Высший сорт литературы

Вадим Элефантов
    Для меня высший сорт литературы - это жанр научной фантастики, science fiction. В первую очередь именно ей принадлежит «квалифицированный читатель» (определение бр. Стругацких). Наиболее из всех литжанров именно фантастика наиболее интеллектуальна, а в особенности – так называемая твердая научная фантастика.
     В 1934 году С. Маршак отвел фантастике скромное место рядом с детской литературой. Немало тех, кто считает фантастику «низким» жанром, как, например, детектив. Но фантастика отнюдь не низкий жанр, а скорее наоборот! Немало фантастов - известные ученые. Но и с гуманитарной точки зрения фантастика - высокое искусство! Из всех литературных жанров она наиболее связана с фантазией, творческим раскрепощением, широтой мировоззрения! К тому же многие фантасты отмечали, что всегда в центре научной фантастики стоял человек, с его успехами, проблемами и чаяниями, а не машины и научно-технический прогресс. Т.е. фантастика всегда оставалась, несмотря на свою близость к наукам (напр. астрофизике и футурологии) в первую очередь художественной литературой.
   Дедушка твердой science fiction Герберт Уэллс в своей автобиографии писал, что фантастику можно рассматривать как умозрительную социологию и в этом смысле она «не может быть просто искусством, ни наукой в узком смысле слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». Другой великий фантаст Айзек Азимов считал, что «великая служебная роль научной фантастики» в приучении читателя к возможности изменений и  к умению широко мыслить.