблони далеко не падает…
Для многих только остаётся вопросом - почему Звездинский (Малинин и др.),исполняли романс «Очарована, околдована» не полностью. Что они нашли крамольного в 4-ой строфе? Полностью красивый романс – а стал был ещё прекрасней!
Вот, собственно, и полный текст:


Признание
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется...
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
1957 год