Закл. гл. повести. Гл. 44. Шкиля и друзья по духу

Нина Серебри 2
Мне повезло с друзьями. Ведь дружба  как любовь, как талант – дается не всем  и не всегда… Друзья по духу, а не по крови, и если тебе повезло и они у тебя есть – умей ценить их, умей дружить… Рано утром в мой день рождения раздается телефонный звонок, и я слышу слегка грассирующий голос моей любимой школьной подружки Шкили.
 - «У нас еще ночь, но я хочу первой тебя поздравить и пожелать здоровья…».
 Когда-то мы, четыре подружки, договорились никогда не приглашать на дни рождения друг друга. Друзья должны помнить. И кто остался жив – помнит…
А я вспоминаю, как в 90-е годы жизнь безжалостно разбросала нас по разным концам света. Шкиля с семьей уезжала на ПМЖ в Америку… Прощальное застолье было шумным и веселым. Острили, пели песни, в основном украинские. Песни то и дело прерывались тостами:
 - «За скорую встречу «там»!
 Несколько человек уже имеют на руках билеты, другие ждут – «вот-вот». Они веселы и полны надежд на скорую встречу с уезжающими друзьями.
 За столом сидят человек двадцать пять. И только пары две-три не разделяют общего оживления. Напротив меня сидит грек -  друг детства хозяина дома. Угрюмо вертит в руках рюмку. Задумался…  Молчу и я. Не могу говорить – горло сдавило, чувствую, начну говорить -  разревусь. Я вспоминаю…
Было это в голодном 1947 году, к концу первой четверти… Урок уже начался, когда в наш 2 «В» вошла завуч, ве-дя за руку девочку.
 - «Ваша новая ученица», - представила она. Девочка бы-ла удивительного сложения, собственно, не сложения, а вычитания, и, хотя почти весь наш послевоенный класс находился в одной весовой категории, наилегчайшей дистрофической, она безоговорочно заняла первое место.
Я сидела на четвертой парте, ее посадили впереди на третью. С первой же минуты я стала называть ее Шкилей. Два карих глаза под копной вьющихся волос не обиделись, а наоборот, дружелюбно заулыбались… и я влюбилась сразу и надолго.
 И тогда и сейчас, я не могу понять, как можно не быть влюбленной в свою подругу?!
 Все школьные годы мы дружили вчетвером, как сидели. Завтракали вместе на нашей парте, все делилось поровну. У Шкили и Фиры завтраки были вкуснее - у них были папы, у меня и у Галки – похуже, у нас одни мамы…
После школы разбрелись по разным учебным заведени-ям, виделись все реже, потом - по большим праздникам. Появились новые друзья – сокурсники… Но почему-то, когда много лет тому я серьезно заболела, самого известного врача в Одессе (через сотрудников своего мужа) привезла ко мне Шкиля… Она давно уже располнела, но я по-прежнему зову ее Шкилей.. И кто вообще может объяснить то чувство, которое охватывает вас, когда вы встречаетесь с друзьями дет-ства? Заливает какая-то необъяснимая радость, когда вы, перебивая друг друга спрашиваете:
 - «А помнишь, тогда на уроке английского?!     А помнишь…?» И вы, две почтенные дамы, на удивление окружающим, заливаетесь веселым смехом, забыв о возрасте, о ценах на рынке, о житейских неурядицах!
Вы снова молоды, бодры и полны оптимизма! И все это -  подарок ваших друзей!
 Из задумчивости меня вывела песня, только на этот раз - из другой комнаты. Это пел Шкилин восьмилетний внук, удивительно высоким и красивым голосом. «Талант», - говорят учителя…Завтра они все уезжают… Галка сказала, что тоже решила ехать ради сына…То и дело газеты подсчитывают вред от «утечки умов»… Интересно, а кто-нибудь подсчитал вред от «утечки» друзей? Как тяжело, когда некому сказать: «А помнишь…?»