Metal heart группы Акцепт. Мысли по поводу...

Вадим Элефантов
Шел тысяча девятьсот девяносто девятый год,
Когда человечество столкнулось лицом к лицу с истиной,
С загадочной тайной.
Хирург сказал об этом в новостях –
Человеческая раса умирает,
Но не от болезни, ищущей вас.

Металлическое сердце
Люди с этим сталкиваются везде.
Металлическое сердце
Безжизненные кусочки стали.
Металлическое сердце
Отключенные от сети, они умирают.

Ужасающий факт был назван,
Всеобщее замешательство.
Они обрели все тот же кошмар...
Стук сердец – отсчет бомб с часовым механизмом.

Это текст песни «Metal heart» группы «Акцепт», открывающей одноименный альбом группы 1985-го года. Об этой легендарной песне можно говорить и говорить. Я сам дышу к ней неровно, ох, как неровно... Для меня она – символ поколения, даже эпохи. Весь хэви-метал восьмидесятых в этой теме! Эта та музыка, которая в сердце каждого олдскульного металлюги! Как говорил Толик Орлов из группы «RAF», все металлисты тогда кипятком ссали под эту песню. Во второй половине восьмидесятых по его словам в одном из немногочисленных тогда ресторанов города собирались время от времени неюные и состоятельные любители «металла», и эта песня, одна из самых любимых ими, звучала обязательно… Если бы меня спросили лет так …дцать назад, какая группа в «металле» у меня самая любимая, я бы не раздумывая ответил бы - конечно же, «Aкцепт». А самая любимая песня - «Metal heart», открывающая одноименный альбом 1985 года. Я сделал свой перевод текста, те, что нашел в интернете, меня не удовлетворили. Итак…

Шел тысяча девятьсот девяносто девятый год,
Когда человечество столкнулось лицом к лицу с истиной,
С загадочной тайной.
Хирург сказал об этом в новостях –
Человеческая раса умирает,
Но не от болезни, ищущей вас.

Металлическое сердце
Люди с этим сталкиваются везде.
Металлическое сердце
Безжизненные кусочки стали.
Металлическое сердце
Отключенные от сети, они умирают.

Ужасающий факт был назван,
Всеобщее замешательство.
Они обрели все тот же кошмар...
Стук сердец – отсчет бомб с часовым механизмом.

(повтор припева и т.д.)

и у большинства людей металлические бесчувственные сердца. (Тогда, в середине восьмидесятых это было в диковинку, сейчас уже стало реальностью).
Слова этой песни – про апокалипсис душ. И конец света, ожидаемый с окончанием тысячелетия, оказался вовсе не таким, каким его ожидали. Это не кровавая свистопляска стихий и разнузданных демонов. Просто сердца людей стали… металлическими, бесчувственными. Дьявольская цивилизация превратила людей по сути дела в бездушных киборгов. И это болезнь духа, а не души и тела. И возможно даже понадобилось хирургического вмешательства. Человеческая раса обречена вымирать не физически, а образно: в урбанизированном мире недалекого будущего не найдется места простым и естественным человеческим чувствам. Мир полностью компьютеризирован, подчинен машинам. Медицина бесполезна – люди перестали быть людьми. Как предрекали мудрые – Армагеддон произошел в душах. Окончательная Битва Бога и Дьявола, Добра и Зла произойдет не во внешнем мире, а в наших душах - об этом эта песня. И еще она о том, что красота спасет мир. И об этом уже сказано не словами, а музыкой. И это надо слушать! Знаменитое хаотическое соло одинокой гитары, вдруг «брошенной» ритм-секцией, висит в воздухе как тонкая нить, готовая оборваться в любую секунду. Ее замедляющийся пассаж оборачивается неожиданно сентиментальной музыкальной пьесой «К Элоизе» Бетховена. Снова вступает ритм-секция, потом добавляется хор, что перекликается с эпической обработкой «Славянского марша» Чайковского во вступлении.
«Акцепт» критиковали музыковеды за якобы неудачную обработку гениальной «К Элоизе» Бетховена. Конечно, если подойти буквально, «вырезать», то эта сентиментальная фортепианная пьеса великого немецкого композитора не звучит на гитаре с перегруженным звуком, хоть ты тресни… Но… и стилистка группы и… «Черный квадрат»! Всему свое время и свое место. Произведение искусства надо понимать в контексте эпохи и в контексте формирования художественного образа. Сейчас хоть зарисуйся этими квадратами, треугольниками и параллелепипедами - никто не обрати внимания. Эта цитата из произведения Бетховена - часть целого – монументального рок-гимна «Metal heart». Часть художественного образа - от этого и танцуем, как говорится. И ее надо воспринимать в контексте авторского замысла и более никак. Во вступлении музыка «Славянского марша» Чайковского, хоть и сыграна нота-в-ноту, тоже звучит совсем неожиданно, не как в оригинале - грозно и величественно. А бессмертная музыка Бетховена – здесь как вера в то, что красота спасет мир, она символизирует надежду на выживание человечества в ходе всеобщей «металлизации» сердец. Это - катарсис. Спасение. Хотелось бы верить… Массовые расстрелы не оправдали возложенных на них надежд)))).

Особые отношения сложились у группы «Акцепт» с Россией. А также и у Диркшнайдера уже в составе его сольного проекта «U.D.O», после ухода из группы. Во-первых, загадочная вещь – в восьмидесятых годах в СССР популярность группы «Акцепт» не уступала по популярности таких групп как «Metallica», «Iron maiden», «Kiss» и «AC/DC», а на Западе тиражи их пластинок уступали данным проектам подчас в десятки раз! Существует подобный казус с группой «Nazareth» - весьма популярная в восьмидесятые, она скатилась к 90-ым годам до сотрудничества со швейцарской звукозаписывающим лейблом Jive, специализирующейся на подбирании «потухших» звезд музыкальной индустрии. Но когда «Nazareth» приехали впервые в СССР в 1989 году – они собирали самые крупные площадки! И так было в дальнейшем тоже. Конечно, виноват в данной ситуации и «железный занавес», который позволял быть таким вот перекосам и неожиданно вообще-то рухнул. Но факт: у «тевтонских металлистов» (так окрестили «Акцепт» журналюги) с Россией особые, теплые отношения. Как говорит сам Удо Диркшнайдер, Россия – страна его любимого композитора Чайковского. Ему нравится и наш менталитет, и суровые природные просторы и даже - кто бы подумал - организация концертов (!). Его проект «U.D.О» с завидным постоянством посещает Россию, собирались даже записать совместный сплит-альбом с «Арией», с которой они регулярно вместе выступают. Есть вариант несни Штиль, где Кипелов и Диркшнайдер поют вместе. В репертуаре ансамбля есть песни на русском языке "Плачет солдат", "Поезд по России", в композиции shout it out альбома Holy (1999) в гитарном соло использована мелодия из «Подмосковных вечеров», Сам Удо уже немолод (родился в 1952 году), перенес ряд инфарктов. Желаю ему в первую очередь крепкого сибирского здоровья!
Фирменная фишка - это запоминающийся голос Удо. «Разошедшийся паровозный гудок» - характеризовал его оригинальный голос кто-то из журналистской братии. После самого успешного по продажам альбома «Russian roulette» 1987 года выпуска Удо Диркшнайдер, создатель «Акцепта», покидает группу. Надо сказать, что да, собственно, вокальные данные Удо «ниже среднего» для групп такого уровня. Но и не стоит забывать про феномен рок- и поп-певцов типа Марка Нопфлера, поющего казалось бы, на домашнем уровне, но собирающего стадионы со своей группой «Dire straits». Группой, которые музыкальные критики признают одной из лучших за всю историю рок-музыки.
Удо Диркшнайдер так объяснил сложившуюся ситуацию: «Дело в том, что тогда «Aкцепт» хотел развиваться так называемым "американским", коммерческим путем. Мысли музыкантов группы был направлены исключительно на зарабатывание денег и завоевание американского музыкального рынка. И им требовался более "коммерчески правильный" певец. В '86 году популярность «Aкцепта» была просто огромна. Группа уже продала в Америке миллион дисков с моим голосом, что же им еще не хватало, а? На наши концерты приходило по десять тысяч человек! И когда ты так популярен, целая машина по производству денег работает на тебя. Если ты находишься в турне около четырех лет, в перерывах между ними забегаешь в студию, записываешь новый альбом и опять едешь на гастроли, голова начинает идти кругом. Сейчас все, что тогда происходило в группе, кажется таким глупым! Вокруг группы стали появляться люди, которые пытались убедить других музыкантов, что с моим голосом они никогда не станут настоящими знаменитостями, никогда не заработают очень много денег. Мне кажется, музыканты «Акецепта» тогда просто не осознавали, что лежит в основе нашей группы».
И группа «Акцепт» все же решила рубить бабло и взяла на место Диркшнайдера другого певца, Дэвида Риса, казалось бы, более удовлетворительного для массовой аудитории, особенно для американского музыкального рынка. «Еат тнe неат», вышедший с ним в 1989 году получился неоднозначным альбомом, вроде бы и неплохим, но вовсе не похожим на то, что делал «Акцепт» до этого и стал делать позже. Коммерчески он оказался вовсе не так успешен, как ожидали музыканты, а после его выпуска группа на некоторое время даже распалась. Если не сказать большего – он стал провалом. Новый певец долго не продержался и был уволен за пьянку. Были и другие проблемы в группе. Потом был еще «кам бэк» Диркшнайдера, вышли даже три альбома в 1993-96 годах, но… В конце концов сотрудничество Удо с группой было похоронено окончательно. Лишь в 2005 году группа дала турне, в котором были Минск, Москва и Санкт-Петербург.
Пришла эпоха сольного проекта Удо Диркшнайдера – «U.D.O.» После длительного перерыва группа «Ассерт» существует снова, выступает в последние годы и пишет альбомы с новым вокалистом Марком Торнильо, удачно подражающим манере пения Удо. Удивительно, но третий альбом возрожденного «Акцепта» под названием «Blind rage» (июль 2014) оказался неожиданно весьма удачен и в творческом плане, и в коммерческом – в августе занял первое место по продажам к себя на родине в Германии, что произошло впервые в истории группы. Слушаю его с удовольствием, а некоторые его ставят в один ряд с лучшими работами группы, такими как альбомы «Balls to the wall» (1983) и «Metal heart».
Хочется сказать напоследок и о личных качествах певца Удо Диркшнайдера. То, что я ценю и уважаю в людях - скромность, я не люблю ****оболов. Со своей будущей женой Удо познакомился в 1987 году, и она, встречаясь с ним несколько месяцев, не знала даже, что он – знаменитый на весь мир рок-певец! Он говорил ей, что является просто музыкантом в рок-группе…